GigaChat Max кратко объясняет суть статьи
Аварийность с участием средств индивидуальной мобильности в первой половине 2025 года снизилась на 20%, благодаря усиленному контролю за соблюдением правил дорожного движения и росту штрафов. Крупнейшие сервисы кикшеринга увеличили санкции за передачу самокатов несовершеннолетним в три раза, а размер штрафов за серьезные нарушения значительно превышает официальные наказания. Для выявления нарушителей применяются алгоритмы анализа поездок, видеонаблюдение, рейдовые мероприятия совместно с ГИБДД и службы поддержки, принимающие жалобы от пользователей. Возможность получения кешбэка за сообщения о нарушениях является мифом, поскольку сервисы не предусматривают денежных вознаграждений за такие обращения. Помимо штрафов, компании вводят дополнительные меры безопасности: использование крупных номеров для лучшего распознавания камер, ограничение доступа детям и внедрение системы рейтинга пользователей, влияющей на максимальную скорость самокатов.
В первом полугодии 2025 года в России впервые за много лет снизилась аварийность с участием средств индивидуальной мобильности — на 20% по данным Научного центра МВД России.
Сервисы кикшеринга связывают это с ужесточением контроля за соблюдением ПДД и, в первую очередь, ростом санкций для тех, кто игнорирует правила.
Увеличение штрафов стало хорошей почвой для разного рода слухов про «кешбэк» от операторов для тех, кто пожалуется на нарушителя на двухколесном. Правда или миф? Разбираемся.
Весной, после старта сезона, крупнейшие сервисы кикшеринга России объявили о кратном повышении (в три раза) штрафов за передачу управления самокатами несовершеннолетним. Это при том, что сервисные штрафы, прописанные в офертах компаний, уже были сами по себе выше санкций действующих в рамках российского законодательства.
Для примера: если в КоАП за езду в нетрезвом виде предусмотрено наказание до 1,5 тысяч рублей, то у сервисов аренды эта сумма варьируется от 100 до 150 тысяч.
Для выявления нарушителей кикшеринги используют разные инструменты: умные алгоритмы отслеживания поездок, увеличение количества скаутов, следящих за порядком. Сервисы активно сотрудничают и с городскими властями — интегрируются с системами видеонаблюдения в Москве и Сириусе, проводят совместные рейды с ГАИ и администрациями городов.
Компании также доработали собственные службы поддержки через ботов в телеграм-каналах, куда пожаловаться на нарушителя может любой желающий. Главное — прикрепить фото или видео, на котором будет видно нарушение, указать время и локацию. МТС Юрент и Whoosh сообщали, что в пиковые периоды активности службы поддержки обрабатывают до 2 тысяч обращений в сутки.

Со временем именно возможность пожаловаться на нарушителя в службы поддержки стала почвой для разного рода спекуляций на теме штрафов, самая главная из которых — на них можно заработать.
Просто отправляешь в поддержку любого из операторов информацию о нарушении ПДД, а кикшеринг, в свою очередь, выплачивает тебе кешбэк от выставленного пользователю штрафа.
Ролики, посвященные этой теме, публиковались на разных платформах, в том числе запрещенных соцсетях и вызывали ажиотаж.
Тема периодически всплывает снова, поэтому мы задали одному из сервисов прямой вопрос: можно ли заработать на штрафах? Сразу спойлер: нет. И такая опция даже не рассматривается.
«Ни в одном из сервисов кикшеринга не предусмотрены денежные вознаграждения за сообщения о нарушениях ПДД на самокатах и не планируются к введению. Важно понимать, что компании, предоставляющие в аренду самокаты не зарабатывают на штрафах: все эти средства идут на обеспечение работы нашей службы поддержки.
Это огромный труд большого числа людей, которые вручную проверяют фото, видео, сверяют геолокации и только после этого принимают решение о применении санкций. Поскольку по ряду нарушений речь идет о значительной сумме, важно на 100% установить личность нарушителя и все обстоятельства.
Наша система обратной связи создана исключительно для повышения безопасности на дорогах и формирования культуры ответственного использования электросамокатов», — прокомментировали в пресс-службе МТС Юрент.
Не штрафами едиными
Помимо штрафов стоит вернуться к безопасности сервисов, точнее к тому, как именно они над нею работают. В МТС Юрент сообщают, что это целый комплекс мер, которые системно внедряются как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
В частности, в этом сезоне увеличилось количество городов, в которых сервисы кикшеринга начали использовать укрупненные номера. Годом ранее подобная опция была только в Москве. Такие номера лучше считываются камерами, и ГАИ, имея на руках более предметные данные, может запросить информацию в сервисе для поиска нарушителя.
Особое внимание уделяется недопуску к управлению самокатами детей — для выявления аккаунтов несовершеннолетних или взрослых, передавших им управление, используются данные Mos ID (в Москве), сотовых операторов и банковских сервисов. В будущем операторы планируют реализовать интеграцию с порталом Госуслуг для дополнительной верификации возраста по всей стране.
Из недавнего — рейтинг пользователей, который влияет на скорость самокатов. В этом сезоне он заработал у части операторов кикшеринга. За нарушения, предупреждения, агрессивную езду рейтинг будет снижаться, а вместе с ним — лимит скорости для поездок на самокатах, до 18-20 км/ч.
Напомним, что сейчас у всех шеринговых сервисов он составляет 25 км/ч. При этом компании подчеркивают, что доля таких пользователей крайне мала — в МТС Юрент, к примеру, пользователей с низким рейтингом менее 1%.
С учетом всех факторов, кикшеринг становится не только удобным, но и безопасным способом передвижения. Главное — помнить, что электросамокат такой же транспорт, как велосипед или автомобиль, и следовать простым правилам (спешиваться на пешеходных переходах, одним самокатом может управлять только один человек и т.д.).
Каждый из нас может внести свой вклад в создание безопасной городской среды, соблюдая правила и заботясь друг о друге.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»