Рабочая группа по совершенствованию законодательства в блогосфере подготовила пакет законопроектов касательно продажи курсов и тренингов, пишут «Известия».
Блогерам могут разрешить оказывать образовательные услуги только в случае получения лицензии. В пояснительной записке к документам определена основная проблема регулирования информационно-консультационных и образовательных услуг:
Они находятся в едином правовом и коммерческом поле, что создаёт ряд серьёзных проблем. Возникает ситуация предоставления некачественных образовательных услуг, что может принести вред потребителям.
Сопредседатель рабочей группы Яна Лантратова объяснила, что юридические лица, оказывающие образовательные услуги, по закону сегодня должны иметь на эту деятельность лицензию. Однако для индивидуальных предпринимателей она не требуется:
Такой порядок является ахиллесовой пятой закона. Во-первых, это неравные условия конкуренции, так как ИП заниматься таким бизнесом проще. Во-вторых, это искусственно стимулирует блогеров-преподавателей уклоняться от налогов и лицензий через систему дробления бизнеса. Когда фактически работает одна онлайн-школа, где множество преподавателей обучают многотысячную аудиторию, а по документам все оформлены как независимые ИП.
В пояснительной записке также утверждается, что на сегодняшний день рынок информационных и образовательных услуг, в том числе в Интернете, является одним из наиболее перспективных:
В 2022 году общий доход только онлайн-школ достиг 95 млрд рублей. В первом квартале 2023 года выручка в сегменте составила 46,7 млрд рублей, а по итогам года оборот онлайн-школ вырос на 30% год к году и достиг 123 млрд рублей.
В записке также уточнили самые популярные ниши такого образования в России:
- обучение новым профессиям (7,8 млрд рублей);
- курсы по здоровью (4,1 млрд), предпринимательству (4,6 млрд) и психологии (3,7 млрд рублей);
- курсы по эзотерике (3,4 млрд), финансовой грамотности (1,9 млрд), фитнесу (1,4 млрд) и отношениям (896 млн рублей).
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»