Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Яндекс выпустил новый сезон Yet Another Conference с несколькими десятками историй, в которых главные герои — это люди, устройства и нейросети.
В этот раз анонсированы не только новые продукты. Компания впервые показала производство умных устройств с Алисой на заводе в Гуанчжоу и готовой еды Лавки в Санкт-Петербурге.
На YaC 2023 Яндекс также рассказал о новом для себя направлении спорттеха и о том, как внутри компании выглядела большая гонка нейросетей. Более того, сотрудники компании поделились негласными правилами жизни, которые выработались за 26 лет существования Яндекса.
«Код Дурова» коротко рассказывает о самом главном.
Что такое Yac?
Яндекс по традиции ежегодно проводит YaC, чтобы поделиться важными обновлениями и показать «закулисье» своей работы. Формат Yet Another Conference менялся несколько раз: сначала это было камерное мероприятие, затем большая офлайн-конференция, потом фильм, а теперь это мини-сериал.
И это логично: продуктов и технологий у компании становится больше, а экосистема становится масштабнее. В прошлом году каждая серия YaC была посвящена отдельным сервисам, а в этот раз их собрали по принципу того, что нас окружает каждый день.
Получилось 4 серии про технологии в городе, в доме, в интернете и про людей, которые все это создают.
Новые продукты, экскурсии по заводам и спорт
В первую очередь, обращают на себя внимание новые устройства компании. Первый свежий продукт — универсальная умная колонка Станция Миди с динамиками общей мощностью 24 Вт и модулем Zigbee — о ней подробно «Код Дурова» рассказал в свежем обзоре.
Второй новинкой стала Станция Дуо Макс — новый флагман, это первая собственная умная колонка компании с экраном, которая позволяет отдавать Алисе команды не только голосом, но и прикосновением. Теперь Алиса не только произносит, но и показывает свои ответы. А ещё на Дуо Макс можно смотреть кино и общаться по видеосвязи.
Линейка продуктов стремительно расширяется, да и пользователей больше — уже почти 8 млн проданных Станций. Но не анонсами едиными. Например, можно взглянуть, как производятся и тестируются устройства на заводе в Гуанчжоу в Китае — что важно, девайсы целиком разрабатываются Яндексом, и компания гордится качеством сборки своих гаджетов, ибо процент брака равен половине процента.
На этом экскурсии не закончились: Яндекс показал умную дачу одного из своих сотрудников, продемонстрировав возможности умного дома (который теперь может работать даже при отсутствии интернета), а ещё нам раскрыли тайны производства готовой еды на заводе Лавки в Санкт-Петербурге.
Что ещё? Новое для Яндекса направление — оцифровка спорта. В этом году компания разработала систему видеоаналитики, сбора данных и трекинга игроков. Как объяснили в компании, клубы смогут использовать полученные данные в тренерской работе и на трансферном рынке. Уже сейчас Яндекс работает с клубами РПЛ и в будущем система поможет дополнять трансляции, геймифицировать их и делать более увлекательным просмотр матчей.
О гонке в генеративных нейросетях
Тут мы узнаём о стремлениях Яндекса не просто создать нейросеть, которая будет идеально подходить русскоязычным пользователям, но и сделать так, чтобы они уже сейчас могли почувствовать её возможности в уже знакомых сервисах. При этом в компании убеждены, что тот же классический Поиск языковые модели не убьют, они лишь расширят его возможности.
Нам уже знакома языковая модель YandexGPT и в Яндексе признаются, что её появление было большим челленджем. Фактически Яндекс вступил не просто в локальную, но и в мировую гонку языковых и визуальных моделей.
Чтобы развивать качество своего продукта даже придумали новую профессию AI-тренера — теперь компания обучает таких специалистов. Они работают над тем, чтобы ответы нейросети были не только безопасными, но и похожими на человеческие.
К слову, этические вопросы тоже волнуют команду и занимают важное место. С учётом высокого доверия пользователей к ответам нейросетей, Алисы и поиска у компании стоит цель оправдать его и следить за тем, чтобы ответы не наносили вред и не вводили в заблуждение.
О сервисах для жизни в городе, китайских авто и ценах
Серия посвящена городским сервисам. Например, компания делает всё, чтобы изменения в городе быстро отражались в Картах — за день на них попадает больше 1 млн различных изменений. Тут есть небольшие обновления — нейросети теперь помогают генерировать короткие описания мест, которые отражаются прямо на картах, а также отвечают за новый блок сториз в карточках заведений.
Также Яндекс рассказал о причинах роста цен на поездки — рост спроса уже несколько лет превышает рост предложения, и чтобы это исправить, нужны автомобили и водители. Обновлением автопарка с уходом автопроизводителей заниматься стало сложнее, при том, что компании ежегодно нужно до сотни тысяч новых машин. Поэтому оптимальным решением стала поставка авто из Китая — лидера по экспорту.
Благодаря этому Яндексу удалось вернуться к уровню 2021 года по притоку новых авто. При этом экономить пользователям помогают и алгоритмы, например, рекомендации по оптимальной точке посадки и высадки, а также совместные поездки. Только за прошедший год больше 11 млн человек сэкономили 2 млрд рублей благодаря разным опциям экономии.
Внимание уделено и таким направлениям как Маркет, Еда и Доставка. В Маркете развивают алгоритмы рекомендаций и стремятся предлагать лучшие цены за счет своего платежного сервиса Пэй, для курьеров разработали надёжный электро-велосипед, при этом компания продолжает работать над скоростью доставки.
О людях в компании
В этом эпизоде нам раскрыли негласные правила, сформировавшиеся за многие годы существования компании — про то, как важно спорить и задавать вопросы, давать свободу и слышать друг друга, испытывать продукт на себе и стараться исправлять даже мелкие недочёты.
Прошедший год описывают в качестве стресс-теста, который дал Яндексу возможность убедиться в большом запасе прочности. Здесь можно отследить серьёзную мотивацию сотрудников и целых команд, которые, несмотря на непростые задачи, готовы работать больше ради того, во что верят.
Посмотреть YaC 2023 целиком можно на YouTube и на «Кинопоиске».