Требования в законопроекте об ограничении рекомендательных алгоритмов могут смягчить

Автор законопроекта о рекомендательных сервисах депутат Госдумы Антон Горелкин подтвердил РБК возможность смягчения требований к компаниям.
По его словам, законопроект должен решить главную проблему — непрозрачность рекомендательных алгоритмов. Всё потому, что «пользователи не понимают, как они работают, а их авторы не хотят ничего объяснять»:
Поэтому мы продолжаем настаивать на раскрытии принципов работы рекомендательных алгоритмов и публикации перечня собираемых данных о пользователях.
Источник на IТ-рынке заявил, что сейчас российские власти склоняются к возможности «отказаться от идеи создания так называемой кнопки, с помощью которой можно было бы отключать рекомендательные сервисы пользователям». Это прокомментировал и сам Горелкин:
Что касается кнопки отключения, я склонен согласиться с доводами отрасли о том, что возможность отключения механизма рекомендаций обесценит сервис, повлияет на его инновационность и конкурентоспособность.
Другой источник сообщил, что «регулятор слышит аргументы индустрии и готов обсуждать варианты более мягкого регулирования»:
Одновременно очевидно, что применять регулирование к рекомендациям внутри сервисов электронной коммерции и классифайдов — нарушать развитие рыночной конкуренции и останавливать развитие лучших сервисов для пользователей, а также инструментов продвижения и поддержки отечественного малого и среднего бизнеса.
Ещё один собеседник РБК на рынке электронной коммерции сообщил об обсуждении предложения, согласно которому компании будут публиковать принципы работы алгоритмов своих рекомендательных сервисов, а у пользователей будет возможность пожаловаться на алгоритм, если они будут недовольны работой рекомендаций.
По плану законопроект со всеми новыми правками могут внести на рассмотрение в Госдуму до конца весны 2023 года.
Впервые о подготовке законопроекта, согласно которому российские власти смогут контролировать работу рекомендательных систем соцсетей, стало известно в октябре 2021 года. Соответствующие поправки о частичном ограничении рекомендательных алгоритмов интернет-сервисов были предложены в мае прошлого года.
При этом крупнейшие российские IT-компании выступили против предлагаемого законопроекта, опасаясь, что отказ от рекомендаций серьезно ухудшит их позиции. В ноябре 2022 года также новая версия законопроекта предполагала, что под него подпадут не только соцсети, но и все другие сайты или информационные системы.
Тогда Ассоциация компаний интернет-торговли заявила, что отрасль может потерять от регулирования 100 млрд рублей в год, а также подчеркнула, что законопроект «отбросит рынок в прошлое». Источник из IT-отрасли тогда предположил, что инициатива заставит многие сервисы менять свою бизнес-модель и поддерживать не менее двух версий платформы.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»