Собеседование нужно как нанимателю, так и потенциальному сотруднику. Так обе стороны поймут, насколько они подходят друг другу. Именно поэтому соискатель должен не только отвечать на вопросы HR-менеджера, но и задавать свои.
Почему на собеседовании нужно задавать вопросы: несколько историй тех, кто этого не сделал
Представьте три типичные ситуации:
— Андрей прошёл собеседование, и его пригласили на работу. Однако радость была недолгой. Уже через несколько дней мужчина понял, что его не устраивает график, а работать нужно исключительно в офисе. К тому же выяснилось, что зарплату в трудовом договоре указали вдвое меньше обещанной. HR-менеджер уверил, что остальное компенсируют премией — но это только на словах.
— Когда Марину пригласили на работу в известную корпорацию, девушка была уверена, что ей очень повезло. Она рассуждала так: компания крупная — условия работы будут максимально комфортными. Но вместо шикарного офиса в центре столицы Марину ждало рабочее место на цокольном этаже без окон. А обязанности, которые должны были выполнять несколько человек, взвалили на неё одну.
— Несколько месяцев назад Вера устроилась в небольшую компанию дизайнером. Зарплату и график оговорили заранее: девушка работает в офисе с 10:00 до 19:00 и дважды в месяц получает ровно столько, сколько ей обещали. И все бы ничего, если бы не её обязанности. Девушка целыми днями делает однотипные презентации в PowerPoint и огорчается, что не растет как профессионал.
Когда мы ищем работу, наше воображение начинает рисовать картины прекрасного будущего на новом месте. Ещё бы: эта вакансия обещает большую зарплату, карьерный рост, интересные задачи. Мы сами себе придумываем, что условия будут лучше, чем на прежнем месте — поэтому на собеседовании ни о чём не спрашиваем.
Чтобы не разочароваться и не потерять время, нужно заранее проговорить важные моменты с HR-менеджером или будущим руководителем.
Как еще проверить репутацию компании
Самый простой способ проверить компанию — загуглить. Лучше всего сделать это до собеседования. Помните, что довольные сотрудники редко оставляют отзывы, большую часть пишут те, кто столкнулся с проблемами.
Несмотря на субъективное мнение комментаторов, есть нюансы, которые должны вас насторожить. Например:
- Заработную плату регулярно задерживают.
- Руководитель постоянно фигурирует в каких-то тёмных историях, хамит и оскорбляет подчинённых.
- Сотрудники регулярно перерабатывают без оплаты.
- Непонятно, как руководитель принимает решение по сотруднику на испытательном сроке.
- Сотрудников увольняют без причины.
Если подобные отзывы оставили несколько человек, хорошо подумайте: готовы ли вы рискнуть, потерять время, деньги и душевное равновесие.
А что потом?
Если вы проверили репутацию компании, задали все интересующие вопросы и вас все устроило, не теряйте бдительность на завершающем этапе. Попросите нанимателя прислать оффер в письменном виде. Предложение о работе и трудовой договор — это не одно и то же, но такая бумажка будет залогом серьезных намерений со стороны компании.
Хорошо подумайте о трудоустройстве, если нанимателя раздражают ваши вопросы: он нервничает, юлит, торопит с ответом. Адекватный руководитель с уважением относится к будущим сотрудникам и готов обсуждать взаимовыгодные условия. Когда работодатель общается из позиции «скажи “спасибо”, что взяли» — имеет смысл поискать другое рабочее место.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»