Современные технологии не стоят на месте и постоянно развиваются. Это же касается и искусственного интеллекта (ИИ). Ранее эту технологию научили водить машину, управлять поездом и даже распознавать лица, а теперь нашлось применение в сфере найма на работу. Но прежде, чем рассказать о применении ИИ в новой сфере, стоит в общих чертах понять, что это вообще такое.
Чем является ИИ
Этой технологии даются разные определения, которые, в сущности, значат примерно одно и то же — способность машины обучаться. Начало искусственному интеллекту было положено ещё в ХХ веке, тогда же и было дано определение (из Толкового словаря по ИИ, 1992 год, — прим. КД):
Искусственный интеллект — это свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.
Автором определения считается Джон Маккарти — американский информатик. В 1956 году он впервые высказал это определение. Объясняя его, Маккарти заявил, что исследователи искусственного интеллекта «вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем». На тот момент, по словам информатика, было невозможно определить, какие именно процедуры нужно считать интеллектуальными.
Помимо этого определения, есть и другие:
- Научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными.
- Способность системы правильно интерпретировать внешние данные, извлекать уроки из таких данных и использовать полученные знания для достижения конкретных целей и задач при помощи гибкой адаптации.
Последнее из них считается самым современным.
Обобщая, ИИ является способностью машины создавать программы для решения различных задач. Создаются эти программы за счёт самообучения системы.
Применение ИИ в рекрутинге
Применяется данная технология во многих отраслях, например, в торгах на бирже — система совершает мыслительные операции быстрее человека. Ещё ИИ может помочь в планировании расходов, причём не только личных, но и корпоративных. Технологию применяют даже в военном деле (сейчас скорее для кибервойн) и не исключено, что в будущем воевать будут только роботы.
Впрочем, пока роботы будут не сколько стрелять друг в друга, сколько определять, какой военнослужащий может пойти в бой, а какой нет. Это обычный подбор, а в мирной жизни — рекрутинг. Но, казалось бы, зачем здесь-то машинное обучение? Рекрутеры говорят, что в современности стало сложнее заниматься поиском кандидатов — всему виной подача ими сразу нескольких резюме, когда они считают, что могут претендовать на несколько должностей, рекрутеру предстоит изучать каждое резюме заново и делать какие-то выводы. На это уходит время и, как признаются «охотники за головами», порой они упускают нужного кандидата. Просмотреть анкеты — лишь часть работы. Ведь кандидатов нужно ещё обзвонить, назначить им собеседование, а потом подвести итог всех собеседований, — всё это слишком трудоёмко и нуждается в некоей автоматизации.
Искусственный интеллект, применяющийся для найма сотрудников, выполняет все эти действия за считанные минуты — и анализирует, и выбирает, и обзванивает. Какой смысл от звонка роботу? А такой: он анализирует мимику и голос соискателя более чем по сотне всяких параметров: допустим, настроение, честность, характер. Например, бот-рекрутер задаёт соискателю вопрос про отношение к алкоголю, азартным играм или чему-то ещё, что влияет на личные качества человека и перетекает в деловые. Когда человек начинает нервничать, у него может заметно измениться голос, а может и незаметно — вот на это и рассчитана система. При этом короткие ответы вроде «да» или «нет» не принимаются — рекомендуемый объём ответа составляет 7-10 слов. Анализ занимает всего несколько секунд.
После всех анализов роботом выставляется оценка, от которой зависит, позовут ли потенциального кандидата на работу (смотреть на оценки и зазывать на работу будет уже человек). На оценку также влияет анализ страниц в соцсетях — этим тоже занимается система, а не человек. Однако таким способом удастся найти специалистов нижнего и среднего звена — кассиров, продавцов, всякого рода операционистов и менеджеров. Точность работы рекрутинг-системы составляет более 90%.
Реальное применение
В 2014 году компания Amazon поручила своим разработчикам создать автоматизированную систему для подбора кандидатов на основе искусственного интеллекта. То есть примерно то же самое, о чём говорилось выше. Спустя год обнаружилась проблема: женщин подбирают меньше, чем мужчин. Связано это было с тем, что для алгоритм обучался по резюме сотрудников компании за последние 10 лет — мужчин оказалось больше, поэтому система большее предпочтение отдавала именно им. К началу 2017 года компания отказалась от использования этой системы.
Тем временем в Сбербанке сегодня рассказали, что запустили систему, которая оценивает соискателей на вакансии консультантов в отделениях банка, связано это с большой текучкой кадров в этом направлении. Программа для оценки сотрудников использует несколько различных параметров, одним из которых является прошлый опыт работы — на основе прошлого опыта работы рекрутеры хотят выяснить, сколько сотрудников захотят уволиться: например, человеку, у которого была стоячая работа, будет проще приспособиться к работе сидячей, а равно шансов на увольнение становится меньше.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»