Интервью с Евгением Некрасовым: системный администратор с нарушением зрения
Евгений Некрасов обрел новый путь после травмы, утратив зрение и частично ограничив движение руки. Сейчас он работает во ВКонтакте и активно занимается образовательными программами для незрячих и слабовидящих студентов.
В контексте его работы, обсуждаем последнее обновление, выпущенное ВКонтакте, которое призвано облегчить использование социальной сети для людей с ограниченными возможностями зрения.
— Какие особенности Владивостока повлияли на ваш выбор образования и личностное развитие?
— Это прекрасный город на побережье Тихого океана. Там очень тепло летом и прохладно зимой, город находится на возвышенности. Ты постоянно поднимаешься по ступенькам наверх, потом спускаешься. Поэтому фраза «Движение – это жизнь» во Владивостоке особенно актуальна.
К тому же это центральный город Восточного экономического форума, на который приезжают очень интересные люди, можно набраться полезных контактов. Со многими мне удалось познакомиться.
— Есть ли у вас воспоминания о каких-то событиях из вашего студенческого времени в Дальневосточном федеральном университете, которые сформировали вашу профессиональную траекторию?
– Это огромный вуз. Кампус площадью в двести гектаров находится на отдельной территории. Там было классно учиться, нигде в России я не видел таких удобств для студентов. Представьте себе: вы живёте в общежитии, а к вам раз в 10 дней приходят убрать в комнате, у вас есть возможность бесплатно на автобусе ездить по кампусу и выезжать в город.
Если говорить про какие-то особенные воспоминания, то это сам процесс обучения. Мне повезло, что в университете меня окружали прекрасные люди. Например, однокурсник Иван Устюгов постоянно читал мне материалы по математической логике.
На мою дальнейшую профессию огромное влияние оказал Станислав Карпенко — директор центра проектной деятельности. Мы познакомились в 2017 году. Я к нему приходил, делал проекты, а он мне разрешал рулить процессом, пробовать себя. В конце второго курса в 2019 году я уже читал лекции студентам. Здорово, что мне давали возможность себя прокачивать. Я всё свободное время проводил в этом центре, иногда там ночевал. По университету перемещался по переходам, даже не выходил на улицу. Бывали моменты, когда за окном метель, холод, все студенты приходят на пары в свитерах и шапках, а я в шортах и тапочках выхожу из центра — как будто дома.
— Почему вы стали изучать программную инженерию и искусственный интеллект?
— Когда-то давно я мечтал стать пилотом самолёта истребителя. Мне очень нравилось воздушное пространство и техника — но не сложилось. В 14 лет я получил травму, потерял зрение и правую кисть. Когда лежал в реанимационном блоке, было время подумать над своей дальнейшей жизнью. Тогда-то я понял, что мне жизненно необходимо подчинить себе машину. Любым способом. Потому что за машинами будущее.
Признаться честно, я совсем не любил математику. Как я сдал ЕГЭ на 91 балл, до сих пор не представляю. Просто исключение из правил. Я выбирал себе специализацию, где вообще не было слова «математика». Уже когда поступил, на вводном уроке узнал, что факультет физико-математический, и предметы меня ждут самые сложные. Надо было видеть мои глаза под очками (смеётся)… От чего ушёл — к тому и вернулся. А потом три года штудировал математику. 12 математических дисциплин! Удивительно, но мне понравилось. Со временем втянулся.
Если говорить о мотивации, то, во-первых, это желание стать востребованным специалистом. Во-вторых, прокачать коммуникабельность. Всё-таки университет — это место, где ты постоянно общаешься с людьми, нарабатываешь контакты, в том числе в сфере IT, которая мне всегда нравилась.
Кроме личных амбиций, было ещё желание мамы. Она очень переживала, что у меня инвалидность, и хотела, чтобы я получил хорошее образование, так как без диплома мне было бы сложно устроиться на работу. Получается, я отчасти исполнил её мечту и продолжаю это делать. Сначала окончил бакалавриат, потом магистратуру с отличием и сейчас прохожу обучение в аспирантуре.
— Вы преподаёте в ИТМО программирование для незрячих и слабовидящих. Какую роль ваша программа обучения играет в жизни студентов, для которых вы её разработали?
— В современном мире многие считают, что люди с инвалидностью по зрению могут работать только психологами, историками — представителями гуманитарных наук. Ещё в школе к нам приглашали массажистов, музыкантов, юристов для профориентации. Я всегда задавался вопросом, почему чаще делают ставки на гуманитарные профессии. Ничего не имею против этих специальностей, но мне хотелось развиваться в IT, а меня убеждали, что это невозможно.
Наша программа — единственная, позволяющая студентам с ограниченными возможностями войти в техническую профессию и работать. Когда учился я, ничего подобного не было. Мне давали в университете отсканированные картинки из старых учебников.
У нас в ИТМО вариативный подход к обучению. Ориентируясь на мой опыт и опыт других студентов физмата, наша команда формирует научно доказательную базу для обучения и разрабатывает рабочие методики. Это поможет незрячим ребятам, которые хотели получить востребованную профессию и осуществить свою мечту, но сталкивались с системой.
Проблема в том, что люди, которые занимаются разработкой интерфейсов и продуктов для незрячих людей, не понимают, что нужно потребителю. Приведу пример. Я использую протез. Он очень модный и имеет много функций, но его нужно заряжать. Об уровне зарядки говорит только световой индикатор, и больше никаких оповещений нет. Разработчики не подумали о том, что люди, которые теряют конечность, могут быть ещё и незрячими.
— Какие вызовы вы испытывали во время создания программы для незрячих и слабовидящих?
— Частая проблема — родственники, которые своей опекой могут усложнять процесс реабилитации малоподвижных людей. Родители порой чересчур заботятся о своих детях с инвалидностью. В результате человек с тростью не способен самостоятельно передвигаться, его нужно везде сопровождать.
— В чём важность инклюзивности высшего образования по IT специализации?
— Необходимо дать людям с инвалидностью возможность учиться в общем потоке. Когда создаются специальные группы для людей с ограниченными возможностями, на преподавателя ложится дополнительная нагрузка. Вдобавок студенты чувствуют себя изгоями, так как не общаются с другими однокурсниками. По факту люди с ограниченными возможностями здоровья на выходе из университета получают только диплом, но не знания.
Кроме того, необходимо доработать саму систему образования и использовать дополнительные средства передачи информации, ведь не все могут воспринимать её через зрение. Например, мои коллеги уже тестируют проект по созданию виртуального пространства. Они отрисовывают графики, которые можно будет «услышать». От частоты звука зависит, куда движется линия — вверх или вниз.
— Как ваш опыт в области преподавания в ИТМО отразился на вашем собственном профессиональном развитии?
— Я стал более сдержанным, научился структурировать информацию, разбивать её по полочкам и доносить до коллег свои мысли.
— Как вы видите будущее программирования в контексте инклюзивности и доступности для всех пользователей?
— Это зависит от того, как наши разработки будут развивать эту сферу. Найдутся ли ещё единомышленники. Считаю, что направление очень перспективное, так как позволяет людям с ограничениями по здоровью расширить спектр своих возможностей. Не нужно списывать их со счетов. Их следует воспринимать как штатную единицу, которая хочет и может работать. Главное — создать соответствующие условия.
— Как вы совмещаете работу системного администратора в социальной сети с вашими исследованиями в области имплантации и микроэлектроники?
— В свободное время я изучаю, каким образом можно соединить человека и машину, ведь микроэлектроника помогает людям быстрее проходить реабилитацию. У меня в левой кисти (или руке) установлено три чипа — в частности, банковская карта и пропуск. Если я хочу попасть в офис или расплатиться на кассе, достаточно поднести руку. Это не только облегчает жизнь, но и меняет отношение людей — они начинают ко мне относиться как человеку, который живёт полной жизнью. Люди в очереди в магазине удивляются, что я расплачиваюсь «рукой», и уже не смотрят на меня как на инвалида.
— Недавно ВКонтакте представила обновления мобильной версии соцсети, VK Звонков и VK ID для людей с нарушением зрения. Как думаете, эти разработки действительно могут облегчить жизнь незрячих пользователей?
— Это важный шаг соцсети к инклюзивности. Пользователям сервисов ВКонтакте стало проще ориентироваться в интерфейсе и использовать много разных полезных функций. Например, создавать звонки и приглашать других участников в VK Звонках, слушать аудиоверсию капчи в VK ID, чтобы войти в профиль.
— Какие советы вы бы дали молодым людям, желающим преуспеть в области программирования и технологий, особенно с уклоном в инклюзивность?
— Нужно понимать, что мир суров. Никто не поднесёт тебе все блага мира на блюдечке с голубой каёмочкой. Институт даёт возможность для саморазвития, получения знаний, но не протолкнёт в индустрию. Чтобы стать высококлассным специалистом, нужно быть усидчивым и работать над собой. Не жаловаться на трудности, плохое самочувствие, не искать оправдания. Никого не волнует, почему ты не сделал работу. На работе важен результат. Если сотрудник хороший, то работодателю не будут важны его ограниченные возможности. И человек будет получать за свой труд достойную оплату.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»