Привет, я Настя Безребрая, графический дизайнер в Газпромбанке. Раньше я работала иллюстратором для проекта «Одноклассники».
В этой статье, опираясь на свой мультидисциплинарный опыт, я расскажу, почему графических дизайнеров и иллюстраторов часто путают между собой, и чем они друг от друга отличаются.
Для начала давайте разберемся в определениях. Предлагаю такую трактовку:
- Иллюстратор — специалист, который решает поставленную перед ним графическую задачу через переработку текстовой информации в изображение (например, иллюстрирование книги, отрисовка стикерпака).
- Графический дизайнер – специалист, который решает поставленную перед ним графическую задачу через систематизацию информации с использованием вспомогательных средств (например, разработка упаковки с использованием иконок, подходящих шрифтов, грамотной верстки).
Иллюстратор и графический дизайнер фокусируются на задачах, которые ставятся извне. Их работу можно считать завершенной, когда получен визуальный ответ на задачу. Граница профессий стирается отчасти из-за того, что и графический дизайнер, и иллюстратор делают то, что люди вне профессий обобщают словом «картинка».
Если внимательно присмотреться к дизайн-материалам, которые транслируют компании, можно заметить, что часто они сопровождаются разной сложности иллюстрациями. Чаще всего мы видим простые стилизации, знакомые и приятные образы, которые считываются за пару секунд. Возможно, вы встречаете и замысловатые картинки с уникальными стилистическими приемами, но значительно реже. Почему?
В повседневной жизни мы чаще сталкиваемся с иллюстрациями, которые помогают решать дизайн-задачи. Рассмотрим, что происходит, когда мы видим счастливую семью на рекламном плакате медицинской клиники. Персонажи привлекли внимание, при этом передали ценность, связывающую бренд и целевую аудиторию, стиль иллюстрации связывает изображение с брендом.
Те, кого это изображение привлекло, переходят к тексту баннера, читают уникальное торговое предложение, — ура, реклама работает! В этом примере иллюстрация решает задачу баннера наружной рекламы.
В рамках статьи предлагаю обозначить такие иллюстрации как бизнес-иллюстрации. Вот что им необходимо, чтобы выполнять свою работу:
- Образы, понятные широкой аудитории. Конечно, у всех брендов есть своя целевая аудитория, но ЦА крупных брендов довольно широкая. Например, люди, объединенные стремлением купить свежие продукты и готовую еду, могут принадлежать к разным возрастным категориям, а потому по-разному относиться к одним и тем же визуальным образам.
- Легко считываемый визуал. Бизнес-иллюстрации часто существуют в рекламе, соответственно, у нас есть пара секунд, чтобы привлечь взгляд человека к баннеру на улице или посту в новостной ленте.
- Стиль, соответствующий фирменному стилю бренда и tone of voice (ToV). Являясь частью коммуникации бренда с клиентом, иллюстрация должна продолжать стиль повествования, определенный брендом для этой коммуникации. Крупные компании наряду с дизайн-гайдами создают и гайды для стиля иллюстраций, чтобы поддерживать консистентность стиля и узнаваемость бренда.
- Образы, вызывающие положительные эмоции. Бизнес-иллюстрация — это инструмент коммуникации. Эмоция, вызванная иллюстрацией, будет ассоциироваться с брендом, поэтому положительные эмоции тут — залог успеха (этот прием можно использовать и наоборот, вспомните пугающие фото заболеваний, которые печатают на пачках сигарет).
- Актуальный стиль в рамках текущих трендов на рынке иллюстрации. Глобальные тренды на рынке иллюстрации существуют так же, как и тренды на дизайн. Уверена, каждый может вспомнить несколько запоминающихся ребрендингов. Точно так же обновляются и стили иллюстраций – стремясь к актуальности, но сохраняя узнаваемость.
Такие иллюстрации не являются самостоятельным средством выразительности, они сопровождают нас при восприятии ключевой информации. Им необязательно нести отдельную художественную ценность. Часто бизнес-иллюстрации существуют в рамках рекламной кампании или мероприятия, чтобы быстро смениться следующей порцией дизайн-материалов.
В то же время существует совсем другой вид иллюстраций, которые должны существовать долго. Это иллюстрации для детских книг, настольных игр, сувенирной продукции. Как правило, они распространяются на печатных носителях. Дети будут много раз пересматривать свои книжки-картинки.
Карточки настольных игр находятся на виду несколько часов подряд, их рассматривают, они должны создать атмосферу, поддерживать эстетику. Требования, предъявляемые к этим иллюстрациям, сводятся к тому, чтобы максимально продлить срок их использования:
- Стилизация, поддерживающая сеттинг. При поиске иллюстраторов для таких проектов часто ищут специалистов, работающих в максимально совпадающей с атмосферой проекта стилистике. Например, чтобы проиллюстрировать игру в средневековом сеттинге, будут искать специалиста, который уже рисовал такой сеттинг. Для детских иллюстраций будут искать детского иллюстратора, работающего в нужной возрастной категории: 0-2, 2-4, 4-6, 6-8 лет (да, для детских иллюстраций важно учитывать особенности каждого возраста).
- Уникальные стилизации. ЦА таких проектов у́же, что дает возможность ближе подойти к ее интересам и использовать сложные стилизации. Для таких работ выбирают иллюстраторов с выраженным личным стилем, вносящих авторский подход в работу. Такие иллюстрации дольше сохраняют свою актуальность, ведь они не привязаны к трендам. (От предыдущего пункта отличие в том, что стилизация должна не только узко попадать в атмосферу, но и быть достаточно сложной).
- Высокий уровень детализации. Это нужно, чтобы каждый раз, когда иллюстрация оказывалась на виду, ее можно было рассматривать и даже замечать новые детали. Есть отдельный прием, повышающий детализацию иллюстративной серии — добавление второго слоя сюжета. Помимо отражения основной истории, иллюстратор добавляет второстепенным героям на фоне отдельную ветку сюжета, не требующую текстового сопровождения, часто заметную только при детальном рассмотрении. Особенно это актуально для детских книжек-картинок. При повторном чтении истории, ребенок заметит как, например, птичка на фоне перелетает из кадра в кадр, занимаясь своими делами: у мира книги появится небольшое новое измерение, убедительность истории вырастет и читатель больше погрузится в описанную вселенную, захочет снова пересмотреть книгу, найти еще больше деталей.
Эти иллюстрации намного ближе к искусству, а иногда являются им. Создание таких работ требует бо́льшего количества времени и сил, а также внесения иллюстратором своего персонального видения в проект.
На практике получается, что бизнес-иллюстрации часто делают дизайнеры, ведь такие иллюстрации сравнительно просты. Кроме того, на помощь дизайнерам приходят стоки: можно найти иллюстрацию, которая почти подходит, и доработать ее. Отсюда складывается ощущение, что каждый дизайнер умеет хорошо рисовать, и профессии смешиваются.
Стоить отметить, что дизайнеры с иллюстраторами имеют определенный пул пересекающихся скиллов, что также размывает границу между ними: понимание работы с композицией, цветом, ритмом, светотенью, упрощением и конечно навыки работы в графических редакторах. Представители любой из профессий могут уметь готовить макеты в печать, владеть каллиграфией или леттерингом, работать в 3D.
Одновременно с этим дизайнеры и иллюстраторы обладают непересекающимся набором скиллов. Для примера скиллы дизайнеров, в которые иллюстраторы как правило не углубляются: сборка макетов и их предпечатная подготовка, разработка айдентики бренда, оформление мероприятий, верстка многостраничных изданий, более глубокие знания в работе со шрифтами.
Скиллы иллюстраторов, которые необязательны для дизайнеров: рисунок от руки и в традиционных материалах, работа со сложными стилизациями, знание техник разработки персонажей, создание раскадровки для многостраничных иллюстраций (как работает динамика иллюстраций в таких изданиях), основы анатомии, особенности иллюстрирования для разной аудитории.
Иногда дизайнеры и иллюстраторы относятся к своей работе как к искусству. Причины понятны, но мне этот подход не близок. Дизайнеры и иллюстраторы решают бизнесовые задачи, используют в работе продуктовый подход: анализ рынка, трендов, анализ самой задачи (почему она важна), выбирают лучший из методов ее решения, отслеживают результаты при применении нового подхода и ищут лучшее решение. Для меня дизайн скорее визуальная составляющая маркетинга, чем искусство.
Художники в то же время чаще ставят себе задачи самостоятельно и часто их задачи направлены не на достижение конкретного визуального результата, а на исследование (темы, материала, стиля, техники) или самовыражение. Конечно, всегда можно найти дизайнера, который самовыражается через свои проекты, а иллюстраторы часто исследуют стили или медиумы, в то время как некоторые художники работают в основном на заказ, то есть с задачами извне, на получение конкретного визуального результата.
Чтобы находить оптимальные решения, специалистам, создающим что-либо, нужна мультискилловость и гибкость, поэтому скиллсет удобно представить как розу ветров, каждая ось которой — отдельный навык (тогда-то мы и увидим, как на самом деле размыта граница). Мысль простая: если нужно провести черту, которая отделила бы эти термины, то мне кажется логичным провести ее именно так.
Читать другие полезные материалы:
— Топ-5 требований к графическому дизайнеру. Дьявол кроется в деталях
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»