20 января 2025

eur = 104.86 -0.95 (-0.89 %)

btc = 104 317.00$ 382.08 (0.37 %)

eth = 3 261.70$ -15.41 (-0.47 %)

ton = 4.98$ -0.25 (-4.85 %)

usd = 102.41 0.04 (0.04 %)

eur = 104.86 -0.95 (-0.89 %)

btc = 104 317.00$ 382.08 (0.37 %)

Форум
изображение для десктопаизображение для планшетаизображение для телефона

КОД МАХОВА
ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ВДОХНОВЛЯЕТ 

Успех — это всегда десятки поражений, после которых вас ждёт победа. Говорим с Владимиром Маховым — серийным предпринимателем, основателем TON Dating, TON Diamonds и сооснователем TON Apps и Viral Talent Management.

19 минут на чтение

Успех — это всегда десятки поражений, после которых вас ждёт победа. Говорим с Владимиром Маховым — серийным предпринимателем, основателем TON Dating, TON Diamonds и сооснователем TON Apps и Viral Talent Management.

В июне 2024 года весь рунет обсуждал запуск нового «убийцы Tinder», первого селективного сервиса для знакомств TON Dating. За несколько месяцев работы сервис набрал сотни тысяч уникальных пользователей, из которых всего 17% составляют мужчины, что является уникальным значением для дейтинг-приложения.

Основатель сервиса Владимир Махов, который ранее уже создавал другие проекты на базе блокчейна TON, рассказал «Коду Дурова» историю своей жизни с самого начала. От первых проектов в Нижнем Новгороде до поглощения стартапа «ВКонтакте» и создания новых сервисов на базе блокчейна TON.

Детство и первые проекты

— Откуда ты родом? Расскажи коротко об этом или не коротко.

Я родился в Новочебоксарске, но все детство и юность провел в Нижнем Новгороде. Моя мама работала и по сей день работает инженером на заводе ГАЗ, папа сначала работал грузчиком в хлебном магазине, а затем устроился системным администратором и занимался сборкой компьютеров на заказ. Они развелись, когда я был в начальных классах.

По прекрасному стечению обстоятельств я прошел отбор в спецкласс с ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и с 1-го по 3-й класс учился там, а с 5-го по 11-й получилось пройти собеседование в технический класс, где мы начали заниматься программированием, и к нам приходили из университета дополнительно решать логические задачи.

Мы изучали три языка программирования. Сначала был Basic ещё на старых компьютерах, которые назывались «Правец». Потом был Pascal, а потом был C++. Наверное, таким волшебным образом сложилось, что в бедном заводском районе города Нижнего Новгорода оказался такой класс, который подарил любовь к написанию кода.

Точно помню тот момент, когда я понял, что буду заниматься IT. И это тоже какое-то везение — найти в таком возрасте любимое дело. Мне домой провели Интернет, который тогда был очень медленным и подсоединялся через телефонную сеть модемом с пикающими звуками. Я подключился к нему и был заворожён идеей, что сотни миллионов пользователей по всему миру объединены в сеть. Недолго думая я разобрался, как разработать свой первый сайт.

Он был о бесплатных промо-акциях, которые я находил в интернете и публиковал в блог. Несколько недель, может быть, месяц я собирал всю эту информацию по интернету, публиковал, улучшал сайт и так далее. Я указал почту, и мне в какой-то момент пришло большое письмо: «Не знаю, кто вы, но я безумно вам благодарна, потому что я сделала это, это, это...». Моей радости не было предела — это значило, что созданное мной кому-то нужно. В тот момент ко мне пришло понимание, что это моё место в жизни, и я буду заниматься созданием продуктов.

— То есть это был какой-то пользователь? Он просто похвалил твой проект за полезность?

— Да. Это была женщина, которая в интернете, видимо, искала какие-то скидки, купоны, и всё это было на сайте.

— Это был чисто твой проект, ты занимался этим один?

Да, это был небольшой проект. Я был школьником, который просто искал акции по Интернету и собирал в одном месте. Там не было никакой коммерческой истории. Было интересно что-то попробовать.

— Всё это хостилось на твоем персональном компьютере? Или ты сервер тогда поднял?

— Нет. Сервер — это было для меня сложно технически. На тот момент хостинг и домен мог быть бесплатным (видимо, так компании завлекали клиентов). Я сделал домен третьего уровня. Там было «название моего проекта точка название хостинга точка ру». Были такие проекты как narod.ru, ucoz.ru, by.ru. На одном из этих хостингов я и развернул свой проект.

— Какая была жизнь у этого проекта? Ты его создал, и это как-то дальше продолжилось?

— Нет, никак. В какой-то момент просто перестал его обновлять.

— Для понимания: сколько тебе тогда было лет?

— Хороший вопрос. 6–7 класс, наверное.

— После этого, когда ты понял, что хочешь этим заниматься, какой у тебя был дальше жизненный путь?

Дальше я начал изучать программирование: html, css и тд. Сначала сделал сайт школы, потом ещё несколько мини-проектов, которые попытался запустить, но ничего выдающегося. Просто программировал для себя и мне это нравилось.

С 7-го класса каждое лето я работал. Первый год разносил по городу газеты и журналы. Второй год я подумал: «Тут мало денег. Я хочу пойти куда-нибудь, где больше платят». И устроился работать грузчиком, где проработал два лета.

Когда заканчивался 9-й, я осознал, что больше не хочу работать руками, а хочу головой. Я же умею программировать и сделал уже несколько сайтов, поэтому взял газету с объявлениями и начал обзванивать в поисках работы программистом. Тогда меня, школьника, на лето на 3 месяца взяли в рекламное агентство разработчиком и редактором сайта за 5 тысяч рублей в месяц. Это был огромный даунгрейт по зарплате относительно грузчика, но была гордость, что я смог устроиться и зарабатывать головой.

Рекламное агентство тоже было радо получить практически за бесплатно школьника, который доработал им сайт и заполнил контентом. Я ещё в SEO-оптимизации тогда разобрался, она же было достаточно простой, и я вывел сайт на первые места.

В агентстве случилось ещё одно везение. Рядом со мной сидел мужчина-дизайнер, которого я попросил поднатаскать меня в дизайне. И за 2 лета я достаточно прокачался, чтобы понимать основы и начал выполнять заказы по дизайну полиграфии, вывесок, сайтов и даже делал логотипы на заказ.

В итоге из 11-го класса вышел уже с опытом в дизайне, создании сайтов, поработав в рекламном агентстве.

NN-Today  — первый крупный проект и его успехи

— Но это всё-таки больше было про текст, дизайн, но от программирования потихоньку отходил, я так понимаю?

— Да, от программирования я потихоньку начал отходить. В какой-то момент пришло осознание, что нужно выбирать: либо ты профессиональный разработчик, либо ты создатель продукта. Мне очень нравилось программировать, но ещё больше нравилось создавать, поэтому я стал фокусироваться на дизайне и управлении.

Когда я понял, что сделал несколько сайтов внутри рекламного агентства, то подумал: «Я хочу что-то своё, хочу где-то получить заказы». Я пытался всеми силами найти у кого-то заказ на разработку. И в какой-то момент знакомый знакомого, который занимался продажей мебели, говорит: «Нам нужен сайт». Я говорю: «Хорошо». И он сделал первый заказ. Я сам нарисовал дизайн сайта, а на реализацию нашёл разработчика на фрилансе.

С того момента все понеслось: первый заказ, второй заказ. Меня рекомендовали, потому что я всё делал качественно. В итоге мы разрослись в небольшую студию разработки.

— Каким был твой личный первый успешный проект?

— Интернет-журнал о городе NN Today. Всё это время я жил в понимании, что я всё делаю на заказ. Это, конечно, классно, но хотелось что-то своё. И в какой-то момент я посмотрел, что в Москве есть The Village, и подумал: «А сделаю-ка я своё локальное интернет-издание о городе».

Для интернет-журнала нужны были качественные фотографии и журналистика. В тот момент меня как раз заинтересовала фотография, я изучал её в Русском музее фотографии и поэтому сразу смог сделать хорошие снимки для издания. Написание текстов пришлось прокачивать, и я нашел репетитора на факультете журналистики.

Так я начал ездить брать интервью, фотографируя героев, снимать обзоры на рестораны и мероприятия. Затем уже нанял небольшую редакцию, которая занималась этим.

— По твоему мнению, рост больше дали именно соцсети или сайт?

Это был симбиоз. Мы публиковали материалы на сайте и в соцсетях. Наверное, это было то же самое, что с «Кодом Дурова» происходит. Мы размещали статью, например, во «ВКонтакте», и там пользователи репостами разносили это к себе на стену. Никаких умных лент не было, поэтому охваты были большими.

— Расскажи про цифры в пике: сколько у вас тогда было пользователей? Если ты помнишь.

У NN Today было несколько тысяч пользователей в день (до 10 тысяч) и несколько десятков тысяч пользователей в месяц. С точки зрения мирового продукта это был маленький проект, но с точки зрения регионального города это было масштабно. Получился очень хороший проект, который писал о событиях, людях и местах.

— Ты ведь на нём уже зарабатывал? Это был твой коммерческий проект?

Да. У нас тогда были большие рекламодатели по типу Мегафона и другие крупные бренды. Мы тогда продавали баннерную рекламу, рекламные статьи и делали спецпроекты с брендами. Это был коммерческий и монетизируемый продукт, зарабатывающий достаточно для меня в то время.

— Но NN-Today не дожил до сегодняшнего дня?

— Нет. Наверное, он умер через пару лет после продажи.

Путь от собственной студии к VK Знакомствам

— Какой твой следующий этап был после того, как ты «обкэшился»?

— К сожалению, заработать на продаже NN Today не особо получилось, но студия разработки начала зарабатывать неплохо. Благодаря интернет-журналу у меня получилось расширить круг знакомств и получить заказы, потому что меня начали приглашать на светские мероприятия города.

В какой-то момент ещё аутсорсинговая разработка выросла за пределы России: мы начали делать проекты для Европы и Америки. Самое интересные были для США, потому что мы разрабатывали стартапы — и в основном в недвижимости.

Свой первый небольшой капитал я заработал именно тут. Тут же пришло осознание, что заказная разработка — это не моё, хотел создавать что-то своё. Параллельно я пробовал запускать проекты: мобильное приложение афиши города, блог-платформу по аналогу с Medium, агрегатор цветочных магазинов и ещё куча всего. Ни один из них не взлетал.

В какой-то момент я понял, что надо выбрать: либо ты занимаешься заказной разработкой стартапов для других, либо делаешь своё. Я выбрал создавать своё. Постепенно доделал все текущие проекты в студии и отказался от новых заказов.

За всё время я посчитал, что попробовал создать 16 разных собственных проектов и следующий станет 17-м. Я взял деньги, которые заработал на заказной разработке и вложил их в свой стартап, которым занимался теперь 100% времени. Им стало приложение видео-знакомств Carousel, где были маски, игры и интересная механика знакомств. Мы привлекли известных блогеров в проект — от Яна Го до Амирана Сардарова.

В какой-то момент я познакомился с ребятами из «ВКонтакте», и всё сложилось так, что этот стартап был поглощён, а команда вместе со мной начала развивать направление знакомств в социальной сети.

— Это «ВКонтакте» уже с Павлом Дуровым или без?

— Это «ВКонтакте» без Павла Дурова. Это был VK с Андреем Рогозовым.

— Ты придумал концепцию, связанную с видео-знакомствами. Расскажи про неё подробнее. До того, как VK к тебе пришёл, как развивался этот проект? Какие у вас были метрики?

У нас была следующая идея: мы посмотрели на американский рынок и поняли, что начинают взлетать проекты, которые знакомят людей по видео: что-то по типу видеочата, который уже существовал, но улучшенного, как speed dating по видео.

Если вы нравитесь, то добавляете несколько минут. Если не нравитесь, то пропускаете и идёте дальше. И мы сделали такое приложение с масками, играми и коллаборации с известными блогерами. При этом нам удалось свести юнит-экономику и показать, что такой проект может быть успешно масштабирован.

— Но это уже был достаточно большой проект, на котором ты опять смог заработать до продажи в «ВК»?

Нет, я на нём не особо зарабатывал. Нам удалось свести экономику в плюс. Дальше мы столкнулись с проблемой трафика: его требовалось много, причём дёшево и сразу, чтобы захватить рынок России и СНГ.

Я пришел «ВКонтакте» именно с этой идеей: «При вашем трафике вот насколько масштабным может быть проект, такие могут быть метрики и столько приложение сможет заработать, при этом органично дополнив социальную сеть, как это происходило с Facebook Dating». С этой идеей Carousel и вся команда оказались «ВКонтакте».

— Они вас поглотили на тот момент?

— Да. Они нас всех наняли в штат.

—100% принадлежало тебе на тот момент, или ты с кем-то делился?

— Да, 100% были моими. Но там не было каких-то больших сумм по выкупу. Для нас было важно дальше развить проект.

— То есть ты продал проект и сам стал штатным сотрудником?

— Да, стал руководить направлением знакомств. Для меня это, конечно, сложно, потому что я придерживался философии не работать ни на кого, а особенно на корпорации. Но спасибо «ВКонтакте», они дали мне достаточную свободу.

— Мне интересно, что твоя первичная концепция с видео, от неё полностью ушли в какой-то момент.

— Да. В процессе обновлений мы смотрели аналитику и поняли, что видео сегмент достаточно ограничен, и для массовой аудитории «ВКонтакте» нужна простая механика по аналогии с Tinder. Пришлось сделать шаг в эту сторону.

При этом видео мы оставили: решили как бы за руку провести пользователя через все этапы знакомства. Люди находили друг друга в карточках, начинали переписываться, а потом нужно было обязательно сделать видеочат, созвониться и пообщаться.

— Всё же мне интересно: когда ты продавал это «ВКонтакте», у тебя была понятная логика, что без этой продажи проект не сможет дальше развиваться. Но как же твоя философия того, что ты не хочешь, чтобы ты работал дальше на какую-то компанию, а хочешь, чтобы работал на себя? Как ты в этот момент себя переломил?

— Идея довести проект до успеха была важнее для меня. Я понимал, что как только задачи будут выполнены, проект наберёт достаточно большое количество аудитории, выполнит показатели, я уйду. Так и произошло.

— Запуск проекта был ещё в Нижнем Новгороде или ты уже тогда переехал?

— Нет, я уже переехал в Питер, а потом в Москву.

— У тебя уже была большая команда, твой костяк?

— Она была небольшая, до 10 человек на тот момент. Кстати, в основном из Нижнего Новгорода. У меня был довольно простой и интересный подход к найму. Так как в Москве и Питере разработчики были избалованы корпорациями, я искал региональные города с техническими вузами, где были девелоперы с горящими глазами и желанием создавать. Нижний Новгород был таким городом.

— Когда ты продавал эту историю, у тебя было какое-то ощущение, что круто попробовать поработать в большой компании вроде «ВКонтакте»? Думаю, что все когда-то мечтали там поработать. Или для тебя, наоборот, ощущалось, что это даунгрейд? «Всё-таки это мой проект. Мне важнее, чтобы это был мой проект. Я сам его создал», и прочее.

Да, я на сто процентов ощущал это как даунгрейд, потому что когда-то мне предлагали и в «Яндексе» работать, но я отказался. Но довести начатый проект до конца было важнее этого ощущения.

Теперь «VK Знакомства», который мы так упорно создавали —  один из ведущих дейтинг-сервисов в России и СНГ.

— Правильно ли я понимаю, что в тот момент у вас был NDA? Ты мог работать, создавать «VK Знакомства», при этом делать свои проекты? Или там было жёстко, что ты делаешь только «VK Знакомства»?

— Честно, не помню договор полностью, но разработкой для TON полноценно я занялся уже после ухода. Там был точно пункт, что я не могу заниматься вещами, связанными со знакомствами, несколько лет после ухода. Так я и сделал.

TON и новая жизнь

— Ты познакомился с TON ещё во время работы во «ВКонтакте», расскажешь про это подробнее?

В какой-то момент мой друг Олег Илларионов рассказал мне, что есть шанс, что блокчейн, который разработан и спроектирован Николаем Дуровым, прямо сейчас получает новую жизнь, и можно попробовать на энтузиазме поддержать, создав там проекты для экосистемы. На тот момент SEC уже заблокировал выпуск Gram от Telegram, был скандал, и мало кто верил в возрождение.

Нас добавили в чатик, где было около 30-40 энтузиастов, которые поднимали валидаторы, разрабатывали смарт-контракты и начинали делать первые продукты. Сам TON на тот момент ничего не стоил и не был размещён ни на одной из бирж. Меня зацепил дух энтузиазма и создания всего с нуля, это было близко мне по духу и я сообщил «ВКонтакте» о том, что буду уходить.

Мы с Олегом предложили сделать каталог приложений, потому что это казалось самым очевидным и понятным. Наняли небольшую команду и начали делать ton.app. Сейчас это главный каталог приложений на TON.

Параллельно я начал изучать блокчейн. Прочитал несколько книг (некоторые из них скидывали ребята в чатик), изучал статьи и просмотрел кучу видео по устройству децентрализованных сетей и продуктов внутри экосистем: DeFi, NFT, GameFi, DAO, DeSo и др.

Я выбрал для себя NFT, потому что это показалось мне самым близким: арт и технологии ощущались идеальным симбиозом, то, чему можно посвятить свои несколько ближайших лет. Начало было положено запуском первой коллекции TON Diamonds, которую я закинул в чатик, и её очень быстро начали поддерживать. Это был какой-то бум на тот момент. Я был очень сильно удивлён, как NFT тогда резко захватило всё.

— TON Diamonds — это одноимённое название вашей NFT-коллекции. Кажется, первая NFT-коллекция на TON — это была TON Diamonds. Соответственно, из него родилось название и для вашего маркетплейса?

— Да, именно так. Изначально это был просто промо-сайт коллекции, а потом мы поняли, что должны дальше развивать. Самое лучшее, что мы могли бы сделать для TON — это сделать большую историю с коллаборациями с художниками и мировыми выставками, чтобы дать толчок развитию направления.

— Если возвращаться к NFT TON Diamonds. Сколько в итоге было продано этих камней?

— В итоге мы продали 10 тысяч. Всю коллекцию мы продавали чуть больше года.

— На тот момент это были какие-то баснословные деньги. Да?

Довольно большая сумма, да.

— Какая дальнейшая судьба этих денег?

— Из NFT коллекции, которую мы сделали, мы реинвестировали полученные деньги и сделали маркетплейс TON Diamonds, а ещё отдали часть TON Foundation на развитие проектов экосистемы. Маркетплейс привлёк в итоге известных художников в TON, таких как Эллен Шейдлина, Покрас Лампас, Brickspacer и др. Кстати, Эллен была первой, кто поверила в нас и вообще сделала свою первую NFT-коллекцию с нами. Безумно благодарен ей за это.

Далее мы занялись тем, что начали делать выставки и растить узнаваемость TON по всему миру. Сделали первую выставку в Париже в Лувре с Эллен, потом Нью-Йорк, Прага и затем сделали персональную выставку в Дубае. В прошлом году приняли участие в огромной ярмарке искусства Art Dubai. Реклама TON Diamonds крутилась пару недель в Нью Йорке на Time Square.

— Если не ошибаюсь, какие-то деньги были рефинансированы в TON Foundation.

— Всё верно. У нас была договоренность, что 50% средств, которые мы заработали на TON Diamonds, переводятся в TON Foundation на развитие проектов внутри экосистемы.

— То есть это была какая-то благотворительность или что?

— Комьюнити помогло нам, и мы должны были помочь экосистеме расти и развиваться. Рост рынка выгоден всем, поэтому пошли на этот шаг.

В некотором смысле коллекция TON Diamonds не только дала толчок развитию рынка NFT в TON, но и стала спонсором первых грантов для проектов в экосистеме в целом.

Мы сами получили какой-то успех, и идея была поделиться им с другим проектом, отдав эти деньги TON Foundation, а он правильно бы их распределил. Насколько я знаю, так и произошло.

— Если говорить о команде, которая запустила TON Diamonds, сколько там людей?

В самом начале это было, по-моему, 4 человека (а со мной 5 человек), небольшая команда, но потом она разрослась.

— Ты следишь за тем, сколько сейчас стоят Diamonds?

— Да, слежу. Сейчас мировой рынок, к сожалению, упал, и мы ничего не можем с этим сделать. Крупные биржи закрывают NFT-направления, а некоторые маркетплейсы закрываются полностью. Мы живы, продолжаем работать и верим в нашу идею вечности искусства.

— Я всё равно слежу — TON Diamonds развивается. Вы совместно с Покрасом, Шейдлиной, многими другими артистами всё равно выпускаете эксклюзивные коллекции, именно они выкупаются. Понятно, что рынок спал, но всё равно у пользователей есть интерес.

— 100%. Философия маркетплейса всегда строилась на идее принести классический сформировавшийся рынок искусства в блокчейн. У нас это получается делать совместно с мировыми художниками. Понятно, что рынок NFT переживает не лучшие времена, но все циклично и мы ждем восстановления, готовя для этого платформу.

— Мы не обсудили TON App, хотя это первый проект, и вы его сейчас обновляете. Да?

Да. Сейчас на Gateway (главная конференция TON, которая прошла 1-2 ноября в Дубае) произошло большое обновление в TON App с тремя важными апдейтами.

Во-первых, сам ton.app стал community driven — теперь положение в каталоге зависит от силы комьюнити каждого приложения. Чем больше комьюнити проголосовало за своё приложение, тем выше проект в рейтинге.

Во-вторых, мы запустили TON App Journal — интернет-журнал, который, на мой взгляд, должен стать тем местом, где простыми словами будет рассказано о сложных вещах блокчейна.

В-третьих, TON App Ads — рекламная сеть для TON-приложений. У нас в каталоге размещается более 1300 приложений и с большей частью у нас есть контакт. Многие приходят в поисках трафика и рекламы. Мы разработали платформу, где удобно за TON приложения могли бы покупать рекламу друг у друга.

Вот три таких больших апдейта.

— Сейчас, по твоему мнению, из этих трёх направлений — катализации, журнала и рекламного агентства — какое больше всего перспективно?

— Мне кажется, все три направления перспективны. Каждое помогает развитию экосистемы TON.

— Но сейчас Telegram анонсировал запуск своего каталога?

— Да. Каталогов, на самом деле, уже довольно большое количество. Они есть у некоторых сканов сети, кошельков и собственный у Telegram. Наше ключевое отличие — это огромный трафик с поиска. Если искать проекты TON в Google, то наш каталог будет на одном из первых мест. Не разместить в TON App сейчас — это потерять кучу новых пользователей.

— Если мы говорим про рекламную историю, то мы сейчас видим, что активно появилась реклама в самом Telegram внутри ботов. Анализировали ли вы разницу покупки у вас рекламы и покупки напрямую через Telegram?

— Мы не анализировали, потому что ещё не запустились. Но нужно понимать, что это два абсолютно разных вида рекламы: у Telegram реклама в боте, а у нас в самом мини-приложении.

Более того, могу сказать, что весь этот эксперимент с рекламой может единовременно закончиться. Telegram выкатывает рекламу внутри мини-аппов и всё — мы, по сути, закрываем часть Ads. И это нормально. Это риск, который мы понимаем и берём на себя.

— Твоя жизнь с TON — это TON App, потом это TON Diamonds. И третий этап — это TON Dating, я так понимаю?

— Да. TON Dating запустился 5 месяцев назад. У меня было понимание рынка онлайн-дейтинга, его проблем, и с помощью блокчейна получилось решить одну из важнейших: наличие баланса между девушками и парнями. Сейчас 83% пользователей TON Dating — это девушки. Уникальная ситуация для рынка, обычно наоборот.

— Всё то, чем ты занимался до этого, оно словно нашло свой путь в TON Dating. Как, помнишь, великое выступление Стива Джобса, где он говорит: «Вы никогда не знаете, как точки соединятся». У тебя примерно так же получилось? И опыт в знакомствах, и опыт в искусстве, и опыт в бизнесе, и TON, который появился параллельно. И всё это соединилось воедино. Расскажи про этот процесс.

— Реально так и происходит, точки соединяются в будущем. Есть какой-то опыт, который у меня накапливается, и он реализуется в проектах. Маленькими шагами получается делать проекты всё больше и больше, базируясь на опыте прошлого.

— Сколько времени понадобилось на разработку этой всей истории?

— Около 5-6 месяцев, хотя изначально рассчитывали сделать за 2-3 месяца. Всего в команде было 2 разработчика и 1 парт-тайм дизайнер. Мы не выпускали продукт до тех пор, пока не поняли, что он хотя бы минимально готов и нам за него не стыдно.

— Но всё равно маленькая команда…

Маленькой командой за 5–6 месяцев мы, по сути, затащили проект. Сейчас мы немного расширили команду.

— По какому принципу у вас работает модерация?

Это вопрос, на который мы обычно не отвечаем. На решение может повлиять куча факторов: закрытый Instagram у девушки, отсутствие LinkedIn у парня, неправильно сделанный жест верификации или «эскортный вайб» (мы моментально блокируем тех, кто приходит за деньгами или искать себе спонсора). Факторов множество. AI в том числе участвует в модерации и может предложить кого-то заблокировать.

Вся эта сложность с модерацией даёт невероятное уникальное комьюнити знакомств внутри TON Dating. То, за что нас ценят и куда хотят попасть.

— То есть это работает как ручное модерирование плюс искусственный интеллект?

— Да, происходит работа в связке. AI подсвечивает спорные моменты, чтобы модератор мог делать свою работу эффективнее.

— При этом это мировой сервис, он рассчитан не на Россию, а на весь мир.

— Да, так и есть. Сейчас основное ядро аудитории всё же Россия, СНГ и города с большим количеством СНГ-экспатов (например, Дубай, Бали, Пхукет и др). Это всё благодаря сильному PR-запуску в медиа.

Далее страны и города присутствия расширяются за счёт вирального роста внутри Telegram. Вместе с этим мы делаем вечеринки TON Dating Party по всему миру. Уже провели в Дубае, Бангкоке и на очереди Бали с Гонконгом.

— У меня возникает ряд вопросов, исходя из этого позиционирования, о котором мы сейчас говорим. Не разрушает ли эту концепцию появление новой подписки, более дешёвой, чем та, которая сейчас есть?

— На самом деле только улучшает. Модерация всё так же строга к качеству профилей, но при этом мы даём возможность пользователям ненадолго заглянуть внутрь приложения. Тем самым мы стараемся достичь равновесия между парнями и девушками.

— Но если мы говорим про это сообщество, есть же понимание того, что пользователи не могут вечно жить в TON Dating. Они когда-то закрывают свою потребность и уходят. Как в таком случае эта история живёт? Это всегда должен быть трафик, насколько я понимаю.

— На самом деле это работает следующим образом. Существуют разные когорты. Есть когорта, когда люди находят друг друга и уходят насовсем. Но при этом, что они рассказывают друзьям: «Где вы познакомились?» – «В TON Dating». И к нам приходят новые пользователи, потому что видят успех этой пары.

Вторая большая когорта — парни и девушки, которые не готовы к серьёзным длительным отношениям. Они встречаются несколько месяцев и снова возвращаются к нам.

Поэтому в обоих случаях работает сарафанный маркетинг. Прямо сейчас у нас нет никакой рекламы, а сам TON Dating растёт просто благодаря тому, что существуют эти кейсы, и люди рассказывают об этом друг другу.

— Расскажи про концепцию закрытого клуба. Она планирует какое-то дальше усложнение вхождения в этот клуб, или уже сейчас построены такие механизмы, которые, на твой взгляд, уже окончательно решают эту задачу?

— Уже всё достаточно сложно. Дальше это какие-то микроулучшения. То есть уже, условно, сделано 80–90% работы по отбору пользователей. Дальше только небольшое улучшение самой модерации, быстроты её взаимодействия.

— А это соотношение, что женщин больше, чем мужчин — это история, уникальная только для TON Dating, или она в целом на рынке такая?

Это уникальнейшая история для TON Dating. Классические dating-приложения без жёсткого отбора тратят маркетинговые бюджеты на привлечение парней и девушек для поддержания баланса и видят следующую картину: цена привлечения одного парня стоит X, а девушки в 10-15 раз больше. В итоге получается, что куча парней привлекается довольно легко, а девушки очень сложно и дорого. В итоге и получается, что парней в знакомствах много, а девушек мало. Каждый сервис мечтает выправить этот баланс.

— Согласен. Хотя мне кажется, что в целом в мире такая ситуация, что на одного мужчину больше женщин приходится, чем на одну женщину мужчин.

В мире тоже статистически мужчин больше.

— Кажется, мы с тобой до этого ещё давным-давно обсуждали, что, скорее всего, стоимость подписки как-то тоже влияла достаточно сильно. Плюс ваша история с модерацией, что парней там, во-первых, не так много, а во-вторых, те, что есть, за них идёт борьба.

— Это правда, за них идёт борьба. Оказывается, многим девушкам комплиментарный заработок внутри вообще не важен, а они приходят ради парней. В том числе много знаменитостей тоже сидит в TON Dating.

— Прокомментируешь текущее количество пользователей? Telegram показывает, что там всё время в районе 260 тысяч в месяц.

— Скорее правильно будет сказать 300+ тысяч, потому что у нас ещё есть версия для кошелька Tonkeeper. Наша задача — минимум миллион, который мы планируем достичь в ближайшие пару лет.

— Если говорить про финансовые истории, сейчас TON Dating в плюсе или он ещё не окупил те инвестиции, которые были вложены?

— TON Dating с первого месяца существования зарабатывает больше, чем тратит, но ещё не окупил средств, которые я вложил в него. Полный возврат инвестиций должен ориентировочно произойти в 1-2 кв 2025 года. Но это не точно. Мы расширили команду и инвестировали в вечеринки.

— А если говорить про текущую команду, сколько у вас разработчиков?

— Прямо сейчас около 10 человек. Это небольшая команда, и она, думаю, расти дальше не будет. Я придерживаюсь стратегии небольших эффективных команд.

— У тебя есть три текущих проекта. Которому проекту ты уделяешь сейчас больше времени?

— На каждый по одной трети времени. Я даже внутренне выделил дни: понедельник и пятница — это звонки-синхронизации со всеми командами и операционные вопросы, по пятницам это демо-дни, где мы смотрим, что сделано в каждой команде за неделю. Вторник, среда и четверг выделены на три разных проекта. Во вторник я, например, больше времени уделяю TON App, в среду больше времени уделяю TON Diamonds, в четверг большая часть дня уходит на TON Dating.

Сначала я думал, что организовать это будет невозможно, но потом процессы настроились, а команды независимо и профессионально развивают проекты.

— У тебя в профиле указано, что ты сооснователь Viral Talent Management. Что это за проект?

— Это агентство, которое занимается развитием талантов — так мы называем тех, кто подписывает с нами контракт. Основной фокус сейчас на модельной индустрии, но мы планируем развиваться и в других направлениях.

— Как получилось так, что ты стал частью этой индустрии?

— Моим хорошим знакомым Илье Вершинину и Роману Ларичеву нужен был партнёр при создании модельного агентства, и я был рад помочь. С Ильей мы познакомились очень давно на курсах фотографии в Нижнем Новгороде, он тогда стал модельным скаутом и быстро вырос до кастинг-директора. Роман оказался профессионалом в индустрии, открывавшим модельное агентство в Нью Йорке. Так и родился Viral, который сейчас довольно успешно развивается на модельном рынке.

— Ты расписал, на что тратишь свою неделю, и там не выделено времени на Viral. Почему?

В этом проекте я не занимаюсь оперативным управлением, всё делают партнеры, которые разбираются в индустрии. У меня есть только один звонок синхронизации в неделю с ребятами, и всё.