2022 год наступил, а значит самое время обратить внимание на изменения, которые коснутся всех россиян. В данной статье мы кратко расскажем о самых важных изменениях в законодательстве, которые уже наступили или ещё ждут нас в этом году.
Единый регистр сведений о населении
С 1 января 2022 в России начинает действовать единый федеральный регистр сведений о населении. В него будут включены все сведения о россиянах – ФИО, дата и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство, семейное положение. Информационная система объединит данные ФНС, МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.
Биометрия по желанию
С 1 января вступает в силу закон, защищающий права людей, не желающих проходить биометрию. Если гражданин не хочет использовать биометрические персональные данные для идентификации, то это не может стать основанием для отказа ему в обслуживании и оказании государственной или муниципальной услуги.
Российское ПО на гаджетах
С 1 января вводится новый перечень российских программ для электронных вычислительных машин, подлежащих предварительной установке на отдельные виды технически сложных товаров. К этому списку относятся смартфоны, планшеты, компьютеры, системные блоки, имеющие операционную систему и умные телевизоры.
Теперь поисковая система Яндекса будет предлагаться устанавливаться поисковой системой по умолчанию в новых гаджетах. Как уточнили в компании Яндекс, пользователи по-прежнему смогут самостоятельно выбрать поисковую систему – поисковик Яндекса будет предлагаться для использования по умолчанию наравне с иностранными аналогами, при желании владельцы смартфонов смогут выбрать поисковик Google или другой.
Также в перечень новых ПО для предустановки включены «Мой офис», сервис госуслуг и платёжная система «Мир», продукты холдинга VK, аудиовизуальные сервисы: More.tv, Первый канал, «Кинопоиск», ivi, Premier, Okko, Start и другие.
Напомним, ранее в Минцифры поясняли, что предустановка ПО — это часть стратегии, направленной на импортозамещение и развитие российских цифровых продуктов. Это позволит создать более сбалансированные условия для конкуренции отечественных разработок с зарубежными сервисами.
Закон о «приземлении» иностранных IT-гигантов
С 1 января 2022 года в силу вступило требование закона «О деятельности иностранных лиц в сети интернет на территории РФ», известного как закон о «приземлении» IТ-компаний. Согласно документу, зарубежные сервисы должны открыть в России свои представительства, которые обязаны исполнять решения судов и российских госорганов, рассматривать обращения ведомств и граждан, блокировать доступ к запрещенной информации. Также IТ-компании должны зарегистрировать личные кабинеты на сайте Роскомнадзора и разместить на сайтах формы обратной связи для российских пользователей.
Перечень компаний, которые должны открывать офисы РФ и взаимодействовать с пользователями и Роскомнадзором через интернет, ведомство опубликовало в конце ноября. В него включены 13 иностранных компаний, владеющих 22 информационными ресурсами. Это:
- Google (Google Play, YouTube, YouTube Music, Google Chat, Gmail),
- Apple (iCloud, App Store, Apple Music),
- Meta Platforms (Facebook, Instagram, WhatsApp)
- А также: Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte. ltd (Likee), Discord, Pinterest, Twitch.
За несоблюдение закона для IТ-компаний предусмотрены как экономические санкции, так и меры воздействия технического характера, сказали в Роскомнадзоре. Против организаций могут применить следующие меры:
- информирование пользователей о нарушении;
- замедление трафика или полная блокировка ресурса(ов) компании;
- запрет на распространение рекламы иностранного лица или его интернет-ресурса;
- запрет на распространение рекламы на самом ресурсе, ограничение переводов денежных средств и приёма платежей российских физических и юридических лиц;
- запрет на появление в поисковой выдаче, на сбор и трансграничную передачу персональных данных.
Закон о единой системе учёта рекламы в интернете
Поправки к закону о рекламе, согласно которым в рунете появится единая система учета интернет-рекламы, вступят в силу 1 сентября 2022 года. Все участники рынка — от самостоятельных рекламодателей и агентств до рекламных систем — должны будут передавать данные о рекламных кампаниях Роскомнадзору.
После вступления поправок в силу рекламодатели будут обязаны в течение 30 дней после размещения рекламы зарегистрировать в новой системе информацию о ней — о площадках, количестве показов, агентах, контрагентах, расходах и так далее. Данные будут храниться минимум пять лет.
Роскомнадзор показал слайд с концепцией работы системы: разместив рекламный контент на интернет-площадке, медиаагентство и рекламораспространитель должны будут зарегистрировать рекламную кампанию у операторов рекламных данных (ОРД).
Понятие «оператор рекламных данных» появилось в законе о приземлении иностранных интернет-компаний и из него перекочевало в проекты трёх новых приказов, которые Роскомнадзор опубликовал в начале декабря на портале regulation.gov.ru под номерами 122891, 122893 и 122894. Согласно этим приказам обязательства по сбору, обработке и подаче сведений в единый реестр будут возложены на ОРД, обладающих высокотехнологичной инфраструктурой. В ходе регистрации рекламной кампании присвоят уникальный идентификатор (ID). Собранную информацию ОРД передадут в ЕРИР, который произведёт агрегацию данных.
Рекламу в интернете обяжут маркировать пометкой «Реклама»
Вдобавок к закону выше, летом 2021 года были приняты и другие поправки в Закон «О рекламе». Так, 1 сентября 2022 года начнёт действовать статья №16 закона «Реклама в информационно-коммуникационной сети „Интернет“». В этой статье будет установлена обязанность рекламораспространителей помечать рекламные сообщения в интернете. Помимо пометки «Реклама» на сообщениях также должно быть указание на рекламодателя или на сайт с информацией о нём.
Требование касается практически любой рекламы, размещенной в интернете, при этом не важно, опубликована она на сайте СМИ, на обычном сайте, в блоге или на странице в социальной сети. Исключение — реклама, размещенная в телепрограммах, телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в интернете.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»