14 декабря 2024

eur = 110.48 1.92 (1.77 %)

btc = 101 821.00$ 2 345.83 (2.36 %)

eth = 3 911.76$ 20.48 (0.53 %)

ton = 6.34$ 0.01 (0.08 %)

usd = 103.95 0.68 (0.66 %)

eur = 110.48 1.92 (1.77 %)

btc = 101 821.00$ 2 345.83 (2.36 %)

Форум

«Не бояться экспериментировать»: интервью с техническим директором ВКонтакте Сергеем Ляджиным

5 минут на чтение
«Не бояться экспериментировать»: интервью с техническим директором ВКонтакте Сергеем Ляджиным

ВКонтакте на днях исполнилось 18 лет. В честь этого события «Код Дурова» пообщался с техническим директором соцсети.

Сергей Ляджин рассказал нам о трендах в развитии, изменении предпочтений пользователей, о вызовах и будущем соцсети.

Фото: ВКонтакте

— ВКонтакте празднует своё 18-летие. Какой статистикой можете поделиться публично? Нас интересует прежде всего количество пользователей.

— 18 лет назад соцсеть создавалась как закрытый справочник для студентов и выпускников. За первые 4 месяца на сайте зарегистрировалось 50 тысяч человек, в 2007 году зарегистрировался первый миллион.

В 2024 году нашими сервисами пользуется практически каждый человек в стране. По данным Mediascope, в сентябре месячная аудитория в России составила 90,5 млн пользователей, 56 млн из них заходят в соцсеть каждый день, что делает ВКонтакте самой популярной соцсетью в стране.

— Если говорить о росте ВКонтакте, видите ли вы его? Или соцсеть достигла своего «потолка» в России?

— Соцсеть ежегодно растёт по аудиторным и продуктовым показателям. В сентябре ВКонтакте использовали 88% аудитории рунета, мы уверены, что этот показатель продолжит расти. Благодаря развитию рекомендательных алгоритмов аудитория соцсети не только увеличивается, но и потребляет больше контента и больше времени проводит на платформе. Растут просмотры ленты, видео и клипов.

Фото: ВКонтакте

— Мы видим, что с каждым годом проект менялся. Расскажите об основных трендах в развитии ВКонтакте в последние 5 лет. На что вы делаете самую большую ставку прямо сейчас?

— Последние несколько лет мы развивались как суперапп — расширяли приложение за счёт новых пользовательских сценариев. В том числе для этого сделали платформу мини-приложений VK Mini Apps. В прошлом году мы приняли решение сфокусироваться на развитии контентных направлений и работе с авторами: лента и сообщества, VK Видео, короткие вертикальные ролики и музыка. Их центральный элемент, который влияет на пользователей и на авторов, — рекомендательные системы.

Рекомендательные алгоритмы напоминают поисковые, но, в отличие от поиска, люди не формулируют явный запрос. RecSys должна сама понять, что захочет посмотреть или послушать пользователь, предугадать его желания. В работе с авторами мы запускаем инструменты, которые помогают в создании контента, и развиваем программы монетизации контента, в том числе выделяем гранты для создателей контента.

— 18 лет — это огромный срок, особенно для интернета. Расскажите, какие, на ваш взгляд, форматы в социальных сетях за это время окончательно погибли. От чего вы решили отказаться?

— Кардинально изменились пользовательские сценарии. Если раньше в соцсети заходили исключительно пообщаться с друзьями, то сейчас вырос запрос на разный контент. Даже общение внутри соцсети сегодня строится вокруг обмена контентом. Привычное Р2Р-общение больше уходит в мессенджеры как отдельный сценарий, поэтому мы запустили VK Мессенджер как отдельный сервис.

Фото: ВКонтакте

— ВКонтакте начинала как маленькая команда, а сейчас это огромная корпорация. Как рост команды повлиял на развитие продукта, на ваш взгляд? Не уводит ли компания в фазу трудного согласования проектов, что делает её менее быстрой?

— Команда за последние несколько лет сильно выросла. При этом мы стараемся сохранить атмосферу стартапа при размерах БигТеха. Мы сфокусированы на нескольких ключевых направлениях, для воплощения в жизнь которых необходимы крутые специалисты — мы их ищем и нанимаем.

Много инвестируем в команду и разработку технологий, чтобы быстрее тестировать и внедрять новые фичи: от ИИ-алгоритмов и обновления сервисов и до новых продуктов. Многие команды автономны в принятии решений, но используют при этом единые инструменты и подходы в разработке. Например, единая дизайн-система, системы тестирования, трейсинга и выпуска кода в продакшн.

Это помогает легко переходить из одного направления в другое внутри ВКонтакте, если кого-то заинтересовал новый проект. Такая горизонтальная мобильность помогает специалистам развиваться и решать интересные для них задачи.

— Какой самый большой вызов ВКонтакте пришлось преодолеть за последние 18 лет и чему он вас научил?

— Вызовов очень много, так что выделить какой-то один тяжело. Когда речь идёт о соцсети с такой огромной аудиторией и к которой так много внимания, то любой, даже самый небольшой запуск — это вызов. Любое изменение в продукте влияет на десятки миллионов пользователей.

Наверное, главный вывод, который мы извлекаем из таких запусков, — это не бояться экспериментировать. В истории соцсети были запуски, которые сперва вызывали неоднозначную реакцию у пользователей, но со временем они понимали необходимость этих изменений и меняли отношение к ним.

Фото: ВКонтакте

— Каким вы видите будущее ВКонтакте? Какие новые функции или сервисы планируются в ближайшие годы?

— Продолжим развиваться с фокусом на медиаконтенте и рекомендательных системах. Совершенствование рекомендательных алгоритмов в ленте, клипах, видео, музыке. Будем расширять возможности для авторов — как с точки зрения монетизации, так и новых и удобных инструментов для создания своего оригинального контента. В ближайшее время планируем провести редизайн ключевых разделов, что повысит вовлечённость пользователей в контент авторов.

Отдельное внимание уделяем внутренней инфраструктуре и нашим технологиям. С ростом аудитории, команды и появлением новых проектов появилась потребность в перестройке архитектуры ВКонтакте в сторону более распределённой и отказоустойчивой. Это интересная задача по проектированию и реализации подходов под сверхвысокой нагрузкой в несколько миллионов RPS (requests per second). Я бы сравнил это с процессом пересборки двигателя на гоночном болиде в процессе движения.

— Как изменились предпочтения пользователей за последнее десятилетие? Какие возрастные группы наиболее активны ВКонтакте сейчас?

— Соцсеть охватывает все возрасты и демографические группы. Ядром аудитории являются пользователи 14–34 лет, которые проводят больше всего времени на платформе. Мы видим тренд на медиапотребление, в частности потребление видеоконтента.

Ещё один тренд — соцсети стали использовать как поисковые системы: например, видеосервисы забирают долю у поисковых сервисов, потому что многим пользователям проще искать и воспринимать информацию в видеохостинге или клипах по теме.

Фото: ВКонтакте

— Как вы относитесь к критике, которая иногда звучит в адрес платформы? Как вы реагируете на негативные отзывы пользователей?

— Для нас важно быть в постоянном контакте с аудиторией, поэтому мы учитываем любой конструктивный фидбэк. Бывает, что пользователи предлагают новые идеи для сервисов, которые мы реализуем. В прошлом слышали фидбэк о скорости загрузки видео. Для нас это принципиальный вопрос, поэтому постоянно развиваем инфраструктуру и бэкенд сервисов, улучшаем приложения. Расширили CDN-сеть по всей России и СНГ, внедрили новые кодеки для транскодирования видео.

— Как вы оцениваете конкуренцию с другими социальными сетями и что, на ваш взгляд, делает ВКонтакте уникальной?

— В онлайне все конкурируют со всеми. Когда крупные онлайн-сервисы стремятся развиваться по множеству направлений, неминуемо происходят пересечения. Банки конкурируют с соцсетями, соцсети — со стримингом, стриминг — с телеканалами. И все вместе конкурируем за свободное время у пользователей. У каждого сервиса своя специфика, свои аудиторные особенности.

Уникальность ВКонтакте в том, что мы оперируем множеством разнообразных пользовательских сценариев — от просмотра видео и прослушивания музыки до разработки собственного приложения на нашей платформе и ведения бизнеса. Обычно пользователь совмещает несколько продуктов, поэтому на нашем рынке пересечения это нормально.

Заглавное изображение: ВКонтакте

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»

Важные новости коротко — от GigaChat Max 
1-bg-изображение-0
img-content-1-изображение-0

GigaChat Max: коротко о главном

Как изменился Код Дурова вместе с GigaChat Max?

Узнай о всех возможностях в FAQ-статье 
89556eef-b112-4a98-94f3-c9da3f058331-изображение-0b1b505c4-a199-4c3a-a7e3-acf8a89a681c-изображение-1

GigaChat Max: коротко о главном

В соцсеть X добавили кнопку «Объясни этот пост» с функцией анализа от чат-бота Grok

Полная версия 
4e6ee920-d843-4dbd-b8c5-04d062b4516c-изображение-0

GigaChat Max: коротко о главном

В Москве запустили первую пилотную зону 5G на отечественном оборудовании

Полная версия 

Реализовано через GigaChat Max 

Сейчас читают
Новости
Карьера
Блоги 301
Газпромбанк
МТС
Т-Банк
X5 Tech
Сбер
билайн
Яндекс Практикум
Ozon Tech
Циан
Банк 131