Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Мессенджер WhatsApp, принадлежащий Facebook, запустил сервис, благодаря которому жители Индии смогут проверять, насколько полученные сообщения соответствуют действительности. Сервис был запущен в преддверии выборов в стране.
Чтобы проверить информацию, пользователи могут отправлять её на специальный номер. Сотрудники индийской компании Proto, которая сотрудничает с WhatsApp, проанализируют информацию и в индивидуальном порядке присвоят статус «истинных», «ложных», «вводящих в заблуждение» или «спорных» сообщений. Информация, поступающая от пользователей также будет использоваться для создания базы данных, при помощи которой специалисты смогут изучать и оценивать распространение дезинформации в Индии.
По мере поступления большего количества данных мы сможем выявлять наиболее восприимчивые или затронутые вопросы, места, языки, регионы и многое другое, — заявили основатели Proto Ритвий Паррих и Наср уль Хади.
Результаты исследования Proto планирует представить в Международном центре для журналистов. Тем не менее, служба проверки фактов WhatsApp может столкнуться с некоторыми проблемами. Дело в том, что сообщение, отправленное пользователем на проверку, может проходить классификацию более двух часов — это достаточно большой промежуток времени.
Сервис фактчекинга поддерживает в общей сложности пять языков — английский, хинди, телугу, бенгали и малаялам. Специалисты могут обрабатывать текстовые сообщения, изображения и видео. Также WhatsApp недавно провёл тестирование, добавив возможность проверки подлинности изображений.
WhatsApp также сотрудничает с организациями Dig Deep Media и Meedan, которые принимали участие в подобных проектах для других странах. Изначально платформа Meedan Check была разработана для борьбы с дезинформацией, которая распространялась во время выборов во Франции и Мексике, а теперь она интегрирована с Business API мессенджера.
Как WhatsApp начинал борьбу с фейками в Индии
Ранее WhatsApp лишил пользователей пересылать одно и то же сообщение более пяти раз ради избежания распространения слухов и дезинформации. Такое нововведение впервые появилось после случаев массового самосуда в Индии. Толпы убивали людей из-за появлявшихся слухов в WhatsApp, — этому предшествовала возможность пересылать сообщения сразу в несколько чатов.
Менее чем за три месяца было убито почти три десятка человек, ещё сотни были жестоко избиты. Например, через WhatsApp в штате Махараштра распространились слухи о том, что пять человек были причастны к торговле детьми. После рассылки в мессенджере сообщений с «наводками» толпа людей решила допросить людей, но в итоге линчевала всех пятерых.
В октябре прошлого года WhatsApp также нанял артистов в Индии, чтобы бороться с фейковыми новостями. Они путешествовали по стране, рассказывая людям на улицах об отличиях фейковой информации от настоящей. В формате уличного театра артисты показывали толпе (и даже читали рэп), как распространение поддельной информации приводит к несправедливому насилию и умышленным убийствам невиновных людей.
27 июня 2018 года массовая рассылка сообщения о группе иностранцев, якобы приехавшей в штат Гуджарат для похищения и продажи детей, подтолкнула местных жителей к семи убийствам. Среди погибших была 45-летняя нищая женщина из кочевого племени. За несколько недель до этого толпа «разорвала» двух мужчин на внедорожнике, так как наводка показала, что они везли с собой ребёнка-пленника.