Содержание
Рассказываем, почему корпоративное обучение — это инвестиция для компании и как убедить работодателя оплатить курсы сотруднику. А также — как выбрать подходящее обучение.
Преимущества корпоративного обучения для сотрудника достаточно очевидны, основные — это экономия собственных финансовых ресурсов и возможность карьерного роста. Однако работодателю вложение в образование сотрудников также может быть выгодно с точки зрения той же экономии. Причём выгодно обучать сотрудников не только профессиональным, но и гибким навыкам: специалист, который, например, умеет работать в команде или вести переговоры, экономит время — а значит, и деньги — компании.
Чем полезно дополнительное образование для сотрудника и работодателя
Разобрали преимущества корпоративного обучения для обеих сторон — специалиста и работодателя.
Для сотрудника:
- Вертикальный карьерный рост. Достигается за счёт новых компетенций, важное условие — сотрудник должен применять их на практике. Рост возможен как внутри компании, так и при смене работы: при переходе в новую компанию можно просить более высокую зарплату и должность, особенно если на руках есть диплом о повышении квалификации.
- Горизонтальный карьерный рост. А именно: новые зоны ответственности и интересные задачи. Корпоративное обучение позволяет быстрее и эффективнее выполнять текущие обязанности, поэтому специалист может брать дополнительные проекты и увеличивать доход.
- Личностный рост. Обучение — корпоративное в том числе — помогает расширить кругозор и приобрести не только профессиональные, но и гибкие навыки, такие как рост эмоционального интеллекта, критическое мышление, уверенность в себе, навыки коммуникации, чувство ответственности, лидерские качества и другие.
- Новые полезные связи. Многие курсы по повышению квалификации подразумевают, что обучение проходит в группах, где можно познакомиться с интересными людьми и найти как друзей, так и будущих коллег или работодателей. Также большинство курсов проходит при поддержке опытных наставников, которые помогают повысить мотивацию к профессиональному росту.
Для работодателя:
- Повышение производительности и качества работы. Для компании выгодно, чтобы специалист выполнял свои задачи быстро и эффективно. В этом ему могут помочь специальные инструменты, хард- и софтскилы. Однако этим компетенциям нужно обучить. Например, дизайнеру можно оплатить курс по владению Figma, продакт-менеджеру — по методикам управления проектами и т. д. В итоге производительность вырастет, соответственно, компенсируются затраты на обучение.
- Привлечение и удержание талантливых сотрудников. Возможность пройти корпоративное обучение говорит, что компания заинтересована в специалистах и готова инвестировать в их профессиональный рост. Это помогает снизить текучесть кадров, также понижает вероятность, что специалиста переманят конкуренты.
- Экономия ресурсов. Удержать старого сотрудника выгоднее, чем искать нового. Хотя бы потому, что для этого требуются усилия HR, а новому специалисту потребуется время на онбординг. Также часть ресурсов потратится на наставника, который будет внедрять нового сотрудника в компанию.
- Положительная репутация компании. Возможности для профессионального роста, которые даёт обучение, — это большой плюс для сотрудников, в том числе для бывших и будущих. У специалистов, которые по каким-то причинам покидают компанию, возможность качественного корпоративного обучения оставит позитивное впечатление о бренде. Этим впечатлением они могут поделиться с коллегами, которые могут занять их место. И, конечно, возможность обучения привлечёт новых специалистов.
Как выбрать корпоративное обучение
Есть много форматов обучения для повышения квалификации. Они отличаются длительностью, стоимостью, глубиной изучения материала и т. д. При выборе нужно ориентироваться на каждую конкретную ситуацию. Основные форматы:
- Онлайн-курсы повышения квалификации. Большинство таких курсов проходит в группах под руководством наставников. На курсах можно изучить как конкретный навык, так и целую область знаний: например, язык программирования или управление проектами.
Можно пройти курсы при вузе или в образовательной компании. Например, в Яндекс Практикуме есть корпоративное обучение, которое включает 136 курсов в сфере дизайна, программирования, маркетинга, менеджмента, анализа данных и т. д.
- Тренинги и краткосрочные курсы. Актуально, если нужно в короткие сроки разобраться с конкретным навыком — например, освоить конкретный инструмент.
- Обучение с наставником. Подходит, если сотруднику нужно прокачать софтскилы или разобрать конкретные кейсы из собственного опыта.
Как убедить работодателя, что сотруднику нужно обучение
Компания с большей вероятностью будет готова вложиться в профессиональный рост сотрудника, если будет уверена, что бизнес в итоге окажется в плюсе. Поэтому нужно понять, какие дополнительные компетенции сотрудника могут этому способствовать. Для этого можно:
- Спросить руководителя, какие у бизнеса цели и стратегия развития. Например, если цель — запустить новый продукт, то компания с большей вероятностью согласует курсы, которые обучают управлению командой разработчиков или языкам программирования.
- Спросить у руководителя или HR, каких навыков не хватает сотруднику. Также можно изучить требования к своей профессии на сайтах по поиску работы — и выяснить, какими навыками, которых ожидают работодатели, специалист не обладает.
После того как сотрудник определил, какие дополнительные компетенции помогут компании в перспективе вырасти, можно составить список курсов или тренингов, которые помогут наверстать недостающие навыки. Этот список можно предоставить руководителю при переговорах — и аргументировать, почему выбраны именно эти курсы.
Как подготовиться к переговорам
Чем убедительнее специалист аргументирует, что его обучение будет выгодно для бизнеса, тем выше вероятность, что его просьбу об обучении за счёт компании удовлетворят. Как повысить шансы — разбираем ниже.
- Зарекомендовать себя. Проявлять инициативу, выполнять чуть больше должностных обязанностей, показывать, что сотруднику важен профессиональный рост. Можно попробовать самостоятельно освоить простые инструменты и показать работодателю положительный результат.
- Подготовить конкретный план обучения. Детальный план с указанием целей, методов и ожидаемых результатов поможет убедить работодателя, что обучение действительно необходимо. Также пригодится список конкретных курсов, о котором мы говорили выше.
- Подготовить конкретные примеры. Например, можно объяснить работодателю, что с помощью знания SQL сотрудник будет быстрее и эффективнее выполнять обязанности, чем если будет пользоваться только Excel. Или что со знанием методологий по управлению проектами менеджер поможет команде — и бизнесу — быстрее достигнуть целей. Также можно привести в пример конкретные кейсы, с которыми уже сталкивалась компания: например, слабые софтскилы сотрудников, — это будет аргументом в пользу того, чтобы улучшать недостающие навыки.
- Подчеркнуть выгоду для компании. Идеально — подкрепить аргументы цифрами: сколько компания заработает, если оплатит обучение, что изменится в процессах, как вырастет производительность и т. д. Для этого можно приложить метрики эффективности команды и скорости процессов или, например, статистику, которая доказывает, что конкретный инструмент упростит работу. Если нужно обучение какому-то инструменту, можно привести в пример удачное внедрение этого инструмента другими компаниями или результаты учеников, которые прошли соответствующие курсы.
Как провести переговоры
Когда все аргументы в пользу обучения собраны, можно переходить к диалогу с работодателем. Как это сделать:
- Согласовать встречу и предупредить, о чём пойдёт речь.
- Подготовиться: можно выписать основные тезисы, о которых собираетесь говорить. А ещё лучше — подготовить презентацию с аргументами, о которых мы говорили выше.
- Если встреча — в том числе в формате онлайн — невозможна, можно прислать аргументы в виде текста в корпоративном мессенджере или на почту.
На встрече нужно вести себя спокойно и не давить на работодателя — особенно если он сомневается. Лучше дать ему время подумать и затем повторить диалог. Очень важна честность перед собой и руководителем, а также чёткое понимание, зачем обучение нужно самому сотруднику.
Если сотрудник точно уверен, что обучение пойдёт бизнесу на пользу, но работодатель всё ещё сомневается, можно договориться на оплату после обучения — когда оно уже принесёт результаты. Для этого потребуется по прошествии определённого времени собрать необходимые метрики, которые покажут, что вложение в профессиональный рост сотрудника было успешным.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»