Со стороны кажется, что продакты — это люди, которые придумывают идеи, переносят их в таск-менеджер, а потом объявляют команде, что «это надо было сделать вчера».
Но это плохие продакты, равняться на них не стоит. Хорошие специалисты исследуют рынок, придумывают и тестируют гипотезы, помогают компании увеличить число целевых действий и вырастить прибыль.
Разбираемся, как стать продактом и какие навыки для этого нужно развивать.
Чем занимаются продакт-менеджеры
Продакт-менеджеры вступают в дело, когда никакого продукта ещё нет. Они отвечают за весь процесс — от формулировки гипотез до аналитики результатов и разработки обновлений. Основные обязанности у продактов такие:
- изучают рынок, тестируют продукты конкурентов;
- формулируют гипотезы: какие продукты сейчас востребованы у ЦА;
- анализируют запросы потенциальных клиентов, проводят кастдевы, опросы и интервью с целевой аудиторией;
- расставляют приоритеты по задачам, управляют командой, контролируют дедлайны и качество работы;
- общаются с клиентами и подрядчиками;
- устанавливают ограничения по бюджету и следят, чтобы все работы в него вписывались;
- анализируют результаты работы и оптимизируют процессы, чтобы на разработку уходило меньше времени и денег;
- дорабатывают продукт, после того как он вышел на рынок.
Эта схема отлично описывает работу продакт-менеджера: именно так он придумывает, запускает и улучшает продукты.
Плюсы и минусы профессии
Как стать продакт-менеджером
Шаг 1. Пройти обучение. Есть два способа это сделать:
- Окончить специализированные курсы. Их сейчас много, программы у всех примерно одинаковые. Однако не все работодатели готовы нанимать на позицию продакта человека с корочкой, но без реального опыта.
- Учиться на практике. Некоторые компании берут на работу стажёров и закрепляют их за опытными спецами для обучения. Можно расти и внутри компании — например, с позиции разработчика перейти в продакты. Главное — показать руководителю, что вы готовы брать на себя ответственность.
Шаг 2. Развиваться в профессиональной и смежных сферах. Поскольку продакт-менеджер руководит кросс-функциональной командой, ему нужно разбираться во многих темах. В первую очередь стоит сосредоточиться на циклах разработки, UX-дизайне и языках программирования. Для этого изучайте публикации в тематических блогах и исследования, слушайте подкасты, посещайте конференции.
Шаг 3. Разрабатывать пет-проекты. Это позволит на практике изучить полный цикл разработки, пополнить портфолио и даже немного заработать — если проект окажется коммерчески успешным. Многие популярные сервисы начинались именно так.
Шаг 4. Написать резюме. Этот и следующий этапы пригодятся, если вы решите расти не внутри своей компании, а найти новое место работы. Важно не отправлять одно и то же резюме всем работодателям. Как правило, у разных компаний требования к кандидату отличаются, поэтому резюме лучше адаптировать под каждый запрос. Это покажет вашу заинтересованность в работе.
- Мы уже рассказывали, как составить классное резюме и получить работу мечты.
Шаг 5. Пройти собеседование. Отличное резюме не гарантирует успех на собеседовании, к личному общению с работодателем тоже нужно подготовиться. Для этого изучите всю доступную о компании информацию, протестируйте её продукты, подумайте, как их можно улучшить. HR-специалист оценит вашу подготовку, и у вас будет преимущество перед конкурентами.
Шпаргалка: какие навыки развивать будущему продакту
В 2021 году проводили исследование российского рынка продактов. Выяснилось, что только 2,1% продакт-менеджеров до этого не работали в digital-сфере. А подавляющее большинство — это работники смежных профессий, которые уже имеют часть необходимых навыков. В таблице ниже рассказываем, какие скилы нужно прокачать, если вы решили сменить профессию.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»