Современные технологии не стоят на месте и постоянно развиваются. Это же касается и искусственного интеллекта (ИИ). Ранее эту технологию научили водить машину, управлять поездом и даже распознавать лица, а теперь нашлось применение в сфере найма на работу. Но прежде, чем рассказать о применении ИИ в новой сфере, стоит в общих чертах понять, что это вообще такое.
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F10%2Fimage-189.png)
Чем является ИИ
Этой технологии даются разные определения, которые, в сущности, значат примерно одно и то же — способность машины обучаться. Начало искусственному интеллекту было положено ещё в ХХ веке, тогда же и было дано определение (из Толкового словаря по ИИ, 1992 год, — прим. КД):
Искусственный интеллект — это свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.
Автором определения считается Джон Маккарти — американский информатик. В 1956 году он впервые высказал это определение. Объясняя его, Маккарти заявил, что исследователи искусственного интеллекта «вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем». На тот момент, по словам информатика, было невозможно определить, какие именно процедуры нужно считать интеллектуальными.
Помимо этого определения, есть и другие:
- Научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными.
- Способность системы правильно интерпретировать внешние данные, извлекать уроки из таких данных и использовать полученные знания для достижения конкретных целей и задач при помощи гибкой адаптации.
Последнее из них считается самым современным.
Обобщая, ИИ является способностью машины создавать программы для решения различных задач. Создаются эти программы за счёт самообучения системы.
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F10%2Fimage-190.png)
Применение ИИ в рекрутинге
Применяется данная технология во многих отраслях, например, в торгах на бирже — система совершает мыслительные операции быстрее человека. Ещё ИИ может помочь в планировании расходов, причём не только личных, но и корпоративных. Технологию применяют даже в военном деле (сейчас скорее для кибервойн) и не исключено, что в будущем воевать будут только роботы.
Впрочем, пока роботы будут не сколько стрелять друг в друга, сколько определять, какой военнослужащий может пойти в бой, а какой нет. Это обычный подбор, а в мирной жизни — рекрутинг. Но, казалось бы, зачем здесь-то машинное обучение? Рекрутеры говорят, что в современности стало сложнее заниматься поиском кандидатов — всему виной подача ими сразу нескольких резюме, когда они считают, что могут претендовать на несколько должностей, рекрутеру предстоит изучать каждое резюме заново и делать какие-то выводы. На это уходит время и, как признаются «охотники за головами», порой они упускают нужного кандидата. Просмотреть анкеты — лишь часть работы. Ведь кандидатов нужно ещё обзвонить, назначить им собеседование, а потом подвести итог всех собеседований, — всё это слишком трудоёмко и нуждается в некоей автоматизации.
Искусственный интеллект, применяющийся для найма сотрудников, выполняет все эти действия за считанные минуты — и анализирует, и выбирает, и обзванивает. Какой смысл от звонка роботу? А такой: он анализирует мимику и голос соискателя более чем по сотне всяких параметров: допустим, настроение, честность, характер. Например, бот-рекрутер задаёт соискателю вопрос про отношение к алкоголю, азартным играм или чему-то ещё, что влияет на личные качества человека и перетекает в деловые. Когда человек начинает нервничать, у него может заметно измениться голос, а может и незаметно — вот на это и рассчитана система. При этом короткие ответы вроде «да» или «нет» не принимаются — рекомендуемый объём ответа составляет 7-10 слов. Анализ занимает всего несколько секунд.
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F10%2Fimage-193.png)
После всех анализов роботом выставляется оценка, от которой зависит, позовут ли потенциального кандидата на работу (смотреть на оценки и зазывать на работу будет уже человек). На оценку также влияет анализ страниц в соцсетях — этим тоже занимается система, а не человек. Однако таким способом удастся найти специалистов нижнего и среднего звена — кассиров, продавцов, всякого рода операционистов и менеджеров. Точность работы рекрутинг-системы составляет более 90%.
Реальное применение
В 2014 году компания Amazon поручила своим разработчикам создать автоматизированную систему для подбора кандидатов на основе искусственного интеллекта. То есть примерно то же самое, о чём говорилось выше. Спустя год обнаружилась проблема: женщин подбирают меньше, чем мужчин. Связано это было с тем, что для алгоритм обучался по резюме сотрудников компании за последние 10 лет — мужчин оказалось больше, поэтому система большее предпочтение отдавала именно им. К началу 2017 года компания отказалась от использования этой системы.
Тем временем в Сбербанке сегодня рассказали, что запустили систему, которая оценивает соискателей на вакансии консультантов в отделениях банка, связано это с большой текучкой кадров в этом направлении. Программа для оценки сотрудников использует несколько различных параметров, одним из которых является прошлый опыт работы — на основе прошлого опыта работы рекрутеры хотят выяснить, сколько сотрудников захотят уволиться: например, человеку, у которого была стоячая работа, будет проще приспособиться к работе сидячей, а равно шансов на увольнение становится меньше.