«Не бояться экспериментировать»: интервью с техническим директором ВКонтакте Сергеем Ляджиным
ВКонтакте на днях исполнилось 18 лет. В честь этого события «Код Дурова» пообщался с техническим директором соцсети.
Сергей Ляджин рассказал нам о трендах в развитии, изменении предпочтений пользователей, о вызовах и будущем соцсети.
— ВКонтакте празднует своё 18-летие. Какой статистикой можете поделиться публично? Нас интересует прежде всего количество пользователей.
— 18 лет назад соцсеть создавалась как закрытый справочник для студентов и выпускников. За первые 4 месяца на сайте зарегистрировалось 50 тысяч человек, в 2007 году зарегистрировался первый миллион.
В 2024 году нашими сервисами пользуется практически каждый человек в стране. По данным Mediascope, в сентябре месячная аудитория в России составила 90,5 млн пользователей, 56 млн из них заходят в соцсеть каждый день, что делает ВКонтакте самой популярной соцсетью в стране.
— Если говорить о росте ВКонтакте, видите ли вы его? Или соцсеть достигла своего «потолка» в России?
— Соцсеть ежегодно растёт по аудиторным и продуктовым показателям. В сентябре ВКонтакте использовали 88% аудитории рунета, мы уверены, что этот показатель продолжит расти. Благодаря развитию рекомендательных алгоритмов аудитория соцсети не только увеличивается, но и потребляет больше контента и больше времени проводит на платформе. Растут просмотры ленты, видео и клипов.
— Мы видим, что с каждым годом проект менялся. Расскажите об основных трендах в развитии ВКонтакте в последние 5 лет. На что вы делаете самую большую ставку прямо сейчас?
— Последние несколько лет мы развивались как суперапп — расширяли приложение за счёт новых пользовательских сценариев. В том числе для этого сделали платформу мини-приложений VK Mini Apps. В прошлом году мы приняли решение сфокусироваться на развитии контентных направлений и работе с авторами: лента и сообщества, VK Видео, короткие вертикальные ролики и музыка. Их центральный элемент, который влияет на пользователей и на авторов, — рекомендательные системы.
Рекомендательные алгоритмы напоминают поисковые, но, в отличие от поиска, люди не формулируют явный запрос. RecSys должна сама понять, что захочет посмотреть или послушать пользователь, предугадать его желания. В работе с авторами мы запускаем инструменты, которые помогают в создании контента, и развиваем программы монетизации контента, в том числе выделяем гранты для создателей контента.
— 18 лет — это огромный срок, особенно для интернета. Расскажите, какие, на ваш взгляд, форматы в социальных сетях за это время окончательно погибли. От чего вы решили отказаться?
— Кардинально изменились пользовательские сценарии. Если раньше в соцсети заходили исключительно пообщаться с друзьями, то сейчас вырос запрос на разный контент. Даже общение внутри соцсети сегодня строится вокруг обмена контентом. Привычное Р2Р-общение больше уходит в мессенджеры как отдельный сценарий, поэтому мы запустили VK Мессенджер как отдельный сервис.
— ВКонтакте начинала как маленькая команда, а сейчас это огромная корпорация. Как рост команды повлиял на развитие продукта, на ваш взгляд? Не уводит ли компания в фазу трудного согласования проектов, что делает её менее быстрой?
— Команда за последние несколько лет сильно выросла. При этом мы стараемся сохранить атмосферу стартапа при размерах БигТеха. Мы сфокусированы на нескольких ключевых направлениях, для воплощения в жизнь которых необходимы крутые специалисты — мы их ищем и нанимаем.
Много инвестируем в команду и разработку технологий, чтобы быстрее тестировать и внедрять новые фичи: от ИИ-алгоритмов и обновления сервисов и до новых продуктов. Многие команды автономны в принятии решений, но используют при этом единые инструменты и подходы в разработке. Например, единая дизайн-система, системы тестирования, трейсинга и выпуска кода в продакшн.
Это помогает легко переходить из одного направления в другое внутри ВКонтакте, если кого-то заинтересовал новый проект. Такая горизонтальная мобильность помогает специалистам развиваться и решать интересные для них задачи.
— Какой самый большой вызов ВКонтакте пришлось преодолеть за последние 18 лет и чему он вас научил?
— Вызовов очень много, так что выделить какой-то один тяжело. Когда речь идёт о соцсети с такой огромной аудиторией и к которой так много внимания, то любой, даже самый небольшой запуск — это вызов. Любое изменение в продукте влияет на десятки миллионов пользователей.
Наверное, главный вывод, который мы извлекаем из таких запусков, — это не бояться экспериментировать. В истории соцсети были запуски, которые сперва вызывали неоднозначную реакцию у пользователей, но со временем они понимали необходимость этих изменений и меняли отношение к ним.
— Каким вы видите будущее ВКонтакте? Какие новые функции или сервисы планируются в ближайшие годы?
— Продолжим развиваться с фокусом на медиаконтенте и рекомендательных системах. Совершенствование рекомендательных алгоритмов в ленте, клипах, видео, музыке. Будем расширять возможности для авторов — как с точки зрения монетизации, так и новых и удобных инструментов для создания своего оригинального контента. В ближайшее время планируем провести редизайн ключевых разделов, что повысит вовлечённость пользователей в контент авторов.
Отдельное внимание уделяем внутренней инфраструктуре и нашим технологиям. С ростом аудитории, команды и появлением новых проектов появилась потребность в перестройке архитектуры ВКонтакте в сторону более распределённой и отказоустойчивой. Это интересная задача по проектированию и реализации подходов под сверхвысокой нагрузкой в несколько миллионов RPS (requests per second). Я бы сравнил это с процессом пересборки двигателя на гоночном болиде в процессе движения.
— Как изменились предпочтения пользователей за последнее десятилетие? Какие возрастные группы наиболее активны ВКонтакте сейчас?
— Соцсеть охватывает все возрасты и демографические группы. Ядром аудитории являются пользователи 14–34 лет, которые проводят больше всего времени на платформе. Мы видим тренд на медиапотребление, в частности потребление видеоконтента.
Ещё один тренд — соцсети стали использовать как поисковые системы: например, видеосервисы забирают долю у поисковых сервисов, потому что многим пользователям проще искать и воспринимать информацию в видеохостинге или клипах по теме.
— Как вы относитесь к критике, которая иногда звучит в адрес платформы? Как вы реагируете на негативные отзывы пользователей?
— Для нас важно быть в постоянном контакте с аудиторией, поэтому мы учитываем любой конструктивный фидбэк. Бывает, что пользователи предлагают новые идеи для сервисов, которые мы реализуем. В прошлом слышали фидбэк о скорости загрузки видео. Для нас это принципиальный вопрос, поэтому постоянно развиваем инфраструктуру и бэкенд сервисов, улучшаем приложения. Расширили CDN-сеть по всей России и СНГ, внедрили новые кодеки для транскодирования видео.
— Как вы оцениваете конкуренцию с другими социальными сетями и что, на ваш взгляд, делает ВКонтакте уникальной?
— В онлайне все конкурируют со всеми. Когда крупные онлайн-сервисы стремятся развиваться по множеству направлений, неминуемо происходят пересечения. Банки конкурируют с соцсетями, соцсети — со стримингом, стриминг — с телеканалами. И все вместе конкурируем за свободное время у пользователей. У каждого сервиса своя специфика, свои аудиторные особенности.
Уникальность ВКонтакте в том, что мы оперируем множеством разнообразных пользовательских сценариев — от просмотра видео и прослушивания музыки до разработки собственного приложения на нашей платформе и ведения бизнеса. Обычно пользователь совмещает несколько продуктов, поэтому на нашем рынке пересечения это нормально.
Заглавное изображение: ВКонтакте
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»