Data Fest 2024: как Авито внедряет технологии
Data Fest 2024: как Авито внедряет технологии

Data Fest 2024: как Авито внедряет технологии

28 июня, 20249 минут на чтение

1 июня я побывал в гостях у Авито в рамках большого мероприятия Data Fest 2024. В компании оно прошло под лозунгом «DATA, когда начинается лето».

И не просто так был выбран именно такой лозунг, ведь основной тематикой ивента являются Data Science (наука о данных) и аналитика. В рамках мероприятия спикеры поделились своим опытом и приоткрыли гостям занавес, как те или иные технологии внедряются в продукты Авито.

В этом материале я выделю важные тезисы, о которых рассказали ребята из Авито. Бонусом — я прогулялся по офису, где собственно и проходило мероприятие, поэтому также поделюсь впечатлениями о нём.

Как проходило мероприятие?

Хочу начать с того, что Data Fest — это большое ежегодное мероприятие, посвящённое обмену знаниями и опытом в области ИИ, данных и аналитики. Оно традиционно проходит онлайн и офлайн несколько дней подряд в разных российских городах и даже за границей.

Конференция организована сообществом Open Data Science и является крупнейшим мероприятием по Data Science в России. Сообщество насчитывает десятки тысяч активных участников, а количество аккаунтов на сайте сообщества ods.ai превысило 110 000 штук и постоянно растёт.

Кстати, в следующем году Data Fest будет 10 лет. В этом году, как и всегда, было несколько офлайн-хабов, в том числе и офис Авито на Лесной. Во всех городах присутствия программа насчитывала 25 секций и 240 спикеров, при этом количество участников составило более 2300 человек.

Когда я приехал в гости к офису, первое, чем был крайне удивлён, так это количеством гостей. Множество приятных и молодых людей, которых определённо объединял интерес к технологиям.

Докладов, на которых спикеры делились с гостями своим опытом, было множество. В первой части мероприятия выступали спикеры Авито, рассказывая про технологии, которые задействованы под капотом сервиса, а во второй части были дискуссии и выступления спикеров из других компаний, в том числе Сколтех, Сбер и Газпром.

Спектр тем был разнообразным. Один из спикеров даже подробно рассказывал, как генерировать музыкальные ноты на основе аудио произвольного содержания. На протяжении дня гостям был доступен нетворкинг и чилл-зоны, а в конце состоялась афтепати, что было очень кстати в первый день лета.

Авито сегодня и чем полезен Data Science?

Мероприятие стартовало с выступления Константина Мягких, руководителя направления Data Science. Он рассказывал, чем команда занимается в Авито и как в целом компания развивает Data Science. По его словам, у многих раньше возникали мысли о том, что Авито — это просто доска объявлений, в которой работают 10 инженеров за МКАДом, однако это не так.

Так я узнал о том, что под капотом у Авито практически везде вшит искусственный интеллект. Например, ещё на этапе регистрации ИИ помогает узнать, не похож ли новый аккаунт на тот, который был заблокирован, а на этапе публикации объявления модель подсказывает пользователю, в какую категорию стоит вносить предлагаемый товар.

Авито — это классифайд №1 в мире по количеству пользователей ¹, потому что мы развиваем самые передовые технологии. Для остальных мировых классифайдов, как «Крейгслист» (США), мы являемся ориентиром. В этом плане нам нелегко, так как некуда посмотреть, чтобы решить какую-либо непростую задачу, — Константин Мягких.

В своём докладе Константин напомнил, что ежемесячная аудитория Авито — порядка 60 млн человек, что составляет около 70% взрослого населения всей России: «в прямом смысле Авито — это народная площадка». Кроме того, количество активных объявлений уже более 200 млн, и это больше, чем одно объявление на человека в России:

Что такое Авито для меня? Это личная, финансовая безопасность, прозрачный карьерный путь, конкурентные заработные платы, матрица ожиданий. Самое интересное — это возможность каким-то образом повлиять на мир, на нашу страну. Потому что Авито — это на самом деле и есть рынок. А ещё — экологический фактор, так как Авито даёт вторую жизнь товарам.

Мягких подчеркнул, что ещё 7 лет назад, когда пришёл в Авито, был удивлен тому, что там размечались абсолютно все данные на площадке. На сегодняшний день Авито логирует порядка 30 млрд кликов в день — все данные компания бережно хранит. Их наличие позволяет выстраивать весь пользовательский путь и на основе этого создавать новые продукты:

У нас очень много Data Science. Я попытался подсчитать, какое количество сервисов и задач мы решаем. На самом деле это число, наверное, колеблется от 500 до 1000.

Константин упомянул сложность процесса модерации объявлений. Авито делает её устойчивой и реагирующей достаточно быстро, чтобы на площадку не просачивалось то, что запрещено законодательством. Если бы не алгоритмы, Авито потребовалось бы нанять ещё сотню тысяч модераторов.

По его словам, вручную проверить несколько миллионов новых объявлений возможности нет:

Поэтому требуется внедрение сотни различных моделей, анализирующих каждое объявление под разным углом.

Что такое монетизация и как здесь задействуется ИИ?

Следующее выступление было у Егора Самосвата, руководителя юнита эффективности монетизации Авито. Его команда занимается разработкой алгоритмов и моделей под капотом продуктов, связанных с монетизацией, при помощи которых пользователи могут получить бо́льший эффект от продвижения объявлений.

По его словам, одной из особенностей работы его команды являются сложные компромиссы — каждая компания хочет увеличивать выручку, но явная жадность может отпугнуть пользователей. При этом, если внедряемые механизмы монетизации будут работать неэффективно, то продавцы не захотят использовать продукты продвижения:

Таким образом, мы хотим и увеличивать выручку Авито, и заботимся об опыте и продавцов, и покупателей, — Егор Самосват.

Егор обратил внимание на вопрос долгосрочного эффекта, потому что, например, через какое-то время после внедрения механики монетизации может произойти ситуация, когда компания не получит ожидаемую выручку — покупателей может стать меньше, а продавцы могут снизить свои бюджеты на продвижение.

Деньги имеют значение. Если продавец заплатил больше денег на продвижение, он хочет, чтобы его объявления были выше выдачи, чтобы он получал больше трафика. А значит, нам нужно придумать какие-то механизмы, которые это смогут обеспечить.

Он рассказал, что при заботе об опыте продавцов долгосрочные эффекты снижаются, что ускоряет рост выручки после внедрения новых механик монетизации. Объясняя этот принцип, в качестве примера Егор привёл два вида оплаты — предоплату и постоплату.

В случае с предоплатой продавцы надеются, что получат ожидаемое количество дополнительных просмотров их объявлений. Для Авито в таком случае нет рисков, так как компания сразу же получает выручку. Риски, по его словам, остаются только у продавцов.

Но если мы что-то улучшили под капотом, например, выкатили какую-нибудь новую крутую модель, то мы увидим рост выручки только в случае, если продавцы это заметят. По факту часто этого не происходит, — продолжил Егор.

При постоплате продавец платит только когда, когда происходят какие-либо полезные для него события. Самосват подчеркнул, что при внедрении такого вида монетизации как постоплата компания получает рост выручки, несмотря на то, что взяла на себя больше рисков:

Таким образом, забота об опыте покупателей, наших услуг продвижения, забота об опыте продавцов помогает нам влиять на выручку компании.

А что там в офисе компании?

В Москве Авито занимает 6 этажей в современном бизнес-центре на Лесной. На этажах офиса есть фиксированные места команд, а есть свободные, так как у большинства сотрудников график работы гибридный и при посещении офиса они могут выбирать любое понравившееся место.

Красивые виды на столицу доступны на всех этажах, благодаря панорамным окнам. У каждого этажа концептуально своя стилистика — это современный декор с различной тематикой, благодаря которому в офисе царит ощущение уюта.

Минималистичная атмосфера с расположением рабочих мест в традиционном духе open space отлично гармонирует с акцентом на экологичности. Авито даёт жить вторым вещам даже в своём офисе: часть декора на некоторых этажах включает в себя переработанные элементы.

В офисе на многих этажах множество комфортных зон для работы, обустроенных кухонных зон и главное — очень много зелени:

Один из этажей офиса отдаёт шведскими мотивами. Здесь реализована модульная конструкция, которая позволяет передвигать части офиса в зависимости от необходимости. Например, одну комнату можно расширить в случае, если команда, которая работает в ней, расширилась.

Помимо удобных рабочих мест здесь много переговорных зон, как маленьких, так и больших. У Авито есть офисы ещё в Питере, Казани, Самаре и даже в Ереване. Поэтому на одном из этажей я увидел навигационные вывески, указывающие на расположение переговорных комнат для связи с этим офисом:

— Отдых и спорт

В некоторых зонах офиса я увидел нечто похожее на капсульный отель. В компании называют это «норами», которые всегда поддерживают в чистоте. Сотрудники могут там отдохнуть во время обеда или после продолжительной работы. В наличии все удобства — освещение, розетки, шторки и мягкие кровати:

Кроме того, на некоторых этажах есть открытые веранды — зачастую это отличное место, где можно и поработать, и отдохнуть. В офисе можно встретить массажные кресла, а также игровые приставки и настольные игры — без всего этого невозможно было бы представить досуг.

А ещё на нескольких этажах можно посетить тренажёрный зал. Для занятий спортом есть разные тренажёры, как для фитнеса, так и для тягания тяжёлого железа:

Некоторые стены в офисе не оставили «пустыми», пристроив к ним небольшие рабочие зоны в формате «плацкарт» со столами и мягкими сиденьями:

На каждом этаже присутствуют обеденные зоны, где сотрудникам доступны мюсли и хлопья для завтрака, а также всегда в наличии свежие фрукты и овощи. В особенные дни летом там появляется мороженое, а зимой — глазированные сырки.

— Забота об экологии и социальные функции

Компания демонстрирует свою заботу об экологии: весь мусор в офисе внимательно сортируется — начиная с блистеров и чеков, заканчивая батарейками и электроникой. Более того, компания отказалась от использования пластиковой посуды в пользу многоразовой.

На экскурсии рассказали, что компания принимает участие и в социальных функциях, сотрудничая с проектами вроде «Лиза Алерт», «Обнаженные Сердца». В специальные боксы сотрудники собирают различные вещи для малоимущих семей и региональных библиотек.

Как в московском офисе, так и в других городах у Авито проводятся дни донора, а ещё компания постоянно сотрудничает с фондами помощи животным.

Ребята из Авито также рассказали, что у сотрудников есть корпоративная система «Спасибо» — некие бонусы, которые копятся ежемесячно. Их можно в результате, например, перевести коллеге в качестве благодарности за помощь, либо при достижении определённого количества бонусов потратить на фирменный мерч.


Мне очень понравилась атмосфера в московском офисе Авито — в компании постарались сделать всё, чтобы каждый сотрудник ощущал себя здесь максимально комфортно. Таким же образом могу позитивно отозваться и про мероприятие: полезно и со вкусом. Выражаю благодарность ребятам и буду рад прийти в гости снова!

¹ По данным SimilarWeb.

Изображения: dmitriysushko.ru / Код Дурова

28 июня, 2024

Сейчас читают

Картина дня

Свежие материалы

Свежие материалы