Как мы пробуем улучшать наши грузовики и как не выстреливают, казалось бы, гениальные идеи — Часть I
Внедрение инноваций в X5 — процесс, который не останавливается ни на секунду. В то же время он очень кропотливый, сложный и многослойный: идеи постоянно ищутся, гипотезы — проверяются, а самые удачные из них — внедряются.
На входе мы получаем огромное количество идей (как внутри компании, так и от внешних подрядчиков), как можно улучшить действующие процессы и какие инновации в них можно было бы внедрить.
Однако лишь десятки из сотен предлагаемых решений успешно проходят проверку концепции (PoC) и лишь единицы из них показывают себя достаточно эффективными во время пилота. Это ярко доказывает: какой бы гениальной и логичной не казалась идея в теории, далеко не факт, что она столь же гениально покажет себя на практике и принесёт реальную пользу.
Однако всё это при работе с инновациями — вполне стандартный процесс. А любой неудавшийся эксперимент — это прежде всего опыт и извлечённые из него уроки, которые в том числе помогают прийти и к удачным внедрениям.
Об этом опыте на примере совместной работы нашего транспортного департамента и команды по инновациям мы сегодня и расскажем. Конечно же, с конкретными примерами проектов и их результатами. Поехали!
Расход топлива и его стоимость — это одни из важнейших параметров, над снижением которых работают в команде инноваций X5. За последнее время в этой сфере мы протестировали 11 решений, провели 5 пилотов, но в итоге пока внедряем лишь одно.
Пять проектов, которые не прошли проверку концепции
Геймификация вождения. Одна из таких идей — мобильное приложение с элементами геймификации от сторонних разработчиков, которое контролирует стиль вождения при помощи встроенных в смартфон сенсоров.
В рамках PoC мы попросили наших экспертов поездить с включенным приложением и собрать статистику по своему стилю вождения. Это позволило прийти к выводу, что у сенсоров смартфонов большие погрешности, а само приложение слабо адаптировано под российские реалии и не умеет адекватно определять, что считать резким ускорением или торможением.
Авантюра, которой дали шанс. Второй пример — проект из разряда авантюрных и, как говорят некоторые наши коллеги, фантастических. Наверное, поэтому мы и решили дать ему шанс, так как смелые эксперименты мы тоже время от времени проводим.
Так вот, один из подрядчиков предложил установить во впускной и выпускной тракт ДВС небольшие полые металлические турбины, которые якобы должны были повлиять на эффективность сгорания топливо-воздушной смеси, повысить компрессию в цилиндрах и КПД двигателя в целом и тем самым сократить затраты на ГСМ.
Тест на одном грузовике показал, что абсолютно ничего не изменилось. Но опыт мы получили и выводы сделали — больше тратить ресурсы на подобные авантюры не будем.
От авантюр — к альтернативным источникам энергии. В какой-то момент мы рассматривали возможность перевода холодильно-отопительных установок (ХОУ) грузовиков с дизельного топлива на альтернативные источники энергии. Например, установку криогенных двигателей, работающих на азоте, или солнечных панелей на грузовик, которые обеспечивали бы работу ХОУ на солнечной энергии.
Однако уже на этапе теоретического изучения вопроса было выявлено множество технических ограничений: с азотом сложно работать, а солнечные панели имеют разную эффективность и неустойчивы к воздействию агрессивной среды на дорогах (например, летящие камни из под колёс других авто).
Пока в дальнейшую проработку этот проект не пошёл, но мы всё же попробуем его переосмыслить в будущем.
О более фундаментальном. Раз с альтернативой не вышло, решили подумать над инфраструктурой, а именно — рассмотреть вариант строительства собственных мини-АЗС в распределительных центрах (РЦ). Или закупки мобильных заправщиков, чтобы заправлять грузовики самостоятельно во время погрузки и разгрузки (по аналогии с авиаотраслью или каршерингом). В теории, это могло бы не только снизить стоимость топлива на 7-8% (так как оно бы закупалось оптом), но и исключить кражи и недолив. Однако просчитав множество финмоделей и взвесив все риски, которые несёт в себе работа с топливом в рамках РЦ, от пилотирования этого проекта мы отказались.
Не всё подходит, что хорошо работает. Рынок не стоит на месте и активно предлагает новые продукты, которые потенциально могут быть нам интересны в плане экономия топлива и снижения амортизационных расходов. Одно из таких направлений — системы контроля давления в шинах, состоящие из комплекта датчиков на колеса и монитора для водителя.
Производители уверяют, что отслеживание аномалий (избыточное или недостаточное давление, рост температуры и так далее) и выдерживание оптимального давления могут снизить расхода топлива на 5% и заметно увеличить срок службы резины.
К самим системам претензий не возникло — они работают замечательно. Однако в ходе предпроектного исследования мы выяснили, что ходимость шин в наших автопарках и так выше средней по рынку, а высокая оборачиваемость грузовиков между водителями приводит к естественному постоянному контролю за давлением. Что в целом делает дополнительные системы контроля для нас невостребованными.
Пять проектов, дошедших до пилота, но в итоге (или пока) не выстреливших
Аэродинамичный опыт. Несмотря на то, что у нас в парке далеко не спорткары, мы всё же решили экспериментировать над аэродинамикой, в частности, установить гребешки-рассекатели и аэродинамические обвесы, которые потенциально могли бы сократить расход топлива. Установили мы их на суммарно на 38 грузовиков, а затем следили за результатами несколько месяцев.
Однако значимой экономии топлива мы не получили, а вместе с ней и чёткой индикации об успешности пилота. К тому же по обвесам мы получили негативную обратную связь от водителей — зимой на юбки сильно налипает снег, образуется наледь на внутренней поверхности полуприцепа.
«Легкосплавность». После неудачи с аэродинамикой, мы прямо сейчас запускаем пилот по замене дисков на легкосплавные. За счёт меньшей массы таких дисков мы рассчитываем снизить массу грузовика, и тем самым увеличить его полезную нагрузку, что позволит в итоге снизить стоимость рейса на 30%.
Кроме того, есть основания полагать, что новые диски положительно повлияют на расход топлива и износ резины. Но как будет на деле — узнаем уже после пилота, который вот-вот стартует.
Сепарация и крекинг. В погоне за оптимизацией затрат на топливо мы задумались о том, можем ли мы сделать что-то с самим топливом. Так родилась идея устанавливать на грузовики комплекс очистки топлива при помощи магнитной сепарации и холодного крекинга. Потенциально это могло бы снизить расход за счёт более полного сгорания ДТ и уменьшить дымность выхлопных газов.
Пилот проводили в течение трёх месяцев на 10 автомобилях: собирали статистику по расходу, анализировали результаты, делали A/B-тестирования (подбирали одинаковые грузовики, ездили по одному маршруту с одинаковой загрузкой). Однако так и не увидели никакого влияния на расход топлива и признали технологию неэффективной в наших процессах.
Триботехническая сторона вопроса. Двигатель — сердце грузовика, а значит и о нём нужно заботиться, подумали мы, и начали тестировать триботехнические составы. Они призваны снижать трение и восстанавливать стенки цилиндров, что, в свою очередь, должно приводить к росту компрессии в цилиндрах, а значит и к снижению расхода топлива.
В рамках пилота мы замерили компрессию до использования триботехнических составов, накатали на тестовых грузовиках около 100 000 км и замерили компрессию в цилиндрах после.
Результат получился любопытный: компрессия действительно выросла — среднее повышение на один двигатель составило 14,2%. Однако на расходе топлива это никак не сказалось, из чего мы сделали вывод, что увеличение компрессии напрямую на расход на топлива не влияет.
Не всё подходит, что хорошо работает — 2. Довольно любопытной инновацией для нас выглядела система, которая на основе знания оптимальных параметров движения (с учётом различных параметров внутри и снаружи автомобиля) выдаёт инструкции по экономичному вождению. А далее — анализирует качество выполнения инструкций и полученные от грузовика данные. В теории это должно сократить расход топлива на 6%.
Пилот проходил на 10 грузовиках, водители получили рекомендации по работе с системой, а затем в течение полугода контролировали выполнение водителями рекомендаций по скорости движения и оптимальной передаче. Однако гипотеза не подтвердилась — водителям оказались нужны не инструкции, а полноценное автономное управление педалью акселератора.
Затем мы реализовали и такую систему. Но оказалось, что круиз-контроль, установленный на наших грузовиках в штатной комплектации, с точки зрения экономичного вождения ни в чём не уступает протестированным системам.
Одна идея, которая выстрелила
Выше мы упомянули пару экспериментов, связанных с контролем стиля вождения, однако неудачи в них не остановили нас в тестировании других подобных систем. Просто в следующий раз мы попробовали ещё более инновационное решение — связку телематики и системы помощи водителю (ADAS) с камерой.
Их задача — отслеживать поведение водителя, детектируя агрессивное и неаккуратное вождение, а затем помогать устранять эти недочёты, что должно привести к снижению расхода топлива и затрат на мелкий ремонт грузовиков. В процессе пилота мы установили оборудование на 10 грузовиков и в течение 4,5 месяцев отслеживали и анализировали полученные данные.
В итоге решение оказалось довольно полезным для подготовки водителей, у которых пока мало опыта управления грузовой техникой. Благодаря системе они быстрее и эффективнее учатся водить автомобиль экономично и безопасно.
По результатам этого пилота мы сформировали парк из 30 учебных грузовиков в 7 макрорегионах России, на которых водители оттачивают своё мастерство.
Снижение расхода топлива — далеко не единственная сфера, куда направлен совместный взор нашего транспортного департамента и команды по инновациям. Во второй части поговорим о поиске решений по части снижения аварийности, затрат на ремонты, а также о том, какая казалось бы простая вещь позволила ускорить ночную разгрузку в магазинах сетей «Чижик» и «Пятёрочка».
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»