5 июля 2025

eur = 93.01 -0.12 (-0.13 %)

btc = 108 028.00$ - 816.08 (-0.75 %)

eth = 2 513.58$ -38.00 (-1.49 %)

ton = 2.74$ -0.09 (-3.03 %)

usd = 78.84 0.05 (0.07 %)

eur = 93.01 -0.12 (-0.13 %)

btc = 108 028.00$ - 816.08 (-0.75 %)

Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть II

5 минут на чтение
Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть II

В первой части мы рассказали о поиске инноваций по части снижения расхода топлива и его стоимости. Здесь же возьмём более широкий диапазон связанных с нашими грузовиками идей и проектов — от электророхлей до «браслетов бодрости». Конечно же, с конкретными примерами и их результатами.

Действующие лица всё те же — наш транспортный департамент вкупе с командой по инновациям. Поехали!

Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть I
Конечно же, с конкретными примерами проектов и их результатами.

Ремонт может быть предсказуем. Или нет? Как известно, грузовики нужно ремонтировать не только из-за аварий, но и из-за естественного износа узлов и агрегатов. Поэтому в какой-то момент мы задумались о том, можно ли прогнозировать по каким-то прямым или косвенным признакам, что тот или иной узел или агрегат скоро выйдет из строя, и, соответственно, предотвратить его поломку.

Мы предположили, что в этом могут помочь системы предикции ремонтов. Они в реальном времени проводят удалённую диагностику автомобиля (проверяя состояние систем и выявляя потенциальные неисправности), а также составляют индивидуальные планы технического обслуживания.

Пара известных зарубежных систем не прошла проверку концепции: они проанализировали данные с нашей телематической системы по разным моделям грузовиков, однако выяснилось, что объём и скорость получаемых данных не позволяет системам сделать достоверный расчёт. Потребовалась повсеместная установка очень дорогих телематических блоков, поэтому от дальнейшей проработки мы отказались.

Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть II

Параллельно мы решили протестировать несколько отечественных систем подобного класса и даже запустили пилот: получали данные о технических ошибках через CAN-шину, обрабатывали и сравнивали остаточный ресурс у узла автомобилей, а затем сравнивали полученный результат с фактическими неисправностями. По итогу пришли к выводу, что в настоящее время уровень развития технологии предиктивного ремонта не позволяет с достаточной точностью прогнозировать поломки. Однако мы не опустили руки и продолжаем поиск и тестирование аналогичных решений.

Электророхли всему голова. Наверняка вы не раз видели в магазинах гидравлические рохли — тележки для перевозки паллет. Естественно, мы их тоже используем повсеместно. Но однажды мы решили сделать шаг вперёд и вместо «аналоговых» гидравлических тележек попробовать электрические.

Катализатором выступил кейс ночной разгрузки — это когда водителю необходимо не только привезти товар в магазин, но и самостоятельно его разгрузить (так как помочь ему в ночное время некому).

Согласно гипотезе, электророхли должны были решить одновременно три задачи: снизили нагрузку на водителя, ускорили разгрузку и позволили одним рейсом перевозить больше товара.

Всё дело в том, что на гидравлическую тележку влезает паллет меньше объёмом, и есть ограничение по массе в 500 кг. На электророхли помещается паллет больше, а допустимая масса почти в два раза больше — 900 кг.

Пилот подтвердил все гипотезы, оборудование всем понравилось, в результате мы провели торги и ввели электророхли в стандарт закупок для магазинов сетей «Чижик» и «Пятёрочка».

Но бывает, что не сходится экономика. Немного о предотвращении краж. Поиски идей и инноваций по этой части привели нас к электронным замкам, которые потенциально могли бы заменить обычные свинцовые пломбы на наших грузовиках.

Их ключевое преимущество — возможность запрограммировать замки таким образом, чтобы они открывались только в зоне разгрузки-погрузки товара. Соответственно, это бы исключало доступ к товару водителям и любым другим третьим лицам.

Однако при проработке кейса не сошлась экономика решения, поэтому от дальнейшей проработки мы отказались.


Автомобили не только нужно чем-то заправлять и ремонтировать, но и следить за тем, чтобы водители относились к ним бережно, были бодры за рулём и не допускали аварий по тем или иным зависящим от них причинам.

Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть II

При этом бодрость — один из основных залогов безаварийности, поэтому важно постоянно контролировать состояние водителей и не допускать излишней усталости. В поиске инноваций в этой сфере мы попробовали пять решений, и по итогу внедряем лишь одно.

Браслет для водителя. Один из проектов, так и не прошедших проверку концепции, заключался в использовании водителями специальных браслетов, что отслеживают изменение проводимости кожи. А как известно, этот показатель сильно коррелирует со степенью усталости человека.

Система предполагала следующий алгоритм: браслет анализирует электродермальную активность (ЭДА) и в случае её падения (что является признаком засыпания) начинает вибрировать, не давая водителю уснуть. Помимо вибрации, специальный сигнал сирены подаёт и стоящий в салоне динамик.

Однако протестировав систему на трёх авто, мы пришли к выводу, что технология неэффективна: сигнал сирены слишком тихий, а вибрация на запястье во время вождения должным образом не чувствуется. Кроме того, невозможно контролировать ношение самого браслета и есть сложности с передачей браслетов между водителями.

Усложняем задачу — расставляем камеры. Малой кровью (если это можно так назвать) решить задачу не удалось. Поэтому мы начали смотреть в сторону более сложных комплексов, предполагающих установку камер и датчиков. Их задача — распознавать и предупреждать не только усталость, но и ряд других потенциально опасных действий (или бездействий) водителя.

Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть II

Среди них, например, непристёгнутый ремень, небезопасное расстояние до впереди идущего авто, перестроение без поворотника, резкие манёвры, разговоры по телефону (или «залипание» в него), приём пищи по время движения и так далее.

Кроме того, система должна контролировать, не закрыл ли водитель камеру (специально или случайно), и конечно же следить за его состоянием — длительными поворотам головы и морганиями, зеванием и киванием головой.

Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть II

Эксперименты мы проводили с четырьмя подобными системами. Но только одна из них доказала эффективность и высокий процент обнаружения сонливости и усталости. Остальные либо отличались ложными срабатываниями (реагировали на сонливость там, где её не было, или наоборот её не фиксировали), либо были недостаточно эффективны в сравнении с «победившим» решением.

Суммарно пилот по трём системам (одну из них отмели ещё отмели на этапе PoC) охватил более 100 грузовиков. Внедряемое нами по итогам решение показало снижение аварийности более чем в 2 раза и сокращение ущерба в деньгах почти на 98%.

Приятным бонусом комплекса стала камера заднего вида, помогающая водителям маневрировать в жилом массиве и рядом с торговыми точками. Более того, постоянное видеонаблюдение за авто позволяет предотвращать кражи.

Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть II

На данный момент идёт тираж комплекса на все имеющиеся у нас грузовики, также он введён в стандарт закупки новых авто.


Как мы и говорили в самом начале: любой неудавшийся эксперимент — это прежде всего опыт и извлечённые из него уроки, которые в том числе помогают прийти и к удачным внедрениям. А любой удавшийся — это шаг вперёд, благодаря которому появляется мотивация проводить ещё больше тестов, делать ещё больше внедрений и генерировать ещё больше идей.

Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть I
Конечно же, с конкретными примерами проектов и их результатами.

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»

Важные новости коротко — от GigaChat Max 
1-bg-изображение-0
img-content-1-изображение-0

GigaChat Max: коротко о главном

Как изменился Код Дурова вместе с GigaChat Max?

Узнай о всех возможностях в FAQ-статье 
212a12fe-82bd-4057-aca0-bb55c539d8be-изображение-0

GigaChat Max: коротко о главном

Маск создаёт свою политическую партию

Полная версия 
55a36004-2499-4525-b9c9-49bd7b11eff2-изображение-0de994f7a-c143-4170-b352-00ce21ff0b2e-изображение-1

GigaChat Max: коротко о главном

Tesla запустила первую автономную зарядную станцию на солнечных батареях

Полная версия 

Реализовано через GigaChat Max 

Сейчас читают
Карьера
Блоги 371
Газпромбанк
OTP Bank
Т-Банк
X5 Tech
билайн
Сбер
МТС
Яндекс Практикум
Ozon Tech
Циан

Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
и тем, что мы используем cookie-файлы