Макротренды будущего: как изменятся мобильные приложения в ближайшие годы
С 22 по 26 июня в виртуальном формате прошла Всемирная конференция разработчиков Apple WWDC 2020 — ежегодное событие, которое задает тренды на рынке мобильных технологий. Вместе с главой компании Mobi-Soft Дмитрием Простовым разобрали главные тенденции ближайшего будущего, которые повлияют как на продукты Apple, так и на индустрию в целом.
Эпоха мобильной экономики
Службы такси, сервисы доставки еды, стриминговые платформы, суперприложения и соцсети с оценкой в сотни миллиардов долларов — индустрия мобильных технологий последние годы росла по экспоненте. Только за минувший год пользователи по всему миру скачали 204 млрд приложений и потратили на мобильные сервисы $120 млрд.
В среднем мы проводим со смартфонами и планшетами почти 4 часа ежедневно. А ведь с момента появления первого айфона прошло всего 13 лет.
Всеобщая подключенность давно стала нормой, но цифры все равно поражают. По оценкам аналитика Бенедикта Эванса, в мире проживает 5,5 млрд людей старше 14 лет и на них приходится 5 млрд мобильных телефонов и 4 млрд смартфонов.
Широкое распространение — признак окончательной демократизации индустрии. Устройства дешевеют, а технологии становятся все более доступными. Это одна из причин, почему смартфоны перестали нас удивлять, а новые релизы все чаще наводят скуку.
На передний план вышли не сами устройства, а контент и технологическая «начинка». Так, машинное обучение в какой-то момент стало стандартом для всех смарт-устройств. Делая фото на iPhone 11, мы задействуем нейросети, которые формируют идеальный снимок. ИИ-агрегаторы такси и службы доставки соединяют нас с водителями и курьерами, учитывая тысячи параметров. Умные алгоритмы Instagram и Facebook угадывают наши интересы, составляя уникальную ленту рекомендаций, а смарт-часы используют ИИ, чтобы анализировать сердечный ритм — и иногда даже спасают жизни.
Параллельно с технологиями развивался рынок инфлюэнсеров (или ванхунов, как их называют в Китае). В 2019 году сфера блогерского маркетинга выросла до $8 млрд, а к 2022 она достигнет уже $15 млрд. Индустрия настолько разрослась, что аналитики всерьез заговорили о кризисе и формировании пузыря.
Но даже если пузырь лопнет, а доходы блогеров сократятся, мобильная экономика создаст новые ниши и способы заработка — это доказывает и взрывной рост TikTok, и рекордная популярность мобильных игр на фоне пандемии.
Масштаб рынка мобильных приложений можно оценить по конференции WWDC 2020 от Apple, которая впервые проходит в виртуальном формате и объединяет более 23 млн специалистов со всего мира. WWDC отражает не только главные тренды на рынке, но и помогает понять, куда будут двигаться компании в будущем. Уже сейчас можно выделить пять макротрендов, которые окажут влияние на мобильные устройства и приложения в 2020-е.
Экспериментальный интерфейс как новая норма
Один из главных трендов в сфере потребительской электроники — это мимикрия. Современные устройства должны быть незаметными, они не привлекают к себе внимания и не требуют от пользователя активного участия. Никаких сложных интерфейсов, многоуровневой навигации и навязчивых оповещений — только простые и понятные сигналы, которые можно отдавать и получать на ходу.
Эта тенденция отразилась и на программном обеспечении. Apple, Google и другие гиганты больше не заставляют пользователя проводить как можно больше времени перед экраном. Они хотят, чтобы устройства стали частью повседневности, надежным компаньоном, который работает в фоновом режиме без активного участия со стороны пользователя.
Как раз поэтому на передний план вышли голосовой и жестовый интерфейсы. Отличный тому пример — Siri, которая в новой iOS 14 не занимает целый экран, а появляется в небольшом окошке в нижнем углу. Ответы голосового помощника теперь выглядят как короткие уведомления. Это важный момент — пользователю больше не нужно куда-то заходить, чтобы начать разговор с виртуальным ассистентом. Голосовой помощник сегодня — это как Wi-fi или Bluetooth, базовая функция, которая всегда работает где-то за кадром.
То же касается и жестового управления. В iOS 14 появится новая функция Back Tap: теперь достаточно постучать пальцами по задней панели айфона, чтобы открыть настройки или включить музыку.
В будущем эти опции сохранятся, только усовершенствуются и окончательно станут нормой. Мы будем воспринимать такие интерфейсы как должное и использовать их интуитивно. Вероятно, пандемия только ускорит развитие бесконтактных UI, поскольку теперь это не только удобно, но и безопасно.
AR и VR также становится привычным слоем интерфейса, с которым мы постепенно учимся взаимодействовать. Пока это были игры, вроде Pokemon Go, реалистичные маски в Instagram и специализированные приложения для дизайнеров, инженеров и разработчиков. Следующий этап — масштабные AR-карты местности, иммерсивный контент, который воздействует сразу на несколько органов чувств, и линзы с дополненной реальностью.
Первые эксперименты в этой сфере в 2010-е были не слишком удачными. Например, очки Google Glass не пользовались у потребителей спросом, и компания переключилась на корпоративных клиентов. С проблемами столкнулась и Microsoft с ее HoloLens, и стартап Magic Leap.
Сейчас шансы на прорывной продукт есть у Apple — компания планирует выпустить гарнитуры дополненной реальности в 2022-2023 году. К этому времени уже распространится мобильный стандарт 5G, который позволит просматривать даже самый высококачественный AR-контент, используя мобильный трафик.
В разработке у Apple пока два устройства. Первое предназначено для видеоигр и просмотра AR- и VR-контента. Вторая разработка — AR-очки — обещает стать альтернативной смартфону. Девайс будут создавать дополнительный информационный слой — например, выводить на встроенный в линзу дисплей указатели для навигации, подсказки и напоминания.
Мобильная нервная система
«Мобильные технологии — это центральная нервная система нашей подключенной жизни», — говорится в свежем отчете App Annie. Управление домашней бытовой техникой, осветительными приборами, даже автомобилем — для этого мы все чаще используем смартфоны. По оценкам GSMA, в 2019 году в мире насчитывалось 12 млрд подключенных устройств, а к 2025 году этот показатель увеличится вдвое.
Главным посредником между пользователями и IoT-системами становятся мобильные приложения. С их помощью мы настраиваем камеры наблюдения, термостаты, умные колонки, принтеры и телевизоры.
Зачем нужен пульт от ТВ, если его заменяет приложение на смартфоне, которое всегда под рукой и не теряется? Зачем носить с собой ключи от автомобиля, если можно открыть дверцу с помощью телефона? Этим летом владельцы BMW5 смогут использовать цифровые ключи от Apple — чтобы открыть и завести автомобиль, понадобится только смартфон.
По слухам, компания Тима Кука работает над еще одним IoT-продуктом — портативными трекерами с поддержкой Bluetooth. Если установить такой маячок на предмет, то объект можно будет отыскать с помощью смартфона в радиусе 5 метров. По такому принципу работают теги Tile, но именно у Apple есть шансы сделать технологию мейнстримом.
Если компании удастся популяризовать технологию, то произойдет давно ожидаемый рост IoT-рынка, а вместе с ним рост сервисных приложений. Они заменят или частично возьмут на себя функции привычных приборов. Примерно по такому же принципу на смену стационарным телефонам сперва пришли мобильные, а затем и мессенджеры.
M-Commerce
В День холостяка в 2019 году покупатели оставили на Alibaba $38,4 млрд всего за сутки, при этом большинство совершали покупки в мобильном приложении. Пользователи проводят все больше времени в приложениях для шопинга, а популярные площадки, вроде Instagram и TikTok, превращаются в маркетплейсы.
Одним из драйверов мобильной коммерции стали лайвстримы — этот формат первое время был популярен в Азии, но постепенно распространился по всему миру. В одном только Китае базируется уже полмиллиарда стримеров, которые продают любые товары — от продуктов и овощей до автомобилей.
Сегодня с помощью смартфона можно действительно приобрести все — от роскошной виллы до запуска ракеты. Мобильный шопинг существовал и раньше, но только в последние годы на эту сферу всерьез обратили внимание крупные ритейлеры. Они разрабатывают стратегии вовлечения пользователей, мониторят рынок с помощью соцсетей и выстраивают омниканальные цепочки. M-Commerce сегодня — это не дополнение к основным каналам продаж, а приоритетное направление.
Из-за пандемии к мобильной торговле подключились не только крупные ритейлеры, но и локальные магазины и кафе. Об этом пишет в своем отчете аналитик Мэри Микер. Пока пользователям все еще приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы совершить покупку — особенно в соцсетях. Но в будущем мобильная коммерция станет максимально удобной и комфортной. На это повлияет и развитие финтеха. Покупка в два тэпа по экрану — уже реальность. Следующий шаг — покупка с помощью одной голосовой команды или в один клик (буквально), а лучше автоматически по заранее заданным параметрам с функцией прогнозирования спроса.
Мобильные игры как универсальный формат сторителлинга
Границы между развлекательным и информационным контентом с каждым годом все больше стираются, а геймификация становится стандартной механикой, которую используют все — от соцсетей до мобильных банков.
Во многом это произошло благодаря демократизации гейминга — сегодня для попадания в игровое коммьюнити не требуется мощное оборудование и даже ПК, достаточно портативной консоли или смартфона. Лучший пример тому — игра Animal Crossing: New Horizons, которая во время пандемии побила рекорды популярности и даже вызвала дефицит приставок Nintendo Switch.
В 2019 году рынок мобильных игр рос быстрее любых других игровых сегментов, а в 2020-м этот рекорд, вероятно, будет снова побит. Неудивительно, что такие гиганты, как Call of Duty, перебираются на мобильный рынок, чтобы не упустить выгоду. А бренды вкладывают миллионы в продвижение своих продуктов на игровых площадках. Например, организуют показы новинок одежды в Animal Crossing или Fortnite.
В будущем мы увидим еще больше мобильных геймифицированных продуктов. Образовательные курсы, приложения для фитнеса и медитаций, сервисы для мониторинга сна будут не только заимствовать игровые механики (это происходит уже давно), но также начнут создавать свои виртуальные вселенные. Один из ранних примеров создания вселенных — это разработка «ландшафтов», например, звуковых, как у Endel, или эмоциональных, как у приложения для сна Loóna.
В то же время сами мобильные игры окончательно превратятся в социальные сети, в которых люди будут не только играть, но и общаться, создавать коммьюнити по интересам и строить мини-миры. Помните, как во время карантина сотрудники одной из компаний стали проводить совещания в Red Dead Redemption 2?
Таких инициатив станет больше, а собрание в игре станет такой же нормальной практикой, как беседа в рабочем чате в Telegram. Мобильные игры также станут пространством для тим-билдинга, поскольку помогут развивать гибкие навыки (soft skills).
Деглобализация приложений
Рынок мобильных приложений для развивающихся стран — один из самых быстрорастущих сегодня. По данным App Annie, Китай, Индия, Бразилия и Индонезия вместе с США входят в пятерку лидеров по числу скачиваний приложений в 2019 году. Благодаря распространению дешевых смартфонов, жители самых отдаленных и бедных регионов получили доступ к мобильному контенту — и тенденция пока сохраняется.
Многие страны также заинтересовались разработкой собственных мобильных устройств — так, в 2019 году в Руанде начали производство первых смартфонов Made in Africa.
IT-компании уже давно изучают перспективный рынок и вкладывают крупные суммы в создание мобильных сервисов для «следующего миллиарда» пользователей из Африки, Индии и Юго-Восточной Азии. Google, например, создала для этого специальное подразделение — Next Billion Users (NBU).
Отдельного внимания заслуживает Китай — страна с рекордным количеством мобильных пользователей и приложений. Наибольшего успеха добился TikTok и его китайская версия Douyin, а также китайские суперприложения, модель которых сегодня перенимают и российские, и западные компании (с переменным успехом).
Другой перспективный рынок — Индия. В стране сосредоточено рекордное число пользователей WhatsApp, при этом местные регуляторы часто препятствуют развитию западных сервисов. Например, WhatsApp пока не стал запускать платежный сервис на местном рынке, хотя до этого успешно протестировал технологию в Индии.
Чтобы избежать проблем с регуляторами, компаниям проще создавать отдельные подразделения и сервисы специально для растущих рынков. Многие ниши до сих пор не заняты, а потенциальная прибыль огромна, поэтому новых продуктов в этом сегменте будет все больше.
Это не только потенциально прибыльная сфера, но и интересный челлендж для разработчиков. У них есть возможность с нуля воссоздавать целые индустрии — от логистики до банковских платежей. Вдохновляться можно примером китайской компании Alibaba, которой такой подход помог стать самой дорогой компанией не только в КНР, но и в Азии.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»