Разбираемся, в чём суть ТРИЗ и как с её помощью решать любые задачи в разработке, маркетинге и бизнесе.
Что такое ТРИЗ
ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — это метод, который помогает решать сложные задачи, находить новые идеи, улучшать продукты и процессы.
Теорию создал советский инженер Генрих Альтшуллер в конце 1940-х годов. Альтшуллер проанализировал тысячи патентов и выявил общие закономерности, которые успешные изобретатели применяют для решения технических задач.
На основе этих закономерностей он сформулировал принципы ТРИЗ. Позже их стали использовать в бизнесе, менеджменте и других областях.

Принципы, по которым работает ТРИЗ
Объективность законов развития системы. Все системы (продукты, процессы, бизнесы) развиваются по объективным законам, как природные явления. Технологии со временем становятся всё более сложными, а компании — более эффективными. Задача в том, чтобы понимать эти законы и использовать их для предсказания будущего. Допустим, мы знаем, что рынок развивается в сторону цифровизации — тогда мы можем как можно раньше начать разрабатывать продукты с использованием этих технологий.
Противоречия. Часто задача содержит конфликт между двумя элементами. Как вариант, клиенту нужно, чтобы продукт был одновременно дешёвым и качественным. В обычной логике кажется, что это невозможно, но ТРИЗ учит искать решение, которое убирает противоречие. Например, можно использовать новые технологии, которые одновременно снижают себестоимость и повышают качество.
Идеальность. Совершенный конечный результат — это ситуация, когда система выполняет свою функцию без недостатков и дополнительных ресурсов. К примеру, в идеале бизнес хочет, чтобы продукт продавался сам, без затрат на рекламу и персонал. В реальности это не всегда осуществимо, однако ТРИЗ помогает искать решения, которые приближают бизнес к этому идеалу. Так, можно сделать продукт настолько удобным и полезным, что клиенты сами будут рекомендовать его друзьям.
Конкретность. В ТРИЗ всегда стараются использовать конкретные данные и примеры, а не общие слова. Если говорить про бизнес, это значит, что при анализе проблемы рассматриваются точные цифры: затраты, прибыль, количество клиентов. Решения тоже строятся на фактах, а не догадках. Допустим, если компании необходимо повысить продажи, она анализирует конкретные маркетинговые стратегии, которые уже сработали в похожих ситуациях.
Где и когда используют ТРИЗ
ТРИЗ применяют в бизнесе, когда нужно решать нестандартные задачи, такие как:
- Улучшить продукт, но не увеличивать затраты.
- Оптимизировать бизнес-процессы, чтобы сократить время или ресурсы на их выполнение.
- Разработать инновации, чтобы быстро занять свободную нишу и опередить конкурентов.
5 главных приёмов ТРИЗ
Альтшуллер выделил 40 приёмов или принципов теории решения изобретательских задач. Часть из них помогают устранить только технические или физические противоречия. Другие же можно применять в любой сфере, в частности, в бизнесе. Разберём пять основных.

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»