По данным Forbes, в конце 2021 года подконтрольный VK (бывшая Mail.Ru Group, — прим. ред) образовательный холдинг Skillbox Holding Limited, в который входят платформы Skillbox и GeekBrains, сократил сотрудников. Предлогом для «массовых увольнений» стали «централизация процессов» и «естественный отток».
Один из источников «Ведомостей» сообщил, что увольнения затронули методистов и продюсеров, а также специалистов службы поддержки. Всего под сокращения попало около 300 человек. При этом собеседник Forbes утверждает, что компания уволила почти всех методистов и кураторов образовательных программ.
В самом холдинге объяснили, что менеджмент убирает дублирующие функции и проводит «необходимые организационные изменения» после слияния Skillbox и GeekBrains в Skillbox Holding Limited, которое произошло в августе 2021 года под руководством фонда венчурного инвестора Александра Галицкого и VK.
Что происходит?
- Знакомый с положением дел в Skillbox источник Forbes утверждает, что увольнения связаны с «глубоким убытком» объединённого холдинга. Эту информацию подтверждает венчурный инвестор, близкий к VK.
- На конец 2021 года убыток составлял 2–3 млрд рублей при выручке 7–9 млрд рублей. Долг компании перед VK (основной акционер), который финансировал операционные убытки и расходы на поглощение других игроков — 5 млрд рублей.
- В VK опровергают информацию о тяжелом финансовом состоянии объединённой компании:
Образовательный холдинг Skillbox не испытывает потребности в дополнительном операционном финансировании и, более того, продолжает демонстрировать хорошие финансовые показатели.
- В третьем квартале 2021 года выручка сегмента образовательных технологий выросла до 2,5 млрд рублей, на 56% по сравнению с тем же периодом 2020-го.
- В VK ожидают, что выручка за 2021 год в этом сегменте превысит 10 млрд рублей, «при этом рентабельность по EBITDA должна вновь улучшиться в будущих периодах».
- После прихода в 2021 году Александра Волчека на пост гендиректора GeekBrains многие сотрудники сами покинули компанию:
Посыпались массовые увольнения по собственному желанию: все старожилы взбунтовались и ушли.
- Ещё одна возможная причина оптимизации — смелые и дорогие эксперименты холдинга как в маркетинге, так и в продукте, сообщила «Ведомостям» генеральный директор «Нетологии» Марианна Снигирева.
- Источник Forbes в одном из российских банков утверждает, что фоном для внутренних перемен была агрессивная политика роста Skillbox и GeekBrains в 2021 году, что тоже способствовало увеличению убытка.
- Из-за высокой конкуренции в онлайн-образовании, которая обострилась в пандемию, сильно выросла стоимость привлечения клиентов.
Утверждается, что средний чек и «возвращаемость» остались на прежнем уровне. Однако компания нуждалась в необходимости продолжать рост, поэтому она начала «ходить по банкам и просить денег». К сожалению для образовательного холдинга, соответствующие переговоры не приводили к успеху.
Это не все проблемы
22 декабря Савёловский районный суд Москвы принял коллективный иск к образовательной платформе GeekBrains от студентов. Они требуют компенсации из-за того, что компания не возвращает деньги за онлайн-курсы, если студент решил отказаться в начале обучения, уточняет «Ъ». В иске участвует 31 студент с общей суммой требований 4,5 млн рублей.
Представитель DestraLegal.ru заявил газете, что в обоснование отказа вернуть средства GeekBrains ссылаются на правила своей оферты. Согласно правилам, студенту возвращаются 100% стоимости в течение трёх дней со дня покупки, 30% — в течение 14 дней, 15% — в течение 14–30 дней, 0%, если с момента покупки прошло более 30 дней:
При этом в некоторых случаях доступ непосредственно к приобретённому курсу, а не к вводным урокам, GeekBrains предоставляет только по истечении 30 дней с момента покупки. Такие правила нарушают права потребителей, — объясняют в DestraLegal.ru.
Отмечается, что по закону о защите прав потребителей у них есть право на отказ от услуги в любое время с возвратом оплаченной стоимости. Представители истцов подчёркивают, что единственным условием реализации такого права выступает компенсация исполнителю фактически понесённых расходов.
При этом они не могут быть заранее установлены в договоре, как это сделано в оферте GeekBrains, а определяются по факту оказания услуги конкретному потребителю и должны быть документально подтверждены.
Ни одному из участников коллективного иска GeekBrains не представил подтверждающих документов несения таких расходов.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»