«Если бы я знал»: реальные истории трёх айтишников об уроках информатики, выборе специальности и значении комьюнити
«Если бы я знал»: реальные истории трёх айтишников об уроках информатики, выборе специальности и значении комьюнити

«Если бы я знал»: реальные истории трёх айтишников об уроках информатики, выборе специальности и значении комьюнити

6 сентября, 20237 минут на чтение

Сегодня технологии в IT-образовании — как для взрослых, так и для детей — шагнули далеко вперёд: занятия стали интерактивными, программы — индивидуальными, а задачи — практическими.

В Яндекс Лицее — образовательном пространстве, где подростки 13–18 лет изучают программирование и прокачиваются в решении прикладных IT‑задач — все современные edutainment-фишки, конечно, используются.

А если бы Лицей придумали раньше? Три айтишника из разных поколений рассказали, что было бы, если бы новые программы Лицея оказались на их образовательном пути пять, десять и двадцать лет назад:




Сергей Бережной:

В средней и старшей школе я учился в профильном классе информатики. Как сейчас помню: на первых компьютерах БК — «БКашках» — мы программировали на Basic. Учительница Валентина Никитична переписывала на доске мелом какие-то программы со своих распечаток, а мы их перепечатывали на своих компьютерах, не понимая, что они означают.

Очень редко мы вносили исправления — для нас это было больше сродни магии, сами процессы мы понимали мало. Я и некоторые мои одноклассники частенько зависали в компьютерном классе, исследуя технику с разных сторон: мы программировали, играли в игры (на тот момент довольно примитивные), да даже просто клавиатурный тренажёр был для нас игрой.
Если бы Сергей учился в Яндекс Лицее, ему бы не пришлось переписывать код с доски: лицеисты занимаются по удобным онлайн-учебникам, вся информация в них структурирована. Большинство заданий — интерактивные, и сразу можно узнать, правильное решение или нет.

Алёна Лисенко:

С пятого по одиннадцатый класс я училась в Краевом центре образования в Хабаровске, там и начала делать свои первые шаги в программировании. Сначала это были примитивные программы на языке PascalABC, но в восьмом классе я начала ходить в кружок по олимпиадной информатике и именно там полюбила кодить. Правда, всё равно не была уверена, что хочу в будущем стать программистом, потому что было совсем не понятно, как мои знания применить на практике и действительно ли на работе программисты занимаются тем же, чем занимаюсь сейчас я.
После поступления в Яндекс Лицей в девятом классе стало понятно, что все знания Алёны, полученные на олимпиадах и в Лицее, полезны и на практике, при разработке приложений: на занятиях они реализовывали проекты и продолжали развивать их по окончании Лицея, участвовали в хакатонах в одной команде. Самое крутое – то, что школа пользовалась приложениями, написанными Алёной и её командой: например, развивающие игры загрузили на компьютеры в начальной школе, а чат-ботом по рассылке расписания в алёниной школе пользуются до сих пор.

Антон Алексашкин:

Я учился в ФМЛ № 239 в Питере — это очень хорошая престижная школа, чтобы туда попасть, нужно было написать вступительное по математике и пройти собеседование. Там же увлёкся химией в восьмом классе, при этом другие предметы тоже нравились — и математика, и литература, и информатика. До этого я ходил в другую школу — тоже хорошую, но не такую престижную. А ещё раньше мы жили в Чите — переехали в Санкт-Петербург.
Сегодня, чтобы получать качественное образование, не обязательно переезжать в столицы. Бесплатно прокачаться в востребованных IT-специальностях в Яндекс Лицее могут школьники и студенты любого уровня подготовки (есть курсы более сложные, а есть и попроще) из любого населённого пункта РФ: в этом сезоне запустился годовой онлайн-курс по востребованному языку программирования Go и онлайн-специализации по направлениям: Веб-разработка на Django, Машинное обучение, Большие данные, Разработка игр, Анализ данных.

Антон Алексашкин:

В моей школе не было интерактивных платформ, и интерес складывался из двух составляющих — интерес к предмету и личность учителя. Чего-то одного уже было достаточно, а если оба компонента присутствуют — то занятия запоминались. Ну а когда уроки были совсем скучные, мы с одноклассниками играли в «точки» — это логическая настольная игра вроде «го», в неё удобно играть на листочке бумаги в клетку.
На занятиях в Яндекс Лицее Антону точно не было бы скучно: здесь подростки могут планировать свой путь в IT, выбирая наиболее подходящие направления, не тратя время на неинтересные или уже изученные программы. Все преподаватели в Лицее — эксперты, которые делятся не только теорией, но и опытом из реальной IT-индустрии.

Сергей Бережной:

Мой первый, достаточно хороший по тем временам домашний компьютер папа купил под дефолт 1998 года, и через три недели он стал стоить, кажется, в четыре раза дороже. Я очень много времени проводил с ним, занимался всем — в диапазоне от игр до переустановки Windows и настройки Linux. Тогда как раз появился киберспорт, и я был в первой волне тех, кто участвовал в турнирах и пытался прогрессировать именно в компьютерных играх целенаправленно.

Больше всего играл в StarCraft: Brood War, Counter-Strike и Quake III: Arena. Думаю, это увлечение в какой-то мере способствовало интересу к программированию, ну и в целом в те годы компьютер был не у всех. До того, как папа купил компьютер, я оставался после уроков в школе: мне снова повезло — моя классная руководительница была учительницей информатики и разрешала нам пользоваться техникой не только в рамках уроков.
Если бы мы изобрели машину времени и Сергей поступил в Лицей в 2023 году, он бы сам смог придумывать и писать видеоигры: в этом году в Лицее запустили онлайн-специализации по разработке игр, анализу данных и машинному обучению.

Антон Алексашкин:

В девятом классе я получил диплом на Всеросе и в одиннадцатом узнал, что это даёт поступление вне конкурса, так что вообще не переживал насчёт экзаменов. Но математику сдал на 100 баллов. Поступать было легко, но осознанного выбора профессии я не совершал, скорее, шёл по наиболее понятной траектории: если химия даётся проще всего, то логично в этом направлении дальше и развиваться.

Только сейчас я стал осознавать, какие факторы для меня ключевые при выборе области деятельности: польза обществу, свобода и открытие нового, прогресс. Когда думал, куда поступать, хотелось как-то объединить хотя бы математику и химию, поэтому выбрал направление наук о материалах. Родители предложили попробовать в МГУ поступить, так я там и оказался. Оглядываясь назад, понимаю, что очень не хватало кругозора в плане профессий, варианты рассматривал в узком диапазоне.

Тогда я не знал, что есть профессии, где можно объединить математику и химию и связать это с IT.
Если бы Антон был выпускником Яндекс Лицея, то он бы сделал более осознанный выбор вуза. Ведь Яндекс Лицей значительное внимание уделяет профориентации: учащиеся Лицея создают свои первые проекты и пробуют себя в различных IT-профессиях. После окончания Лицея они могут продолжить обучение на профильных специальностях в вузах или устроиться на стартовые позиции в крупных IT-компаниях.

Сергей Бережной:

В университет я попал на отделение механики, а не прикладной математики, как хотел. На самом деле на обоих отделениях очень мало времени уделялось именно программированию: программа не успевала за реальными задачами, было очень много теории (хотя и теория, конечно, полезна и нужна). В целом трудно назвать мой выбор специальности на 100% осознанным: скорее, я пошёл учиться на мехмат, так как мне хорошо давалась математика, и я любил всё, что связано с компьютерами.

Несмотря на то что учился в профильном классе, я дополнительно готовился к поступлению с репетитором. В тот год только-только вводили ЕГЭ, и я его провалил: очень хорошо знал все ответы и пока помогал всем вокруг, не успел переписать свои собственные ответы в чистовик.
Если бы Серёжа ходил в Яндекс Лицей, ему, скорее всего, не нужно было бы тратиться на репетиторов, ведь выпускники программ могут получить дополнительные баллы для поступления в вузы-партнёры по результатам конкурса цифровых портфолио «Талант НТО», а знания, полученные здесь, очень помогают на ЕГЭ.

Сергей Бережной:

Поиском работы я озадачился где-то в середине обучения в университете. Вначале это были подработки, не связанные со специализацией, – от промоутера до наборщика текстов, чуть позже я начал искать работу, где пригодились бы навыки взаимодействия с компьютером. Примерно год на фрилансе я, будучи самоучкой во всём, что касалось разработки, методом проб и ошибок самостоятельно нарабатывал практические навыки.

Потом подумал, что неплохо было бы пойти поучиться у людей, которые уже состоялись в профессии: так я нашёл первую работу в веб-студии. Устроиться туда было несложно: на тот момент я уже имел хороший уровень вёрстки, а рынок, впрочем, как и сейчас, был очень голоден до хороших кадров, которые хоть что-то могут сделать.

Сегодня я директор по взаимодействию с разработчиками в Яндексе, отвечаю за developer experience,  найм и испытательный срок. А также задачи, связанные с нашим технопиаром: как мы рассказываем про нас широкой аудитории, события и опенсорс.

Образование до сих пор остаётся одним из моих приоритетов и интересных для меня направлений деятельности, поэтому тесно работаю с нашими Школами Яндекса (особенно со Школой разработки интерфейсов), Практикумом и другими образовательными проектами.
Если бы Серёжа был выпускником Яндекс Лицея, ещё в школе он смог бы попробовать себя в разработке, не тратя время на непрофильные фрилансы: сертификат Лицея даёт статус junior-программиста с портфолио, прикладными навыками в области веб-разработки, создания чат-ботов и игр, а также машинного обучения и анализа данных.

Алёна Лисенко:

На выпускном Яндекс Лицея сказали, что сейчас у нас уровень стажёра Яндекса, поэтому я сразу поверила в себя и решила попробовать пройти на стажировку. Собеседования проходили легко, в непринуждённой обстановке, поэтому у меня быстро получилось пройти все и устроиться на работу. После того как начала работать, очень удивило то, что всё, что рассказывали лекторы в Лицее, действительно используется в Яндексе. Сейчас я улучшаю сервис вместе с командой и получаю удовольствие от каждого рабочего дня.

Антон Алексашкин:

В вузе я IT не интересовался, в школе тоже, повального интереса к IT в моём классе не было: несколько человек участвовали в олимпиадах, в итоге «в программисты» учиться пошли два-три человека. Пришел в эту сферу случайно из биотеха уже взрослым и не жалею.

Мне нравится, что в IT — и в EdTech, в частности — много творчества и, в отличие от науки, очень короткий период между идеей и реализацией. Ты что-то придумал, сделал и сразу видишь результат. Также рынок труда в IT сегодня очень широкий, и, если обладаешь востребованными навыками, можешь выбрать компанию, которая подходит именно тебе.
Если бы Антон оказался в Лицее, он бы сразу попал в сообщество тех, кто увлечён IT. Яндекс Лицей – это первая ступень в IT-образовании и карьере: выпускники Лицея могут продолжить обучение на партнёрских программах Яндекса в вузах, пройти стажировку в Яндексе или в другой крупной IT-компании или  получить дополнительную квалификацию в Сезонных школах Яндекса и на курсах Практикума.
Чтобы поступить в Лицей, посетите официальный сайт Яндекс Лицея: lyceum.yandex.ru, ознакомьтесь с программами обучения и выберите подходящую для вас. Заполните заявку на участие в отборочном этапе и следуйте инструкции, которая придёт вам на почту.

Реклама. ООО "Яндекс". 2VtzqweC7z8

6 сентября, 2023

Сейчас читают

Картина дня

Свежие материалы

Свежие материалы