15 сентября 2025

eur = 99.33 -0.41 (-0.41 %)

btc = 114 670.00$ - 967.42 (-0.84 %)

eth = 4 512.34$ - 122.82 (-2.65 %)

ton = 3.14$ -0.03 (-0.89 %)

usd = 84.38 -1.28 (-1.50 %)

eur = 99.33 -0.41 (-0.41 %)

btc = 114 670.00$ - 967.42 (-0.84 %)

Как частные космические программы опережают государства?

3 минуты на чтение
Как частные космические программы опережают государства?

После недавнего громкого заявления, в котором Илон Маск пообещал уже в январе отправить на сверхтяжелой ракете Falcon Heavy свою Tesla Roadster на Марс появились вопросы: есть ли какие-нибудь серьёзные федеральные препятствия, которые SpaceX должна преодолеть прежде, чем отправить первый автомобиль в космос. TheVerge решила разобраться в этом, а КД приводит перевод этой статьи.

0383bb401b46f7f93e227-1

Первоначально Маск заявлял, что собирается отправить автомобиль на Марс, что вызвало опасения относительно планетарной защиты этой планеты. Попросту говоря - опасение загрязнения Солнечной системы человеческим мусором. Поскольку концепция предотвращения загрязнения космоса является вопросом международного права. ООН ещё 1966 году приняла ряд конвенций и соглашений, которые предписано соблюдать всем (прим. «Кода Дурова»):

В частности, в этом договоре говорится, что государства-члены этого договора «несут ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами».

f5bc6c012585ab4782e85

Но на самом деле Маск не собирается отправлять на Марс машину. Tesla будет какое-то время находиться лишь на орбите Красной планеты, в 50 млн от Земли, а уже затем отправится в вечное путешествие в дальний космос. Пока Roadster не связан с Марсом, всё в порядке:

«По сути, это фиктивная полезная нагрузка. Никаких операций в космосе с ней проводится не будут», - говорит президент коммерческих космических полётов Эрик Сталлпмер.

Если бы SpaceX хотела, чтобы Tesla выполнила какую-то конкретную задачу, например, приземление на Марсе или на астероиде - была бы совершенно другая история. Такие миссии попадают в специальный регулятор США, который контролируется властями.

США уже 50 лет успешно контролирует и выдаёт лицензии на запуски частных коммерческих аппаратов на орбиту Земли. Но вся соль в том, что на сегодняшний день не существует правовых рамок, которые бы определяли, что значит «не стандартный» космический запуск. К ним относится, к примеру, запуск людей на орбиту, доставка аппаратов на Луну или же отправка автомобилей на Марс. Вся проблема в том, что правительство США говорит «да» частным космическим компаниям. Этих самых частных компаний, способных запускать в космос десятки аппаратов, начиная от мелких и заканчивая гигантами вроде SpaceX, Virgin и Boing (прим. «Кода Дурова»).

Сегодня процесс получения лицензии довольно прост. Компаниям, которые хотят отправить в космос груз, должны подать заявку на получение лицензии в Федеральную комиссию связи. Это делается для получения разрешения на использование радиочастотного спектра связи со спутниками. Кроме того, нужно подать ещё одно заявление в Федеральное управление гражданской авиации, которое обязано подтвердить, что миссия не нанесёт ущерба имуществу на земле и не представляет опасности для людей.

cd080466bdb4dcd80808c

Однако же, когда миссия включает в себя что-то большее, чем просто запуск спутника, компании переходят к сценарию настоящего «Дикого Запада». То есть, как только корабль отделяется от ракеты на орбите, так сразу же фактически заканчивается юрисдикция властей. С этого и начинается проблема. Компания может нарушить договор о космосе уже в самом космосе. Правительству нужно разработать меры, которые внесут поправки в этот договор, поскольку всё больше и больше компаний говорят о полётах на Луну и Марс.

В настоящий момент NASA придерживается строгим принципам планетарной защиты, которые были уставлены международным агентством COSRAR (Комитет по космическим исследованиям, созданный в 1958, - прим. «Кода Дурова»). Эти принципы описывают, как следует обращаться с космическим аппаратом, в зависимости от направленности его миссии. Земля изобилует различными микробами и организмами, которые могут стать невольными путешественниками на космическом корабле и если мы загрязним другую планету Земной органикой, это затруднит наши исследования чужих миров. Именно поэтому нужно соблюдать строго все правила.

В случае, если SpaceX решит сделать нечто большее, чем отправить обычный автомобиль, то это может вызвать дополнительные трудности. Похожий сценарий произошёл в прошлом году, когда компания Moon Express решила отправить свой будущий Лунаход. Компания опасалась, что Госдепартамент США может вмешаться и заблокировать запуск. Правительство не могло гарантировать, что Moon Express будет строго следовать закону. Но компания сама изложила весь план миссии и детали того, как она собирается следовать Договору о космосе. В итоге, власти выдали ей разрешение.

77e921d28c31e402f9ca3

Предстоящий пробный полёт Falcon Heavy ярко проиллюстрирует необходимость создания нормативно-правовой базы. SpaceX Илона Маска не скрывает своих будущих амбиций. Она уже заявила, что в её планах отправить двух человек на орбиту Луны в следующем году. Кроме того, она строит планы по высадке людей на Марсе и по будущей колонизации этой планеты.

Конгресс США уже работает над решением этой проблемы, - пишет TheVerge. В июне 2017 конгрессмены приняли законопроект, который предоставит Министерству торговли надзор за частными космическими программами. Однако когда его подпишут пока неизвестно.

Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!

Материал обновлен|

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»

Важные новости коротко — от ГигаЧат 
1-bg-изображение-0
img-content-1-изображение-0

ГигаЧат: коротко о главном

Как изменился Код Дурова вместе с ГигаЧат?

Узнай о всех возможностях в FAQ-статье 
Spotify расширила возможности бесплатных пользователей

ГигаЧат: коротко о главном

Spotify расширила возможности бесплатных пользователей

Полная версия 
«Магнит» запустил тестирование цифрового подтверждения возраста через мессенджер MAX«Магнит» запустил тестирование цифрового подтверждения возраста через мессенджер MAX«Магнит» запустил тестирование цифрового подтверждения возраста через мессенджер MAX

ГигаЧат: коротко о главном

«Магнит» запустил тестирование цифрового подтверждения возраста через мессенджер MAX

Полная версия 

Реализовано через ГигаЧат 

Сейчас читают
Редакция рекомендует
Карьера
Блоги 417
Газпромбанк
OTP Bank
Т-Банк
X5 Tech
билайн
МТС
Сбер
Яндекс Практикум
Ozon Tech
Циан

Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
и тем, что мы используем cookie-файлы