Что такое программные роботы (RPA): замена человеку или его помощник?
Что такое программные роботы (RPA): замена человеку или его помощник?

Что такое программные роботы (RPA): замена человеку или его помощник?

6 июля, 20234 минуты на чтение

Мир стремительно меняется и огромную роль в этих изменениях играют технологии, которые проникают чуть ли не во все сферы жизни.

Очевидно, что ключевая роль любой технологии — упростить жизнь человеку, в частности, его работу. И вот уже много лет IT-отрасль раз за разом автоматизирует всё большее количество рабочих процессов. Более того, мы стоим на пороге ИИ-революции, благодаря которой автоматизация и вовсе выходит на новый уровень.

Но есть и ещё одно крайне интересное и актуальное направление, которое называется «роботизация процессов» (Robotic Process Automation или просто RPA), то есть создание программных роботов.

Что такое RPA и зачем это нужно?

RPA — это обобщённое название технологий, которые призваны автоматизировать рутинные операции и механизмы внутри компаний. Но в отличие от обычной автоматизации, программные роботы могут делать то, чего нельзя сделать по API или каким-то другим способом.

То есть, это такие приложения, которые могут, например, работать со сложными графическими интерфейсами, повторять действия пользователя, обрабатывать данные и осуществлять прочие операции, в том числе с использованием машинного обучения.

У нас в X5, к примеру, на данный момент работает больше 150 таких роботов. Они формируют отчёты, актуализируют базы данных (там, где автоматически выполнить задачу через другие средства невозможно) и помогают с другой рутиной. При этом делают это гораздо быстрее и точнее, чем человек.

Все вместе роботы, живущие на наших виртуальных машинах, используют более 1000 процессорных ядер и до 4 тысяч гигабайт оперативной памяти!

Как мы пришли к RPA?

Идея внедрить RPA в X5 Group к нам пришла ещё в 2017 году. И сейчас, и тогда многие процессы в компании зависели от визуального интерфейса программ, что создавало препятствия для автоматизации через API.

Некоторое время мы решали эту проблему при помощи скриптов и макросов, однако это вызывало вполне очевидные трудности. В их числе отсутствие интегрированной платформы, сложность в поддержке и масштабировании.

В итоге мы решили использовать более современный подход и начали внедрение RPA, так как роботы справляются с подобными задачами на порядок лучше и не имеют перечисленных проблем.

Как у нас всё устроено?

Прежде, чем начать разработку робота, мы разрабатываем план и изучаем, какие процессы можно автоматизировать. Затем анализируем и выбираем инструменты. И лишь потом приступаем к разработке, тестированию и интеграции в бизнес-процессы.

Во время анализа мы формируем схему, отражающую все необходимые шаги для выполнения конкретной задачи. Для каждого шага мы определяем тип действия, которое должен выполнить робот. Это может быть заполнение определённой формы, клик по кнопке или что-то другое, что нужно выполнить в интерфейсе программы.

После этого мы создаем сами действия для каждого шага. Они могут быть написаны на языке, аналогичном Visual Basic, или выбраны из библиотеки готовых действий. К слову, нам в этом помогает «Атом.Рита» — платформа роботизации от Гринатом. Она удобна тем, что имеет студию разработки роботов, оркестратор и множество дополнительных модулей.

Затем действия объединяются в задачу, которую можно будет запустить вручную или автоматически по расписанию. На этапе интеграции роботов в рабочие процессы нам приходится настраивать соединение с базами данных и другими системами, с которыми должен взаимодействовать робот. Для этого мы, конечно же, используем API и другие инструменты интеграции.

Безусловно, создание робота — дело не быстрое и в целом не дешёвое. От разработки до интеграции проходит около 1-2 месяцев. Однако в наших кейсах, как правило, робот окупается в течение первого года после запуска, так как в среднем сокращает ресурсы на рутинные процессы на 25-50%.

Какие задачи решают роботы в X5?

На данный момент RPA широко используется практически в каждой сфере бизнеса компании, включая бухгалтерию и налоги, управление персоналом, расчёт заработной платы, IT4IT, экономическую и информационную безопасность, казначейство, закупки и управление мастер-данными.

Например, роботы помогают водителям фур найти окно в распределительном центре, сокращая время ожидания водителя и нагрузку на сотрудников РЦ. Они же массово обрабатывают десятки тысяч записей в базах данных или документов на предмет каких-либо изменений, выполняя за неделю такой объём работ, на который команде людей бы потребовались месяцы.

Роботы изучают различные документы и ищут в них неверно введённые или отсутствующие данные — если всё в порядке, робот ставит печати, а если нет — отправляет на дополнительную проверку людям. Таких документов у нас — около 1200 каждый день. На каждый из них человек тратил 3-4 минуты и не мог работать круглосуточно и без обеда. А робот может, к тому же затрачивая на один документ от 16 до 30 секунд.

Одна из самых интересных задач, которые решают роботы, это корректировка графика работы сотрудников во всех наших сетях. Робот «держит у себя в голове» всё: кто и когда выйдет из отпуска, кто отпросился на свадьбу, кто получил больничный или вот-вот должен выздороветь. Поэтому с точностью обрабатывает заявки от сотрудников, внося корректировки в общий график так, чтобы бизнес-процессы в компании не пострадали, что сильно экономит время и силы руководителям.

Чтобы понимать объём этой работы, отметим, что у нас происходит от 15 000 до 30 000 изменений графика ежемесячно. В частности, это добавление смен или выходных, постановка сотрудника в график после отпуска или больничного, замены в связи с уходом в отпуск и так далее.

Также стоит учитывать, что такое огромное количество корректировок людьми неизбежно приводит к ошибкам, поэтому RPA ещё и заметно снижает влияние человеческого фактора.

Это лишь малая часть задач, над которыми работают программные роботы. И их количество с каждым днём растёт. Мы уже даже подумываем сделать такую автоматизацию, чтобы роботы сами создавали роботов…

Заменят ли такие роботы сотрудников?

Глобальная цель роботов — не заменить людей, а освободить их от рутинной работы и снизить переработки, попутно повысив эффективность, качество и точность выполнения задач. А также снизив вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором.

В целом внедрение роботов часто отражается на сотрудниках в позитивном ключе. Ведь благодаря ним меняется спектр работы, появляется возможность сконцентрироваться на более сложных и творческих задачах, требующих аналитического мышления и навыков общения.

Например, вместо затрат времени на ручную обработку данных и их ввод в систему, сотрудники могут фокусироваться на их анализе и принятии решений. Вот тут роботы бессильны, по крайней мере, пока. И в ближайшие лет 10 ситуация вряд ли изменится.

А те, кто раньше занимался рутиной, благодаря роботам смогут обучиться новым навыкам и переквалифицироваться для работы над более сложными задачами, вполне вероятно, что с увеличением уровня оплаты труда.

Более того, применение RPA стимулирует создание новых рабочих мест, связанных с поддержкой и управлением роботами-помощниками.

Изображения к материалу сгенерированы в Midjourney

6 июля, 2023

Сейчас читают

Редакция рекомендует

Картина дня

Свежие материалы

Свежие новости

Свежие материалы