Участие Газпромбанка в Международном молодежном экономическом форуме «День будущего» на ПМЭФ

Содержание
На Петербургском международном экономическом форуме 2025 в день молодежи «День будущего» прошла дискуссия, которая собрала молодых специалистов, студентов и начинающих предпринимателей.
ПМЭФ традиционно выделяет отдельный день для обсуждения вызовов и возможностей нового поколения — тех, кто определит будущее экономики страны.
Формат живого диалога
Формат паблик-тока для дискуссии «Ломать, пробовать, создавать: на чем строится опыт?» выбран неслучайно. Важно обсуждать вопросы опыта, ошибок и роста с молодыми людьми именно в формате живой беседы между представителями разных индустрий и молодежью.
Цель — показать ребятам, что путь к успеху разбивается на маленькие шаги, которые по силам каждому. В эпоху развитых социальных сетей, где видна только красивая картинка, крайне важно показывать и говорить о том, что за этим стоит, выстраивать искренний честный диалог.
Сессию модерировала Юлия Иванова, начальник управления цифровых коммуникаций и продвижения технологического бренда Газпромбанка — Газпромбанк.Тех, которая занимается продвижением технологичного бренда работодателя среди молодежи и хорошо понимает, с какими вызовами сталкиваются молодые специалисты.

Газпромбанк активно поддерживает молодые инициативы и видит в новом поколении движущую силу развития. Банк не просто приходит в вузы с карьерными буклетами — мы создаем совместные курсы и проекты, где наши специалисты становятся менторами.
Прошлым летом в Университете «Сириус» школьники вместе с нами делали системы биометрического доступа и автоматизированной оценки стоимости недвижимости, а уже в этом году работают над прикладным проектом в области Data Science по оценке инвестиционной привлекательности строительного проекта.
Для профессионального роста нужны не только прикладные знания, но и такие навыки как soft skills и self skills: креативность, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект. Эти качества невозможно получить из учебников — их формируют только опыт, ошибки и постоянное переосмысление. Именно поэтому Газпромбанк.Тех часто участвует в хакатонах и кейс-чемпионатах, дает ребятам решать практические задачи Банка. Такой подход позволяет применить теоретические знания на практике, а также познакомить с ценностями и форматом работы в финтехе.
Ключевые выводы сессии
1. Приоритетные направления для развития
Анна Лемякина, директор по национальным и стратегическим проектам Yandex Cloud, рассказала, что сегодня наибольшую поддержку получают стартапы в здравоохранении, экологии и науке. Важные критерии для успеха:
- Прикладной результат в понятном обозримом будущем, где-то в течение года;
- Масштабируемость;
- Научная база;
- Искреннее желание сделать что-то значимое.
«Одним из важных критериев выбора проектов стал прикладной результат. Все проекты, которые мы сейчас поддерживаем, должны показать конкретную пользу», — пояснила Лемякина.
На любой конференции сегодня главным триггером успешности стало повторение ИИ как мантры, отметила спикер. Но критическая масса уже насыщена, и теперь хочется видеть результаты — что искусственный интеллект меняет на практике в разных индустриях. Поэтому успешные проекты с ИИ всегда строятся на прочной научной базе:
«Залог хорошего результативного проекта, несущего действительно социальную пользу — в объединении разных экспертиз для получения общего результата».
Анна особо отметила: если вы гуманитарий с прорывной идеей, не стоит отчаиваться из-за отсутствия технических знаний. Главное — найти в команду ученых и технарей, которые помогут воплотить замысел.
«Больше 61% студентов-гуманитариев активно используют инструменты на базе искусственного интеллекта для решения рутинных задач. При хорошей стыковке с технарями или при определенных навыках работы с ИИ-инструментами гуманитарии вполне могут реализовать технологические проекты», — подчеркнула она.
2. Команда — это сплав, но важно оставаться людьми
Алексей Федоров, вице-президент Газпромбанка, поделился своим опытом перехода из науки в бизнес. Его история — яркий пример того, как страх может стать катализатором роста.
«Конечно, это было очень страшно. Представьте, вы занимаетесь квантовой физикой, считаете, что прекрасно в ней разбираетесь, публикуете научные статьи. А тут приходите работать в банк, о работе в котором знаете очень мало», — рассказывает Федоров.
Но именно этот дискомфорт заставил его переосмыслить само понятие «ученый». По его мнению, современный исследователь может определить для себя совершенно самостоятельно, чем заниматься, не ограничиваясь рамками лаборатории.
В эпоху цифровизации важно не забывать о мотивации, самоопределении и простых человеческих вопросах — именно ответы на них помогают совершать прорывы и выходить на новый уровень. В любой профессии важно переосмысливать свою роль, не бояться выходить за рамки привычного и изучать новые сферы, даже если это страшно.
«В команде, как и в сплаве, важны разные материалы и уникальные свойства. Нужно понимать, чем ты уникален, и искать людей, которые дополнят твои навыки и помогут достичь большего», — отметил Федоров.
Он подчеркнул:
«„Эксперт — это человек, который совершил все возможные ошибки“ (цитата Нильса Бора). Важно не бояться ошибаться и смело идти в изучение новых сфер».

3. Ищите свою уникальность
Алексей Локонцев, основатель TOPGUN, продемонстрировал опровержение мифа о необходимости готовности. Его история показывает, как выбраться из ловушки «нужен опыт, чтобы получить опыт».
«Свой TOPGUN я построил в 37 лет. Перед этим пробовал открывать бизнесы с 17 лет, у меня было более 30 закрытых бизнесов и накопленных долгов 12 миллионов», — рассказывает предприниматель.
В 2014 году, в разгар кризиса, он решил открыть в Туле дорогую парикмахерскую. Все окружение отреагировало предсказуемо — посоветовали сначала «вылечиться». Но именно этот «безумный» проект стал началом франшизной сети из 250 барбершопов.
Один из предыдущих проектов Алексея — туристическое агентство — стал для него ценным уроком. Решив демпинговать и брать не 10% комиссии, как все, а 5%, он не учел главного: цена путевки может колебаться от миллиона до 100 тысяч перед вылетом.
«Я этого не понимал, и, конечно же, бизнес умер. Но я получил опыт: не надо строить бизнес на демпинге. Работать нужно там, где есть возвратный клиент и большие чеки», — делится уроком Локонцев.
Его сила — в креативном мышлении и способности видеть возможности там, где другие видят препятствия. Важно слушать себя, искать свою уникальность, слушать свой внутренний голос, искать в чем именно ты хорош и где ты можешь это применить.
4. Если есть идея — реализуй ее
Максим Яхонтов, основатель и генеральный директор «Фиджитех», основатель Hello Park, продемонстрировал более осторожный подход к смене карьеры. В прошлом инженер, а сейчас основатель международной компании по виртуальной реальности, он выбрал плавный переход из корпорации в собственный бизнес.
«На самом деле это был плавный переход. Я очень сильно боялся и постарался максимально снизить риски, накопил денег, начал делать первые проекты, общаться с потенциальными клиентами. Увидел, что, в принципе, скорее всего, все получится. И вот когда я понял, что есть смысл пробовать и нужно этому уделять больше времени — именно в тот момент я решился уйти из компании».
Его совет: если идея не дает покоя, ты засыпаешь и просыпаешься с мыслями о ней, то ее точно нужно реализовывать. Кстати, именно поэтому у нас в банке есть платформа идей, где каждый сотрудник может предложить свою инициативу и получить поддержку в ее проработке, тестировании и реализации в масштабах компании.
5. Нужно формировать смыслы
Один из главных мифов современности — творчество рождается из хаоса и вдохновения. Режиссер-постановщик Андрей Елсаков, чья команда из 200 человек создает крупнейшие мероприятия, категорически с этим не согласен.
«Самое творческое творчество — это организованное творчество, структурированное творчество. Наши любимые предметы в работе — таблицы, схемы, понятные приемы», — объясняет он.
Любой проект у них начинается с идейно-тематического анализа:
«Мы всегда должны формировать для себя тему, идею и сверхзадачу. О чем, про что и ради чего мы это делаем. Когда мы ставим эти понятные ориентиры, на которые всегда опираемся, это как три слона, на которых стоит режиссура».
Такой подход позволяет даже искусственный интеллект воспринимать как инструмент, а не угрозу.
«Те креативщики, которые говорят о том, что боятся искусственного интеллекта, — это псевдокреативщики. Именно мы те люди, которые формируем смыслы, которые формируем проекты для этого искусственного интеллекта, мы управляем им, а не он диктует нам», — убежден Андрей.

6. Человек учится через деятельность
Вячеслав Шоптенко, заместитель директора института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), предложил альтернативу болезненному набиванию шишек: учебные симуляторы.
«Лучше три раза обанкротить виртуальную компанию, потерять кучу денег в симуляции, но в реальной компании их уже заработать. В 22 года можно быть миллионером, даже миллиардером, правда, виртуальных денег», — шутит он.
Вячеслав ссылается на пирамиду обучения, где практический опыт дает до 90% усвоения материала против 10–20% от лекций:
«Человек учится через деятельность. Самый эффективный способ обучаться — это практиковаться и обучать других».
Но тут же получил возражение от Алексея Федорова:
«Не очень убежден, что можно на симуляции научиться, не теряя чего-то реального. Каждый существенный шаг был связан с риском — что-то приходилось ставить на карту».
Действительно, логичный рост в ИТ после «сеньорной» позиции — это тим/тех лид. В такой синергии сотрудники получают опытного наставника и могут перенимать его опыт, а лидер может прожить свой опыт заново и посмотреть на задачи под другим углом.
Поэтому если ваш рост дошел до этой позиции, но вам страшно или вы не понимаете зачем, то это нужно сделать как минимум для того, чтобы получить новый, совершенно другой тип знаний и опыт.
Главный вывод
Каждый из спикеров показал, что опыт — это не багаж знаний, а способность извлекать уроки из действий. Основные инновационные прорывы идут на стыке разных индустрий, поэтому те, кто меняет профессии и сферы, не теряют время, а накапливают уникальную экспертизу.
Участники получили не готовые рецепты успеха, а нечто более ценное — разрешение ошибаться и понимание, что все страхи про недостаток опыта — это не препятствие, а стартовая точка для роста.
К концу дискуссии сложилась четкая картина того, что мы искали: живой диалог между поколениями дал молодым участникам форума то, что не найти в учебниках — понимание, что путь к успеху не требует изначальной готовности.
Для Газпромбанка такие дискуссии — часть стратегии работы с молодежью, ведь мы видим, что будущее экономики создают люди, готовые пробовать, ошибаться и начинать заново. В наших проектах уже нашли себя сотни специалистов самых разных профилей — от квантовых физиков до дизайнеров, от аналитиков данных до продакт-менеджеров.
Подробнее о том, что мы делаем можно прочитать в блоге Газпромбанк.Тех.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»