Итоги года: Почему в 2024-ом все хотели поменять работу? И сохранится ли это настроение в будущем?
2024 года стал для многих годом смены работу – или желания поменять ее. Об этом говорит множество исследований, в том числе и опрос наших читателей.
Мы спросили вас, какой из трендов уходящего года вы почувствовали на себе больше всего, и 44% выбрали вариант «все меняют или хотят сменить работу».
Откуда берутся такие настроения, что о них думают работодатели и сохранится ли этот тренд в будущем? Все это мы обсудили с Ольгой Дементьевой, одним из ведущих российских экспертов по подбору топ-менеджеров, основателем агентства HR4PR и телеграм-канала @hr4pr.
— Желание сменить работу – это правда тренд последних лет? С чем это связано?
— У меня есть даже более драматическая цифра. В мае был опрос консалтингового агентства «Яков и партнеры» совместно с РОМИР, на вопрос «Видите ли вы себя на текущем месте работы в ближайший год» 68% зумеров ответили отрицательно – не видят. На втором месте с результатом 62% - старшее поколение (люди, рожденные до 1965 года), они тоже не видят. То есть оказалось, что прослойка миллениалов и иксеров – это самые стабильные, работоспособные и готовые строить долгосрочные партнерские отношения люди.
Если раньше HRы считали «летунами» тех, кто менял работу каждые два года, то сейчас многие уходят через год, а то и через полгода, если им не нравятся какие-то вещи, которые раньше все готовы были терпеть.
Люди стали увереннее, в том числе, потому что сейчас из каждого утюга пишут, что у нас сформировался «рынок соискателя», на смену «рынку работодателя», что кругом дефицит кадров, что у нас рекордно низкий уровень безработицы и так далее. Люди уверены, что найдут работу в любом случае. Поэтому то, что раньше многие готовы были потерпеть, сегодня уже никто терпеть не хочет.
В этом смысле зумеры, конечно, выглядят самыми нетерпеливыми, они могут встать и уйти, даже если им просто скучно. Они у многих работодателей ассоциируются с таким вот внезапным исчезновением, «гостингом».
— То, что вы описали, звучит здорово с точки зрения сотрудника. Но с точки зрения работодателя и HR – это же кошмар?
— Естественно. Работодателю стало сложнее что-то планировать. Представьте: человек выходит на работу, начинает процесс адаптации, который занимает от 3 до 6 месяцев. Он не может просто сесть и начать работать, ему нужно сначала привыкнуть к новому месту, понять с кем ему ходить обедать, где пить кофе и так далее. Работодатель тратит время и деньги на онбординг, а сотрудник в один прекрасный день встает и уходит, толком не начав работать. Конечно, в такой ситуации планировать что-то невозможно.
Поэтому работодатели сейчас с удовольствием возвращают бывших сотрудников, которые уволились по какой-то разрешимой причине: из-за конфликта или какой-то личной проблемы, а теперь хотят вернуться. Такие кандидаты уже заранее понимают, в чем преимущество компании, понимают ее культуру, с ними можно строить долгосрочные отношения.
А еще сложившаяся ситуация заставляет многих присмотреться к сотрудникам постарше. Например, HR-директор компании Unilever на форуме РБК рассказывала, что у них сейчас немного смещается фокус: раньше они были ориентированы на найм зумеров, а сейчас обратили больше внимания на такой недооцененный ресурс, как люди 45+. Они выглядят более лояльными, их хотят перевозить в другие регионы, переобучать и сотрудничать с ними в долгосрочной перспективе.
— Как вы считаете, вот это более простое отношение к увольнению и смене работы – это долгосрочный тренд, или он в ближайшее время сойдет на нет?
— Смотрите, так или иначе в какой-то момент человеку будет труднее сделать следующий переход. Если у соискателя в резюме три последних места работы все по 3-5 месяцев, это вызывает очень много вопросов. И чем дольше это будет продолжаться, тем больше вопросов будет у работодателя.
Их начнут задавать, запрашивать больше рекомендаций, обзванивать этих рекомендателей. Чем больше переходов, тем больше градус настороженности.
Вторая настороженность — по отношению к зумерам, потому что сегодня чрезвычайно много пишут о том, что с ними тяжело. Это поднимает градус напряженности. Теория поколений, конечно, хорошая, но все люди разные. Надо все равно смотреть на конкретного человека, узнавать про его мотивацию, а не автоматически делать о нем выводы на основе возраста. Тем не менее, работодатели будут тестировать зумеров более внимательно, чтобы понять, насколько с ним можно долгосрочно выстроить отношения.
Но и это все не будет происходить до бесконечности. Рынок труда, он вообще-то меняется каждый год. А значит в будущем будут новые тренды, новые красные флаги, новые вызовы для HR, новые кадровые стратегии.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»