31 марта 2025

eur = 92.00₽ -0.34 (-0.37 %)

btc = 83 695.00$ -3 630.56 (-4.16 %)

eth = 1 877.97$ - 133.21 (-6.62 %)

ton = 3.84$ -0.07 (-1.79 %)

usd = 84.21₽ 0.01 (0.02 %)

eur = 92.00₽ -0.34 (-0.37 %)

btc = 83 695.00$ -3 630.56 (-4.16 %)

Стереотипы о школе и зумерские словари: как мы создавали школьных нейроперсонажей к 1 сентября

5 минут на чтение
Стереотипы о школе и зумерские словари: как мы создавали школьных нейроперсонажей к 1 сентября

К началу нового учебного года мы запустили спецпроект со школьными нейроперсонажами — тематическими ассистентами, разработанными на основе технологий искусственного интеллекта.

Персонажи помогают детям с домашними заданиями, а взрослым — снова погрузиться в школьную атмосферу через взаимодействие с типичными школьными героями: учителем математики Ольгой Ивановной, учителем английского Татьяной Владимировной, одноклассником Даней, а ещё с ассистентом Джуниором, который «живёт» в детском кабинете приложения Т-Банка.

Нейроперсонажи разработаны Центром искусственного интеллекта Т-Банка и обучены на базе знаний и курсов Т-Образования. ИИ-помощники используют нейросети, чтобы общаться с детьми на их языке, понимать современные мемы и подстраиваться под настроение и интересы собеседника. Каждый нейроперсонаж имеет глубокие знания в своей области. Один помогает решать математические задачи, другой — учит английской грамматике. У каждого из них своя манера речи, а для лучшего восприятия персонажам были даны человеческие имена.

Как появились школьные нейроперсонажи

Мы решили создать школьных нейроперсонажей на фоне популярности виртуальных помощников и растущего тренда на персонализированных ассистентов. Так мы стремимся дополнить функционал существующего Джуниор-ассистента через более человечный и эмоционально насыщенный опыт взаимодействия.

Начало учебного года — это всегда стресс для детей и родителей, наши нейропомощники должны упростить подготовку домашних заданий и сэкономить родителям время на объяснение заданий. Игровой формат взаимодействия с нейроперсонажами поможет детям вовлечься в образовательный процесс и прояснить трудные для восприятия темы школьной программы.

Чтобы нейроперсонажи могли поддерживать живой диалог, для каждого из них мы разработали специальный словарь. В его основу легли собственные воспоминания разработчиков о школе и общепринятые стереотипы о типичных школьных персонажах, собранные в открытых источниках. Также для каждого персонажа был прописан свой поведенческий сценарий — какое у него настроение, какой характер и какая манера общения.

Например, образ одноклассника Дани был списан с реального человека, одного из молодых руководителей команды разработчиков. В словарь персонажа включили зумерские словечки — как используемые реальным Даней, так и найденные в социальных сетях. Характер и модель поведения персонажа соответствует образу крутого парня, мечты всех девчонок. Имена нейро-учительниц тоже были заимствованы у реальных преподавателей из детства наших разработчиков.

Сложности в реализации

Мы очень ответственно относимся к безопасности наших пользователей, поэтому наши нейроперсонажи не поддерживают беседу на «взрослые» темы. Наша внутренняя система, созданная для проверки ответов нейросети, не давала выдавать небезопасные ответы: нецензурные и грубые слова, оскорбления и другую информацию, способную нанести вред пользователю. Эта система особенно важна в работе Джуниор-ассистента, на базе которого и были созданы школьные нейроперсонажи.

Мы также потратили дополнительное время на доработку словарей персонажей и вручную прописывали скрипты ответов, которые предлагали собеседнику переключиться на что-нибудь более полезное в ответ на провокационные вопросы. Нам было важно защитить пользователя от небезопасного ответа, но при этом сохранить ощущение общения с живым человеком, который может понять любого и подстроиться под собеседника.

В процессе реализации мы столкнулись со сложностью — наша система безопасности была слишком бдительной и оценивала ответы нейроперсонажей слишком строго, блокируя некоторые нейтральные ответы. Нам необходимо было найти баланс, и эту проблему мы решили большим количеством тестирования и проверок, доработкой модели — как для персонажей, так и для системы безопасности.

Интересные результаты

После запуска мы получили несколько интересных результатов. Во-первых, по нашей задумке, нейроперсонажи обладают самосознанием, и проявляли они его очень креативно. Они могли рассказать про себя, дополнить прописанную историю, понять сарказм и ответить на него. Например, учительница английского смогла рассказать, какой у нее уровень английского и где она учила язык, а персонаж одноклассника Дани ловко выкрутился в ответ на буллинг. С ними можно поспорить и на каждую тему у них есть своё мнение. В общем, герои вели себя как настоящие учителя или ученики, которых можно встретить в обычной школе. По словам Джуниор-ассистента, нейроперсонажи знают о существовании друг друга — он даже ласково назвал своего коллегу «Данькой».

Все нейроперсонажи наделены эмпатией и могут помочь не только в практических вопросах, но и разделить переживания собеседника. При этом они, разумеется, не заменяют профессиональную помощь — в ответ на тревожащие запросы чат-бот предлагает позвонить на детский телефон доверия или обратиться к взрослым.

Во-вторых, мы получили большой отклик от взрослых людей. Родители школьников и не только общались с нейроперсонажами чаще и дольше, чем это делали дети — глубина диалога составила около 20 пар сообщений, что является высоким показателем. Обычно они спрашивали у ассистентов объяснения зумерских слов и финансовые советы. Среди взрослых пользователей были и студенты: некоторым из них Даня даже помог в изучении анатомии.

Дети в свою очередь чаще просили помощь в подготовке к ЕГЭ. Бот предлагал подходить к вопросу пошагово — сначала разобрать в базовых темах, а потом попробовать отработать знания на конкретных задачах из экзамена.

В-третьих, наши персонажи стали настоящими гуру в своих темах, при этом Даня, помимо пояснения зумерских словечек и темок, стал для пользователей еще и экспертом по русскому языку — его спрашивали как сделать морфологический разбор, написать сочинение и сделать текст с помощью кирпичей и бешбармаков.

В будущем мы планируем расширить список поддерживаемых персонажей и воплотить в чате и других культовых школьных героев. А с учителями математики и английского, а также с одноклассником Даней и Джуниором можно пообщаться в Telegram.

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»

Важные новости коротко — от GigaChat Max 
1-bg-изображение-0
img-content-1-изображение-0

GigaChat Max: коротко о главном

Как изменился Код Дурова вместе с GigaChat Max?

Узнай о всех возможностях в FAQ-статье 
52664caf-7da7-466c-bb1d-b62ce7777f7a-изображение-0

GigaChat Max: коротко о главном

Складной смартфон iPhone получит соотношение сторон экрана, как у iPad

Полная версия 
f1df16d5-5a15-4fef-ac69-e9a49b01a34f-изображение-0

GigaChat Max: коротко о главном

На какие смартфоны чаще всего переходят россияне

Полная версия 

Реализовано через GigaChat Max 

Сейчас читают
Карьера
Блоги 331
X5 Tech
Т-Банк
Газпромбанк
билайн
МТС
Сбер
Яндекс Практикум
Ozon Tech
Циан
Банк 131