После недавнего громкого заявления, в котором Илон Маск пообещал уже в январе отправить на сверхтяжелой ракете Falcon Heavy свою Tesla Roadster на Марс появились вопросы: есть ли какие-нибудь серьёзные федеральные препятствия, которые SpaceX должна преодолеть прежде, чем отправить первый автомобиль в космос. TheVerge решила разобраться в этом, а КД приводит перевод этой статьи.
Первоначально Маск заявлял, что собирается отправить автомобиль на Марс, что вызвало опасения относительно планетарной защиты этой планеты. Попросту говоря - опасение загрязнения Солнечной системы человеческим мусором. Поскольку концепция предотвращения загрязнения космоса является вопросом международного права. ООН ещё 1966 году приняла ряд конвенций и соглашений, которые предписано соблюдать всем (прим. «Кода Дурова»):
В частности, в этом договоре говорится, что государства-члены этого договора «несут ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами».
Но на самом деле Маск не собирается отправлять на Марс машину. Tesla будет какое-то время находиться лишь на орбите Красной планеты, в 50 млн от Земли, а уже затем отправится в вечное путешествие в дальний космос. Пока Roadster не связан с Марсом, всё в порядке:
«По сути, это фиктивная полезная нагрузка. Никаких операций в космосе с ней проводится не будут», - говорит президент коммерческих космических полётов Эрик Сталлпмер.
Если бы SpaceX хотела, чтобы Tesla выполнила какую-то конкретную задачу, например, приземление на Марсе или на астероиде - была бы совершенно другая история. Такие миссии попадают в специальный регулятор США, который контролируется властями.
США уже 50 лет успешно контролирует и выдаёт лицензии на запуски частных коммерческих аппаратов на орбиту Земли. Но вся соль в том, что на сегодняшний день не существует правовых рамок, которые бы определяли, что значит «не стандартный» космический запуск. К ним относится, к примеру, запуск людей на орбиту, доставка аппаратов на Луну или же отправка автомобилей на Марс. Вся проблема в том, что правительство США говорит «да» частным космическим компаниям. Этих самых частных компаний, способных запускать в космос десятки аппаратов, начиная от мелких и заканчивая гигантами вроде SpaceX, Virgin и Boing (прим. «Кода Дурова»).
Сегодня процесс получения лицензии довольно прост. Компаниям, которые хотят отправить в космос груз, должны подать заявку на получение лицензии в Федеральную комиссию связи. Это делается для получения разрешения на использование радиочастотного спектра связи со спутниками. Кроме того, нужно подать ещё одно заявление в Федеральное управление гражданской авиации, которое обязано подтвердить, что миссия не нанесёт ущерба имуществу на земле и не представляет опасности для людей.
Однако же, когда миссия включает в себя что-то большее, чем просто запуск спутника, компании переходят к сценарию настоящего «Дикого Запада». То есть, как только корабль отделяется от ракеты на орбите, так сразу же фактически заканчивается юрисдикция властей. С этого и начинается проблема. Компания может нарушить договор о космосе уже в самом космосе. Правительству нужно разработать меры, которые внесут поправки в этот договор, поскольку всё больше и больше компаний говорят о полётах на Луну и Марс.
В настоящий момент NASA придерживается строгим принципам планетарной защиты, которые были уставлены международным агентством COSRAR (Комитет по космическим исследованиям, созданный в 1958, - прим. «Кода Дурова»). Эти принципы описывают, как следует обращаться с космическим аппаратом, в зависимости от направленности его миссии. Земля изобилует различными микробами и организмами, которые могут стать невольными путешественниками на космическом корабле и если мы загрязним другую планету Земной органикой, это затруднит наши исследования чужих миров. Именно поэтому нужно соблюдать строго все правила.
В случае, если SpaceX решит сделать нечто большее, чем отправить обычный автомобиль, то это может вызвать дополнительные трудности. Похожий сценарий произошёл в прошлом году, когда компания Moon Express решила отправить свой будущий Лунаход. Компания опасалась, что Госдепартамент США может вмешаться и заблокировать запуск. Правительство не могло гарантировать, что Moon Express будет строго следовать закону. Но компания сама изложила весь план миссии и детали того, как она собирается следовать Договору о космосе. В итоге, власти выдали ей разрешение.
Предстоящий пробный полёт Falcon Heavy ярко проиллюстрирует необходимость создания нормативно-правовой базы. SpaceX Илона Маска не скрывает своих будущих амбиций. Она уже заявила, что в её планах отправить двух человек на орбиту Луны в следующем году. Кроме того, она строит планы по высадке людей на Марсе и по будущей колонизации этой планеты.
Конгресс США уже работает над решением этой проблемы, - пишет TheVerge. В июне 2017 конгрессмены приняли законопроект, который предоставит Министерству торговли надзор за частными космическими программами. Однако когда его подпишут пока неизвестно.
Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»