Алиса от Яндекса теперь лучше понимает пользователей с особенностями речи
Алиса стала лучше распознавать голосовые запросы людей с речевыми нарушениями, сообщила «Коду Дурова» пресс-служба Яндекса.
Речь о таких нарушениях как заикание, ДЦП, последствия инсульта или травмы. Упрощение общения с голосовым помощником стало возможным благодаря дообучению нейросети: утверждается, что в процессе обучения Алисе показали сотни тысяч аудиозаписей.
- Аудиозаписи для обучения Алисы подготовили люди с особенностями речи. Яндекс привлёк их к открытому тестированию качества распознавания речи в том числе при помощи партнёрских организаций.
- В проекте участвовали некоммерческие организации «Центр лечебной педагогики», «Живи сейчас», «Жизненный путь», «Весна», «Перспектива», «Лучшие друзья» и другие.
- По уверениям Яндекса, подопечные некоммерческих организаций и другие участники записали более 855 000 скороговорок и фрагментов обычной речи — это более 900 часов аудиоматериалов.
По данным компании, в результате дообучения нейросети разрыв между точностью распознавания обычной речи и с искажениями сократился в среднем на 20%. Качество распознавания оценивали по метрике Word Error Rate, позволяющей определить долю неправильно понятых слов:
Классифицировать примеры по типам нарушений помогли специалисты-дефектологи из МГПУ. В общей сложности в проекте участвовали более 300 человек. Подробнее о нём можно узнать на Хабре.
В Яндексе добавили, что инклюзия и цифровая доступность является одним из фокусных направлений социальных проектов компании. Например, на сегодняшний день в экосистеме Яндекса адаптировано уже 15 сервисов и продуктов для незрячих людей.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»