Конкурс «Цифровая земля»: четыре примера, как искусство может быть цифровым
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Все чаще среди разработчиков встречаются те, кто параллельно занимаются цифровым искусством или хотели бы начать, поскольку владеют знанием алгоритмов и могут создавать алгоритмические произведения. Именно для таких людей Фонд поддержки современного искусства «Винзавод» и розничная сеть re:Store объявили начало нового проекта — Digital Earth.
Digital Earth — название концепции, описанной в конце 1990-х бывшим вице- президентом США Эл Гором. В ней будущее представляется как пространство с открытым доступом ко всем знаниям, научной и культурной информации, благодаря которой люди смогут лучше понять нашу планету и влияние на нее человеческой деятельности.
Перед тем, как подробно рассказать об условиях конкурса, мы решили привести примеры современных работ в рамках Digital Earth от наших соотечественников.
Валя Фетисов
Массовая слежка — это одна из основных тем, поднимаемых сегодня в цифровом искусстве. А Paranoiapp — это социально-психологический эксперимент в виде мобильного приложения и алгоритма взаимодействия между пользователями, который основан на страхе потерять собственные конфиденциальные данные и намеренно пораждает паранойю. После установки приложение постоянно провоцирует утечку данных о геолокации, а именно отправляет эту информацию другому пользователю, выбранному алгоритмом. Цель алгоритма — выбрать всего несколько человек для «слежки» за целым городом, а также наладить коммуникацию между людьми с паранойей, чтобы они могли бороться с этим недугом сообща.
Елена Никоноле
Работа Елены — Bird language — изучает возможности искусственного интеллекта в контексте био-семиотики. Машинное обучение в этой области помогает улавливать закономерности «птичьего» языка — своеобразные «морфемы птиц», из которых можно сформировать определенные высказывания.
То есть, если говорить проще, то искусственный интеллект, который разрабатывает и применяет Елена, ищет закономерности в звуках птиц, чтобы построить математическую модель Универсальной грамматики птичьего языка и в конечном счете начать понимать, что «говорят» птицы.
Проект Bird Language также участвовал в Ars Electronica в прошлом году. Так же Елена Никоноле вместе с Ольгой Вад в рамках Ars Electronica 2020 показали перформанс Ильдара EOLA.
Ильдар Якубов
Ильдар — медиахудожник, с большим количеством крайне интересных работ, которые собраны по ссылке выше. Меня лично больше всего заинтересовал проект EOLA:
Это экспериментальная опера, которую помогли создать алгоритмы искусственного интеллекта, и для ее реализации был создан целый аналитический центр. Машина, которая использовала голос исполнительницы Вари Лисокот, была предварительно обучена на примерах ее голоса, ее данных и архивах ее произведений. Это также стало основной сюжета экспериментальной оперы. Алгоритм GPT-2 был использован при написании либретто, а алгоритм GAN, обученный на спектрограммах, отвечал за передачу голоса и стиля исполнительницы.
К слову, эта работа-перформанс была участником главного мирового фестиваля цифрового искусства Ars Electronica в Австрии, что считается очень престижным для деятелей искусства.
Творческое объединение «Куда бегут собаки»
Работа «Внутри черного ящика» — это попытка создать структуру, которая является промежуточной между естественной и полностью цифровой нейронной сетью, делая нейронные связи между соседними слоями оптическими, нейронными клетками — аналоговыми, а структуры внутри сети — параллельными. И все это ради распознавания символов, которые образует рой фруктовых мух. Цифровое искусство — как оно есть!
Возвращаюсь к совместному проекту «Винзавода» и re:Store. Конкурс пройдет в два этапа: open call c 23 сентября по 23 октября, в результате которого экспертный совет выберет 15 финалистов.
А в ноябре — запуск сетевой платформы для размещения их работ. Победитель конкурса получит грант на участие в одной из крупнейших международных арт-резиденций.
Мы живем в удивительное время, когда открытие новых имен становится одновременно проще в связи с транспарентностью мира и сложнее из-за количества создаваемого контента. Найти настоящее золото в творческом потоке, а также популяризация мобильного контента – цель нашего сотрудничества с «Винзаводом».
— Тихон Смыков, президент Inventive Retail Group (управляет re:Store)