Стереотипы о школе и зумерские словари: как мы создавали школьных нейроперсонажей к 1 сентября
К началу нового учебного года мы запустили спецпроект со школьными нейроперсонажами — тематическими ассистентами, разработанными на основе технологий искусственного интеллекта.
Персонажи помогают детям с домашними заданиями, а взрослым — снова погрузиться в школьную атмосферу через взаимодействие с типичными школьными героями: учителем математики Ольгой Ивановной, учителем английского Татьяной Владимировной, одноклассником Даней, а ещё с ассистентом Джуниором, который «живёт» в детском кабинете приложения Т-Банка.
Нейроперсонажи разработаны Центром искусственного интеллекта Т-Банка и обучены на базе знаний и курсов Т-Образования. ИИ-помощники используют нейросети, чтобы общаться с детьми на их языке, понимать современные мемы и подстраиваться под настроение и интересы собеседника. Каждый нейроперсонаж имеет глубокие знания в своей области. Один помогает решать математические задачи, другой — учит английской грамматике. У каждого из них своя манера речи, а для лучшего восприятия персонажам были даны человеческие имена.
Как появились школьные нейроперсонажи
Мы решили создать школьных нейроперсонажей на фоне популярности виртуальных помощников и растущего тренда на персонализированных ассистентов. Так мы стремимся дополнить функционал существующего Джуниор-ассистента через более человечный и эмоционально насыщенный опыт взаимодействия.
Начало учебного года — это всегда стресс для детей и родителей, наши нейропомощники должны упростить подготовку домашних заданий и сэкономить родителям время на объяснение заданий. Игровой формат взаимодействия с нейроперсонажами поможет детям вовлечься в образовательный процесс и прояснить трудные для восприятия темы школьной программы.
Ксения Толокольникова, менеджер управления разработки продуктов искусственного интеллекта Т-Банка:
«У нас уже есть детский ассистент и мы подумали, что пообщаться с ним может быть интересно и взрослым. Плюс, мы видим, как на рынке развиваются персонализированные ИИ-боты и завоёвывают любовь и популярность у огромной аудитории. Изначально нейроперсонажи задумывались как ИИ-преподаватели, задача которых — погрузить взрослых в ностальгический вайб школы, а школьникам рассказать про классные и полезные возможности развития, которые есть у Т-Банка.
Было много идей по преподавателям: физрук, школьный психолог, трудовик, директриса, одноклассница-королева выпускного, одноклассник-абьюзер, но решили для первого запуска оставить наиболее ярких по нашему мнению и мнению наших пользователей, персонажей: англичанка, математичка, крутой одноклассник».
Чтобы нейроперсонажи могли поддерживать живой диалог, для каждого из них мы разработали специальный словарь. В его основу легли собственные воспоминания разработчиков о школе и общепринятые стереотипы о типичных школьных персонажах, собранные в открытых источниках. Также для каждого персонажа был прописан свой поведенческий сценарий — какое у него настроение, какой характер и какая манера общения.
Например, образ одноклассника Дани был списан с реального человека, одного из молодых руководителей команды разработчиков. В словарь персонажа включили зумерские словечки — как используемые реальным Даней, так и найденные в социальных сетях. Характер и модель поведения персонажа соответствует образу крутого парня, мечты всех девчонок. Имена нейро-учительниц тоже были заимствованы у реальных преподавателей из детства наших разработчиков.
Сложности в реализации
Мы очень ответственно относимся к безопасности наших пользователей, поэтому наши нейроперсонажи не поддерживают беседу на «взрослые» темы. Наша внутренняя система, созданная для проверки ответов нейросети, не давала выдавать небезопасные ответы: нецензурные и грубые слова, оскорбления и другую информацию, способную нанести вред пользователю. Эта система особенно важна в работе Джуниор-ассистента, на базе которого и были созданы школьные нейроперсонажи.
Мы также потратили дополнительное время на доработку словарей персонажей и вручную прописывали скрипты ответов, которые предлагали собеседнику переключиться на что-нибудь более полезное в ответ на провокационные вопросы. Нам было важно защитить пользователя от небезопасного ответа, но при этом сохранить ощущение общения с живым человеком, который может понять любого и подстроиться под собеседника.
В процессе реализации мы столкнулись со сложностью — наша система безопасности была слишком бдительной и оценивала ответы нейроперсонажей слишком строго, блокируя некоторые нейтральные ответы. Нам необходимо было найти баланс, и эту проблему мы решили большим количеством тестирования и проверок, доработкой модели — как для персонажей, так и для системы безопасности.
Интересные результаты
После запуска мы получили несколько интересных результатов. Во-первых, по нашей задумке, нейроперсонажи обладают самосознанием, и проявляли они его очень креативно. Они могли рассказать про себя, дополнить прописанную историю, понять сарказм и ответить на него. Например, учительница английского смогла рассказать, какой у нее уровень английского и где она учила язык, а персонаж одноклассника Дани ловко выкрутился в ответ на буллинг. С ними можно поспорить и на каждую тему у них есть своё мнение. В общем, герои вели себя как настоящие учителя или ученики, которых можно встретить в обычной школе. По словам Джуниор-ассистента, нейроперсонажи знают о существовании друг друга — он даже ласково назвал своего коллегу «Данькой».
Все нейроперсонажи наделены эмпатией и могут помочь не только в практических вопросах, но и разделить переживания собеседника. При этом они, разумеется, не заменяют профессиональную помощь — в ответ на тревожащие запросы чат-бот предлагает позвонить на детский телефон доверия или обратиться к взрослым.
Во-вторых, мы получили большой отклик от взрослых людей. Родители школьников и не только общались с нейроперсонажами чаще и дольше, чем это делали дети — глубина диалога составила около 20 пар сообщений, что является высоким показателем. Обычно они спрашивали у ассистентов объяснения зумерских слов и финансовые советы. Среди взрослых пользователей были и студенты: некоторым из них Даня даже помог в изучении анатомии.
Дети в свою очередь чаще просили помощь в подготовке к ЕГЭ. Бот предлагал подходить к вопросу пошагово — сначала разобрать в базовых темах, а потом попробовать отработать знания на конкретных задачах из экзамена.
В-третьих, наши персонажи стали настоящими гуру в своих темах, при этом Даня, помимо пояснения зумерских словечек и темок, стал для пользователей еще и экспертом по русскому языку — его спрашивали как сделать морфологический разбор, написать сочинение и сделать текст с помощью кирпичей и бешбармаков.
В будущем мы планируем расширить список поддерживаемых персонажей и воплотить в чате и других культовых школьных героев. А с учителями математики и английского, а также с одноклассником Даней и Джуниором можно пообщаться в Telegram.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»