В последние годы на IT-рынке появилось много новичков, готовых войти в профессию на любых условиях, но недостаточно опытных специалистов, способных решать бизнес-задачи здесь и сейчас.
Компании конкурируют друг с другом за то, чтобы привлечь талантливых сотрудников, но для успешной конкуренции уже недостаточно пресловутых печенек и дополнительного выходного в месяц. Привлекать и удерживать помогают другие вещи — зачастую нематериальные. В статье расскажем, какие именно.
Как компании теряют сотрудников
Далеко не всегда амбициозные профессионалы уходят к конкурентам из-за того, что они больше платят. Часто проблема заключается в организации рабочего процесса. Согласно опросу людей, уволившихся по собственному желанию, только 12% сообщили о том, что сделали это в расчете на повышение оплаты труда. В то время, как в этой причине увольнения были уверены 89% работодателей.
Есть три причины, по которым бизнес теряет ценных сотрудников.
- Во-первых, сотрудникам некомфортно, когда руководитель сумбурно ставит задачи и оценивает результаты по непонятным критериям. В такой ситуации никогда не знаешь, чего ожидать — за одно и то же решение тебя могут похвалить или наоборот. Чёткая цель и внятная обратная связь особенно важны в больших кросс-командных проектах со сложным взаимодействием.
- Во-вторых, сотрудники негативно оценивают низкий уровень самостоятельности и гибкости в принятии решений. Когда работа встаёт из-за плохо настроенных процессов или на неё уходит в два раза больше времени и усилий из-за бесконечных согласований, люди надолго не задерживаются.
- В-третьих, сотрудники уходят из компаний, если у них нет возможности профессионального роста. IT — одна из самых динамично развивающихся отраслей, которая требует непрерывного обучения. А ещё талантливые специалисты хотят работать над интересными проектами и занимать руководящие позиции. Часто такие люди уходят, когда они готовы сделать следующий шаг, а компания этого не предлагает.
Не только деньги: проекты и ценности работодателя
HR-менеджерам хорошо известно, что в деле привлечения лучших из лучших огромную роль играет бренд работодателя. По-настоящему талантливые специалисты хотят не просто зарабатывать. Зная свои способности приносить пользу бизнесу, они задумываются о том, чтобы эта польза распространялась и на общество в целом.
Поэтому, выбирая работодателя, они в первую очередь оценивают разрабатываемые продукты, культуру компании и ее социальный вклад. А для того, чтобы профессионалы задерживались надолго, особое внимание нужно уделять адаптации новичков, обратной связи и общему комфорту сотрудников.
Плавный вход
После того, как компании удалось привлечь внимание ценного специалиста и успешно завершить процесс его трудоустройства, наступает важный этап адаптации. Главные помощники в этом процессе — вариативность источников информации и форматов сопровождения, а также сочетание автоматизированных инструментов и личной поддержки.
Например, в МТС кандидатов и сотрудников сопровождают через welcome-рассылку и систему пребординга. Для новичков есть специальное юзер-френдли пространство — с гайдами, чек-листами и шаблонами задач на испытательный срок. Быстро реагировать на затруднения помогают чат-боты и регулярные опросы.
Особую ценность для новичков представляют такие инструменты, как:
- вводный тренинг от команды адаптации и IT-поддержки в первую неделю работы;
- one-to-one встречи с руководителем или наставником;
- встречи для постановки задач, обмена фидбэком и подведения итогов;
- чат поддержки новичков в Telegram.
Кроме этого недавно стартовала TechOnboarding — встреча для новых сотрудников IT-блока с руководителями центров практик и экспертиз. Эта встреча помогает новичкам погрузиться в такие понятия, как технологическая и продуктовая стратегия, технологические принципы, безопасная разработка.
Оценка и обратная связь
Регулярное подведение итогов помогает сотрудникам эффективнее выполнять поставленные задачи и профессионально расти. Обратная связь должна быть стандартизирована, чтобы каждый член команды знал, что его ждёт.
Оценка не должна быть улицей с односторонним движением, когда руководитель дает обратную связь, а сотрудник молча слушает. Вовлеченные вопросы о проблемах и чаяниях специалиста демонстрируют его ценность для компании и помогают предотвратить молчаливый уход из-за неудовлетворенности текущим положением вещей.
Ведь согласно опросам, треть тех, кто меняет работу, делают это из-за скуки и потребности в новых вызовах.
В МТС оценка проходит дважды в год. Полугодовое ревью — это регулярный процесс подведения итогов и актуализации планов в формате индивидуальных встреч с руководителем. Чтобы комплексно посмотреть на успехи за полугодие, на встрече оцениваются индивидуальные и командные показатели эффективности, а также обсуждаются пожелания и возможности для карьерного и профессионального развития сотрудника.
Стандарты 2023: work-life balance, благополучие и комфортный офис
Баланс работы и личной жизни уже стал стандартом для успешных людей. Если в компании принято перерабатывать, начальство названивает в нерабочее время, а форс-мажорные выходы по субботам никто не оплачивает — ценные специалисты надолго не задержатся. При этом чем моложе сотрудники, тем меньше они готовы к стрессовому ритму работы.
Благополучие сотрудников — важная часть работы HR-департаментов крупных компаний. В среднем, человек проводит на работе треть жизни, т. е. профессиональная среда сильно влияет на здоровье и психику. Поэтому работодатели, которые хотят построить слаженный и эффективный коллектив, должны заботиться о благополучии своих работников.
И компенсация расходов на полис ДМС в этих условиях — не «плюшка», а база, помогающая сотрудникам чувствовать себя в безопасности. В дополнение к классическим HR-инструментам нематериальной мотивации хороший способ поддержать сотрудников — помочь им разобраться с первопричинами внутреннего дискомфорта.
Работа с профессиональным психотерапевтом — один из таких способов. Кроме этого крупные компании готовы оплачивать спортивные занятия своих сотрудников.
Со времен пандемии коронавируса произошло глобальное переосмысление офисных пространств. Сегодня, когда более 70% сотрудников московских компаний предпочитают гибридный формат работы, офис из рутины превращается в место для командной работы, мозговых штурмов, неформального общения и даже отдыха.
Это отразилось на организации рабочих помещений: на смену типовым кабинетам пришли креативные пространства и фокус-румы, в которых можно не только сконцентрироваться на делах, но и перезагрузиться. А еще, не покидая офис, теперь можно попасть на расслабляющий массаж, потренироваться или «зарубиться» с коллегами в кикер.
Учитывая, что МТС входит в топ-3 крупнейших IT-работодателей России и лидирует по количеству вакансий на Habr, к созданию рабочего пространства компания подошла с особым вниманием.
Не отстает и социальный пакет, в который входят:
- льготы, партнёрские скидки и предложения — например, на мобильную связь, путешествия, онлайн-кинотеатр;
- дополнительные выходные для разных ситуаций — свадьбы, усыновления, участие в волонтёрских акциях и пр.;
- корпоративное такси для перемещения между офисами;
- страхование жизни и здоровья;
- сервис с бесплатными консультациями психолога, юриста и финансового эксперта;
- образование в МТС.Тета и Корпоративном университете. Кроме этого в экосистеме сейчас 17 технологических гильдий по разным стекам и направлениям: от ИТ-архитекторов, инженеров Devops, системных аналитиков до сообществ по искусственному интеллекту и дизайну. Это комьюнити по профессиональным интересам, участники которых устраивают митапы, занимаются менторством, обмениваются знаниями. Все это дает сотрудникам МТС возможность непрерывно развиваться, а компании — выращивать сильных специалистов во времена, когда их так не хватает.
Экосистема и карьерный рост
МТС реализует много сложных продуктов в направлениях, которые связаны с кибербезопасностью, облачным геймингом, нейросетями. Это привлекает драйвовых специалистов, готовых решать амбициозные задачи и расти вместе с экосистемой.
Если раньше сотрудник МТС развивался как специалист, в первую очередь, телекома, то теперь он участвует в кросс-функциональных проектах, работает с разными компаниями внутри экосистемы. Он начинает мыслить ценностями клиента не только в рамках своего продукта, но и в рамках взаимной интеграции смежных сервисов. Например, связывая книги в сервисе «Строки» и фильмы в онлайн-кинотеатре KION.
Чтобы сотрудники имели возможность горизонтальных переходов и роста внутри компании, они первыми получают информацию о горящих вакансиях в разных бизнес-вертикалях экосистемы. А для тех, кто задумывается о работе в экосистеме, есть Telegram-канал МТС Джобс и раздел с вакансиями в блоге МТС на «Коде Дурова».
Сотрудники МТС сегодня — это 63 000 человек разных профессий: с разными компетенциями, опытом, работающие по всей стране во всех компаниях экосистемы. В 2022 году МТС вошла в ТОП-10 лучших работодателей по версии HeadHunter, в десятку лучших ИТ-компаний по версии Хабр Карьера и в десятку самых привлекательных работодателей для студентов ИТ-специальностей, по версии рейтинга карьерных ожиданий Best Company Award.
Такого успеха удалось достичь благодаря экосистемному подходу к привлечению и развитию талантов, программе нематериальной мотивации, внутренних программ обучения, взаимодействию с ведущими вузами страны и поддержке профессиональных гильдий внутри компании.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»