Итоги года: Почему в 2024-ом все хотели поменять работу? И сохранится ли это настроение в будущем?
GigaChat Max кратко объясняет суть статьи
В 2024 году желание сменить работу стало массовым трендом, охватившим около 44% опрошенных специалистов. Причины кроются в изменении рынка труда: уверенность работников в легкости поиска новой должности, рост нетерпимости к дискомфорту на рабочем месте, особенно среди зумеров, и формирование «рынка соискателя». Смена работы стала происходить быстрее: сотрудники нередко покидают компанию спустя год или даже полгода, если условия их не устраивают. Это создает сложности для работодателей, вынужденных тратить ресурсы на адаптацию новых сотрудников, которые вскоре могут покинуть организацию. В связи с этим компании начали активнее привлекать ранее уволившихся сотрудников и обращать внимание на опытных профессионалов старше 45 лет, считающихся более лояльными и перспективными для долгосрочного сотрудничества. Однако эксперты предполагают, что чрезмерная мобильность сотрудников может привести к негативной реакции работодателей, когда частые смены мест работы станут восприниматься негативно. Важным фактором остается индивидуальный подход к каждому кандидату, независимо от возраста. В дальнейшем рынок труда продолжит эволюционировать, формируя новые тенденции и вызовы для HR-специалистов.
2024 года стал для многих годом смены работу – или желания поменять ее. Об этом говорит множество исследований, в том числе и опрос наших читателей.
Мы спросили вас, какой из трендов уходящего года вы почувствовали на себе больше всего, и 44% выбрали вариант «все меняют или хотят сменить работу».
Откуда берутся такие настроения, что о них думают работодатели и сохранится ли этот тренд в будущем? Все это мы обсудили с Ольгой Дементьевой, одним из ведущих российских экспертов по подбору топ-менеджеров, основателем агентства HR4PR и телеграм-канала @hr4pr.
— Желание сменить работу – это правда тренд последних лет? С чем это связано?
— У меня есть даже более драматическая цифра. В мае был опрос консалтингового агентства «Яков и партнеры» совместно с РОМИР, на вопрос «Видите ли вы себя на текущем месте работы в ближайший год» 68% зумеров ответили отрицательно – не видят. На втором месте с результатом 62% - старшее поколение (люди, рожденные до 1965 года), они тоже не видят. То есть оказалось, что прослойка миллениалов и иксеров – это самые стабильные, работоспособные и готовые строить долгосрочные партнерские отношения люди.
Если раньше HRы считали «летунами» тех, кто менял работу каждые два года, то сейчас многие уходят через год, а то и через полгода, если им не нравятся какие-то вещи, которые раньше все готовы были терпеть.
Люди стали увереннее, в том числе, потому что сейчас из каждого утюга пишут, что у нас сформировался «рынок соискателя», на смену «рынку работодателя», что кругом дефицит кадров, что у нас рекордно низкий уровень безработицы и так далее. Люди уверены, что найдут работу в любом случае. Поэтому то, что раньше многие готовы были потерпеть, сегодня уже никто терпеть не хочет.
В этом смысле зумеры, конечно, выглядят самыми нетерпеливыми, они могут встать и уйти, даже если им просто скучно. Они у многих работодателей ассоциируются с таким вот внезапным исчезновением, «гостингом».
— То, что вы описали, звучит здорово с точки зрения сотрудника. Но с точки зрения работодателя и HR – это же кошмар?
— Естественно. Работодателю стало сложнее что-то планировать. Представьте: человек выходит на работу, начинает процесс адаптации, который занимает от 3 до 6 месяцев. Он не может просто сесть и начать работать, ему нужно сначала привыкнуть к новому месту, понять с кем ему ходить обедать, где пить кофе и так далее. Работодатель тратит время и деньги на онбординг, а сотрудник в один прекрасный день встает и уходит, толком не начав работать. Конечно, в такой ситуации планировать что-то невозможно.
Поэтому работодатели сейчас с удовольствием возвращают бывших сотрудников, которые уволились по какой-то разрешимой причине: из-за конфликта или какой-то личной проблемы, а теперь хотят вернуться. Такие кандидаты уже заранее понимают, в чем преимущество компании, понимают ее культуру, с ними можно строить долгосрочные отношения.
А еще сложившаяся ситуация заставляет многих присмотреться к сотрудникам постарше. Например, HR-директор компании Unilever на форуме РБК рассказывала, что у них сейчас немного смещается фокус: раньше они были ориентированы на найм зумеров, а сейчас обратили больше внимания на такой недооцененный ресурс, как люди 45+. Они выглядят более лояльными, их хотят перевозить в другие регионы, переобучать и сотрудничать с ними в долгосрочной перспективе.
— Как вы считаете, вот это более простое отношение к увольнению и смене работы – это долгосрочный тренд, или он в ближайшее время сойдет на нет?
— Смотрите, так или иначе в какой-то момент человеку будет труднее сделать следующий переход. Если у соискателя в резюме три последних места работы все по 3-5 месяцев, это вызывает очень много вопросов. И чем дольше это будет продолжаться, тем больше вопросов будет у работодателя.
Их начнут задавать, запрашивать больше рекомендаций, обзванивать этих рекомендателей. Чем больше переходов, тем больше градус настороженности.
Вторая настороженность — по отношению к зумерам, потому что сегодня чрезвычайно много пишут о том, что с ними тяжело. Это поднимает градус напряженности. Теория поколений, конечно, хорошая, но все люди разные. Надо все равно смотреть на конкретного человека, узнавать про его мотивацию, а не автоматически делать о нем выводы на основе возраста. Тем не менее, работодатели будут тестировать зумеров более внимательно, чтобы понять, насколько с ним можно долгосрочно выстроить отношения.
Но и это все не будет происходить до бесконечности. Рынок труда, он вообще-то меняется каждый год. А значит в будущем будут новые тренды, новые красные флаги, новые вызовы для HR, новые кадровые стратегии.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»