Геймификация — тренд, который ненавязчиво выходит на первый план в сегодняшних маркетинговых активностях.
В России немало крупных брендов, которые уже внедряют этот подход в свои коммуникации, например, Т-Банк, Яндекс, ПИК и другие. Тренд стал особенно популярен в Telegram благодаря развитию мини-приложений.
Команда Magnetto.pro специально для «Кода Дурова» разобрала ситуацию на рынке мини-приложений, а также узнала у ведущих экспертов, почему использование платформы Telegram Mini Apps имеет шансы стать «маст-хевом» для бизнеса в 2025 году.
Что предлагают мини-приложения и где их искать
Telegram Mini Apps — это приложения на основе чат-ботов, которые используются внутри мессенджера. Они создаются на базе HTML, CSS и JavaScript, функционируют как сайты, приложения или игры, а также позволяют реализовывать полезные функции внутри Telegram.
Возможности Telegram Mini Apps — это покупка цифровых и физических товаров, бронирование отелей или запись к специалистам, игры, получение полезной информации и множество других пользовательских сценариев.
Согласно последним данным Mediascope, в Telegram более 950 млн пользователей. А по данным самого мессенджера, 500 млн из них пользуются мини-приложениями минимум раз в месяц — для развлечений, покупок, получения информации и взаимодействия с брендами. Лидирует направление игр.
Большинство мини-приложений поддерживают блокчейн TON и различные Web3-технологии. Это позволяет разработчикам развивать игровые сообщества, монетизировать NFT, создавать внутриигровые токены, принимать криптоплатежи, интегрировать децентрализованные платформы (DeFi).
Поиск Telegram-приложений
Telegram-приложений становится больше, а количество их пользователей растёт. В интерфейс самого мессенджера к концу 2024 года интегрирована возможность поиска кассовых мини-приложений.
Рейтинг кассовых мини-аппов в поиске Telegram постоянно обновляется и включает проекты, которые собирают наибольшее количество Telegram Stars в среднем за день. Из-за большого количества проектов, как правило, в рейтинге последние видимые пользователю места занимают проекты уже с десятками тысяч пользователей.
Более удобным вариантом поиска мини-приложений считается специальный магазин — Telegram Apps Center. Это развивающийся при поддержке TON Foundation каталог, в котором собраны Telegram-приложения, прошедшие проверку модераторов, что гарантирует их безопасность. Сейчас там более 80 игр, 180 утилит, 60 Web3-приложений, а также порядка 180 бизнес-программ.
Зачем нужен этот каталог?
- Пользователям: проще находить приложения и видеть их рейтинги, что помогает оценивать их надёжность.
- Разработчикам: создавать приложения без опасений, что их заблокируют Apple или Google. А ещё приложения увидят миллионы пользователей.
Аудитория Telegram Apps Center
Telegram ставит на первое место приватность пользователей, поэтому собрать портрет целевой аудитории каталога достаточно сложно. Чтобы это сделать, разработчикам потребовалось выходить на прямые опросы пользователей. Картина следующая.
Для привлечения аудитории используется реклама через Telegram Ads. По состоянию на осень 2024 года этот «стор» насчитывает более 3 млн месячных пользователей.
Интересный факт: пользователи из рекламы не просто заходят и уходят из каталога. В среднем они открывают одно–два приложения, что говорит о том, что сервис и сами приложения востребованы аудиторией.
Telegram-приложения — это не только «Хомяк»
Скорее всего, у широкой аудитории Telegram Mini Apps до сих пор ассоциируются с «тапалками», типа Hamster Kombat или Notcoin. Однако возможности приложений в Telegram намного шире. В Telegram Apps Center собраны веб-приложения и чат-боты. Вот примеры наиболее популярных и полезных проектов.
- Fintopio — Web3-кошелёк с различными инструментами и геймификацией. У него есть полноценные игры, например, Space Trapper как аналог Flappy Bird. Он одним из первых в своей сфере вышел за пределы Telegram, став конкурентом, например, популярного Trust Wallet. Отличается возможностью децентрализованного хранения и обмена токенов вроде TON, BTC, USDT, а также централизованными функциями типа P2P.
- TinyVerse — первая в Telegram разработанная «с нуля» игра, которая отличается качественной 3D-графикой. Целью для пользователей является создание собственных вселенных, в которых необходимо увеличивать количество звёзд для соревнования с другими игроками.
- UTasks — менеджер задач, который отличается от многих проектов формата To Do в Telegram возможностью поставить задачу любому пользователю в мессенджере при работе над совместным проектом. В таком случае, например, отпадает необходимость создания общей группы. К задачам можно прикреплять файлы и ссылки, есть возможность настраивать доступ к задачам общих проектов и многое другое. Количество бесплатных функций ограничено.
- who2who — бесплатное мини-приложение, которое позволяет фиксировать совместные траты. Подойдёт для компаний, которые отправляются в поездку и нужно определить, кто и сколько должен друг другу. Можно загружать чеки или добавлять расходы вручную и выбирать, кто участвовал в покупке.
- TON Dating — первый селективный сервис знакомств, созданный в связке с блокчейном TON. Его ключевая особенность заключается в предоставлении уникального опыта знакомства и возможности монетизировать проведённое в сервисе время. Уникальность заключается в «жёсткой» модерации, недешёвой подписке для мужчин со всеми функциями и интеграцией полезных ИИ-функций.
Как результат, в Telegram много мини-приложений, выполняющих различные потребности пользователей.
Хотя с игровой точки зрения, конечно, пока всё только развивается, уже сегодня есть весьма успешные проекты. Например, Catizen обрела популярность благодаря своей механике — пользователи должны расширять и «прокачивать» свою «ферму» с кошками.
В то же время #Memhash стало первым успешным в Telegram мини-приложением, которое реализовало настоящий процесс майнинга, идентичного добыче биткоина, с реальным задействованием аппаратной части устройства.
Отечественные бизнесы тоже идут в геймификацию через Telegram. Например, застройщик ПИК запустил проект «ПИК Джамп», где игрокам предлагается прыгать по корзинам и балконам, уворачиваться от птиц и облаков, чтобы собирать очки. За 10 000 очков пользователи получают промокод со скидкой 1% на стоимость квартиры.
Или, например, нашумевшая осенью 2024-го игра от Яндекса под названием «Клюкер». Типичная «тапалка», в которой предлагается прокачивать голубя, зарабатывать валюту и менять её на призы, например, на промокоды в сервисах компании или реальные продукты по типу Яндекс Станции.
Маркетинговое агентство Realweb предложило отвлечься от задач и сыграть в мини-игру под названием «День МУРкетолога», чтобы обезопасить себя от выгорания. Главным героем стал кот-маркетолог, который старается завершить все свои проекты, избегая выгорания. За выполнение заданий пользователи могли выигрывать реальные призы.
Актуальные возможности Telegram Mini Apps
С конца ноября в Telegram расширился инструментарий разработчиков. Нововведения позволяют создавать более сложные и иммерсивные форматы игры. Например, разработчики получили возможность монетизировать свои проекты, задействовать полноэкранный интерфейс, использовать отслеживание движения устройства и запрашивать доступ к геопозиции.
Более того, мини-приложения с осени можно открывать через главный экран устройств. Пользователи с подпиской Telegram Premium также могут устанавливать эмодзи-статусы через мини-аппы, а сами проекты могут рассылать подарки в виде «звёзд». «Код Дурова» подробнее рассказывал о нововведениях в отдельном материале.
Расширились и рекламные возможности. Например, разработчики мини-приложений и ботов могут получать 50% дохода от рекламы, которая отображается в мини-аппах. Реклама выглядит как уведомление, которое всплывает в верхней части экрана. Запустить такую можно за TON или Telegram Stars.
Что ещё?
- Реклама в Telegram Ads. Telegram поощряет продвижение мини-приложений, поэтому их можно рекламировать через Telegram Ads. Ранее это было невозможно. Ссылку на мини-апп можно вставить в рекламный кабинет и запустить объявления по необходимым каналам.
- Рекламная платформа AdsGram.ai. Интерес к мини-приложениям в Telegram поддерживает и сообщество TON Foundation. Например, в 2024 году им был выделен грант 50 000 долларов на развитие рекламной платформы AdsGram.ai. Это рекламная система для мини-приложений, которая позволяет монетизировать их и даёт дополнительный источник трафика для рекламодателей.
Что думает рынок
Команда Magnetto.pro задала вопросы лидерам и специалистам из диджитал-компаний, чтобы понять — считают ли они мини-приложения перспективным инструментом для бизнеса.
Как вы оцениваете потенциал Telegram Mini Apps для бизнеса?
Алексей Федин, исполнительный директор Magnetto.pro:
— Огромный потенциал. Mini Apps — это легкодоступные, интерактивные и персонализируемые мини-приложения, которые:
- Повышают вовлечённость: завлекательные форматы и простота использования увеличивают время, проводимое пользователем в приложении.
- Увеличивают конверсию: прямые переходы к целевым действиям (покупка, заказ, подписка) с помощью удобных инструментов.
- Снижают расходы: разработка и поддержка Mini Apps обходятся дешевле, чем создание полноценных мобильных приложений.
Сергей Снегирев, руководитель отдела разработки игр и приложений Dobro Games:
— Самое главное преимущество Telegram — это наличие уже огромной базы потенциальных игроков. Запуск магазина приложений — одновременно и лояльный способ монетизации, и метод привлечения новых пользователей, и хороший формат удержания.
Иван Смелянский, директор по маркетингу YCLIENTS:
— Развитие Telegram давно вышло за рамки обычного мессенджера, поэтому появление такого инструмента вполне ожидаемо. Для бизнеса есть большой потенциал в том, чтобы побуждать пользователей совершать спонтанные покупки прямо в приложении.
Так, им будет проще записаться на стрижку или приобрести любимые кроссовки по выгодной цене без перехода на другие платформы. Такой инструмент становится дополнительным источником выручки для бизнеса.
Глеб Гусько, аналитик MobileUp:
— Telegram Mini Apps — приложения внутри мессенджера. Соответственно, их потенциальная аудитория — люди, которые уже пользуются Telegram. На мой взгляд, такие приложения интересны для бизнеса с точки зрения упрощения пользовательского пути и создания дополнительного канала связи.
Допустим, вам скидывают ссылку на какой-то товар с маркетплейса. Сейчас, чтобы купить его, придется покинуть Telegram и перейти на страницу товара в стороннем приложении. При этом совсем необязательно, что приложение маркетплейса установлено на смартфоне.
Но если бы этот же маркетплейс существовал в формате Mini Apps и открывался внутри Telegram, мессенджер мог бы подтягивать данные пользователя автоматически. А вам для оформления заказа было бы достаточно нажать кнопку «Купить».
Какие отрасли могут наиболее эффективно использовать Telegram Mini Apps в своей работе?
Сергей Снегирев, руководитель отдела разработки игр и приложений Dobro Games:
— Я думаю, площадка прекрасно подходит под геймификацию уже имеющегося бизнеса, а не только под монетизацию отдельных игр. Скажем, выиграть от этого может ритейл с функциями приложений для покупок, начислением очков по программе лояльности и подобных вещей. Или образовательный контент в форме разных викторин и курсов.
Иван Смелянский, директор по маркетингу YCLIENTS:
— Применение этого инструмента можно найти в любой области. Особенно актуален он будет в сфере услуг и коммерции.
Глеб Гусько, аналитик MobileUp:
— На мой взгляд, Telegram Mini Apps подойдут малому клиентскому бизнесу из сферы обслуживания или ритейла. Часто такой бизнес создает приложения ради одной или нескольких функций. Например, кофейни разрабатывают приложения, которые клиенты используют как карту лояльности на кассе. Реализация такого продукта в формате Mini Apps была бы выгоднее, чем классическая разработка.
Как вы думаете, насколько важно для бизнеса интегрировать свои приложения в экосистему Telegram?
Сергей Снегирев, руководитель отдела разработки игр и приложений Dobro Games:
— Я считаю, что любому бизнесу важно оставаться в тренде. Telegram — это большая и активная площадка. Она простая и удобная. Если бизнес будет следовать этим заветам и ощущаться естественно, то это очень хорошая возможность для повышения лояльности и даже масштабирования.
Иван Смелянский, директор по маркетингу YCLIENTS:
— Это зависит от того, где находится целевая аудитория бизнеса. Например, для старшего поколения, особенно в регионах, это может быть менее удобно. Но для молодой и прогрессивной аудитории это более чем актуально.
Какие меры могли бы способствовать более активному использованию Telegram Mini Apps бизнесом?
Алексей Федин, исполнительный директор Magnetto.pro:
— Для более активного использования Telegram Mini Apps бизнесом необходимо развивать образовательные программы.
Сергей Снегирев, руководитель отдела разработки игр и приложений Dobro Games:
— Это довольно стандартный набор мер: семинары и консультации, продвижение успешных кейсов, встречи в рамках конференций, функционирование хорошей поддержки, открытая демонстрация статистики по использованию приложения. Эти же методы используются для популяризации таких площадок как Google Play.
Иван Смелянский, директор по маркетингу YCLIENTS:
— С одной стороны, нужны успешные кейсы, показывающие, как это может быть полезно бизнесу. С другой стороны, необходимо развивать среду разработчиков, чтобы было легче привлечь специалистов, которые помогут с реализацией. Как только бизнес увидит практическую пользу и поймёт, как это применить для себя, спрос на инструмент начнет значительно расти.
Глеб Гусько, аналитик MobileUp:
— Сейчас после установки все Mini Apps отображаются в Telegram в виде чатов. С точки зрения пользователя, это не очень удобно. С учетом того, сколько сообщений мы получаем ежедневно, уже на следующий день чат-приложение упадёт вниз, и найти его будет проблематично.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»