В сфере IT достаточно своих предубеждений и мифов. К примеру, многие считают, что если разработчик в 35-40 лет всё ещё пишет код, то он делает что-то не так и уже давно должен был начать руководить командой.
Иногда даже сами разработчики нарочно задерживаются в сеньорах, чтобы только не идти в менеджмент. Однако на самом деле путей развития Senior-специалистов гораздо больше, и «стать начальником» — лишь один из них и далеко не главный.
В этой статье мы расскажем, с какими проблемами роста сталкиваются сеньоры и в каких направлениях может развиваться их карьера.
Проблемы Senior’ов
Почему мы вообще подняли эту тему? Зачем куда-то уходить с позиции сеньора, если она самая высокая в триаде грейдов? Не всё так просто. Действительно, Senior — это опытный разработчик, который знает всё о своём проекте и зарабатывает в среднем от 250 000₽ в месяц. Если сотрудник на этой позиции доволен и задачами, и зарплатой, и коллективом, то, скорее всего, он и не думает о повышении или смене работы.
Однако у тех, кто в профессии уже более 10 лет, всё же часто возникают проблемы. Вот главные из них.
Потеря интереса. Иными словами, скука. Разработчики зачастую обладают пытливым умом, хотят создавать что-то новое и полезное. Но если месяц за месяцем, год за годом они работают над одним и тем же модулем одного и того же проекта, это может превратиться в рутину. Разработчик чувствует, что не учится ничему новому, и теряет интерес. Именно здесь часто наступает так называемое «карьерное плато».
Рабочие перегрузки. Senior много знает, умеет и часто может в разы быстрее других специалистов выполнять задачи. Недобросовестные работодатели этим пользуются, повышая нагрузку.
Недостаток признания. Регулярно и часто хвалят только джунов, потому что это отличное подкрепление на пути развития. А когда разработчик становится матёрым сеньором, признание может пропасть совсем. Выскажем непопулярное, но такое нужное всем нам мнение: зарплата и ответственные задачи не могут заменить признание. Сеньоры, которые вкладывают много усилий и времени в свою работу, тоже хотят получать похвалу за свои достижения.
Выгорание. Сочетание первых 3-х проблем, особенностей личности сотрудника и внешних факторов нередко приводит к выгоранию — истощению с такими «симптомами», как низкая мотивация, постоянная усталость, негативизм.
Поэтому неудивительно, что многие сеньоры начинают активно искать пути дальнейшего развития. Мы решили помочь им в этом.
Основные пути после Senior
Следующие грейды
Что? Сеньор — это не вершина карьеры специалиста? Нет. Существуют и другие ступени. К примеру, на сайте levels.fyi можно сравнить, какие грейды на разных должностях есть в крупных компаниях мира, таких как Amazon, Google или Adobe (всего их несколько сотен).
От работодателя к работодателю уровни разнятся, но общий путь может выглядеть так:
- Lead Engineer (TechLead) — это опытный технический специалист с рядом менеджерских обязанностей. В частности, он может координировать команду разработчиков: отвечать за качество продукта, распределять задачи, контролировать сроки и управлять решением проблем. TechLead также пишет код, проводит код-ревью и участвует в планировании и тестировании.
- Principal Engineer — это специалист с глубокой и широкой экспертизой в своей области, что позволяет ему брать на себя сложные и нестандартные задачи. Например, Principal может работать над новыми проектами, требующими креативного подхода и поиска новых методов и инструментов.
- Distinguished Engineer — это уровень выдающихся технических достижений. Такой специалист сам разрабатывает и внедряет новые технологии, работает над стратегическими проектами, а также часто выступает на ведущих отраслевых мероприятиях, в том числе и международного уровня.
- Fellow Engineer — это самый высокий уровень для технических специалистов. Fellow генерирует и реализует прорывные идеи, разрабатывает продукты или сервисы, которые меняют мир или создают новые рынки.
Этот путь для вас, если:
- вы хотите и дальше самостоятельно создавать ПО и развиваться как эксперт в своей области;
- не хотите резких и крупных изменений в своей работе.
С чем придётся столкнуться:
- много, интенсивно и непрерывно учиться, причём часто самостоятельно;
- неоднократно вновь чувствовать себя новичком, осваивая новую технологию или инструмент;
- брать на себя высокую ответственность за проекты и продукты.
На этом пути могут быть и ответвления.
К примеру, Software Architect, или, проще говоря, архитектор ПО. Он занимается проектированием IT-продуктов: выбирает, какие технологии и способы технической реализации использовать, продумывает архитектуру, создаёт спецификации системы, а также участвует в последующей реализации этой архитектуры.
Этот путь для вас, если:
- вас привлекают величина и значимость задач — ни много ни мало создание «скелета», базы будущих продуктов;
- вы хотите большого разнообразия проектов.
С чем придётся столкнуться:
- высокий уровень ответственности;
- много работы с документацией;
- необходимо умение презентовать и защищать результаты своей работы, отстаивать свою точку зрения;
- высокая вероятность превращения работы в рутину из-за большого количества типовых задач и действий.
Менеджмент
Если же разработчик всё-таки хочет быть начальником, ему придётся отойти от кодинга и с головой погрузиться в глубины психологии, овладеть тонкостями эффективной коммуникации и научиться отвечать не только за свои, но и за чужие ошибки. Однако работа в сфере управления также даёт огромный заряд вдохновения, потому что дарит опыт живой работы с людьми в качестве наставника и взгляд на вашу прошлую работу со стороны.
Менеджерский путь во всех компаниях разный. Например, вот один из его вариантов:
- TeamLead — это человек, координирующий работу команды разработчиков, состоящей в среднем из 2-5 человек.
- Руководитель отдела — менеджер, руководящий более крупной командой или командами (до нескольких десятков человек).
- Project Owner или Project Manager — специалист, отвечающий за реализацию конкретного проекта (например, веб-сервиса или мобильного приложения) в соответствии с бизнес-требованиями и бюджетом.
- Руководитель подразделения — топ-менеджер, управляющий большой структурной единицей, включающей несколько отделов.
- CEO — главный исполнительный директор, топ-менеджер, отвечающий за стратегическое и оперативное управление компанией.
Этот путь для вас, если:
- вы хотите отойти от самостоятельного написания кода;
- у вас есть желание обучать и развивать других специалистов;
- вы хотите больше влиять на принятие решений в вашем отделе, департаменте или компании в целом.
С чем придётся столкнуться:
- с кардинальными изменениями в обязанностях;
- серьёзным и сложным обучением управленческим навыкам;
- очень большим количеством общения;
- высоким уровнем ответственности, причём не только за свой код, как раньше, а за работу всей вашей команды.
Собственный бизнес
Часто первым шагом в этом направлении является уход на фриланс. Это помогает протестировать новый режим работы и найти первых клиентов. Затем предприниматели переходят к набору команды, помогающей в реализации проектов, сделать которые собственноручно невозможно. Стартап может разрастись в среднюю или крупную компанию.
Этот путь для вас, если:
- у вас есть оригинальная идея, которая может решить проблему или потребность рынка или пользователей;
- вы хотите независимости и возможностей самому решать, за какие проекты браться, какие технологии использовать и какую цену устанавливать;
- у вас есть много разнообразных навыков: технические, коммуникационные, бизнес-навыки;
- вы готовы рисковать и экспериментировать, не боясь неудач и ошибок.
С чем придётся столкнуться:
- самостоятельно искать клиентов или участвовать в продажах;
- конкурировать на равных с имеющимися фрилансерами или IT-компаниями;
- разобраться в юридических, бухгалтерских и налоговых тонкостях;
- делать по-настоящему много работы, по крайней мере, на первых порах.
Другая, но связанная с IT работа
Вот несколько примеров таких профессий:
- Аналитика — общее условное название нескольких профессий, которые могут довольно сильно отличаться друг от друга. В IT можно найти веб-аналитиков, системных, бизнес-аналитиков и других.
- Продажи — сфера, в которой важно правильно презентовать продукт, понимать его практическую пользу для клиента и уметь общаться. Если вы знаете всё о технической части ПО, вам может быть легче его продавать.
- Маркетинг — яркая и многогранная сфера рекламы. Вас ждёт много открытий о различных каналах продвижения продукта и их эффективности.
- Преподавание — роль частного консультанта, преподавателя на онлайн-курсах или в IT-школе.
- Наука — несколько сфер, где могут пригодиться навыки разработчика: математика, физика, медицина, биология, биоинформатика, социальные науки и др.
- Дизайн — это, пожалуй, наименее «айтишная» сфера из всех смежных, хотя это зависит от специализации. Если графический дизайнер и может создавать, например, только постеры или музыкальные обложки, то UX/UI-дизайнеру уже не обойтись без знаний по веб-разработке.
Этот путь для вас, если:
- вы больше не хотите писать код;
- вам интересно развить другие навыки в зависимости от профессии — например, навык работы с композицией и цветом, навык публичных выступлений или отработки возражений;
- вы хотите посмотреть на IT-продукты с другой стороны: финансов, продвижения, визуализации и прочее.
С чем придётся столкнуться:
- вновь стать новичком в незнакомой сфере;
- потратить несколько месяцев на первичное переобучение и несколько лет на дальнейшее совершенствование;
- временное или постоянное уменьшение дохода (хотя это зависит от конкретной компании и должности).
Совсем другая профессия
Да, так тоже можно. Сильные черты разработчиков — это умение анализировать и решать проблемы, часто нестандартными путями. Ещё им присущи любопытство, упорство и в той или иной степени умение работать в команде.
Это сочетание позволяет освоить практически любую профессию, тем более что возможностей для переподготовки сейчас очень много: классические вузы и средне-специальные учебные заведения, онлайн-курсы, материалы для самообразования.
Есть истории, когда бывшие программисты становятся шеф-поварами, машинистами электропоездов или тренерами по тхэквондо. Нет ничего невозможного.
Этот путь для вас, если:
- вы больше не хотите иметь ничего общего c IT;
- у вас на примете есть сфера, в которой вы очень хотите проявить себя;
- вы готовы строить карьеру полностью с нуля.
С чем придётся столкнуться:
- потратить от 2-3 месяцев до нескольких лет на переобучение;
- кардинально сменить задачи и обязанности;
- принять потенциальное снижение дохода по сравнению с вашей прошлой позицией как минимум в течение нескольких лет.
Получите новый опыт в МТС
К счастью, для того чтобы вновь почувствовать интерес к работе, необязательно разрывать все связи с IT — достаточно лишь сменить компанию. Если сейчас вы на распутье, приглашаем вас изучить вакансии МТС в разных городах.
Мы ищем специалистов уровня Senior для самых разных профессий, связанных с разработкой, и предлагаем хорошие перспективы дальнейшего роста как в техническом, так и в управленческом ключе. Кто знает, возможно, эта статья — ваш персональный ответ на вопрос «Как дальше строить карьеру?»
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»