Рынок ботов в Telegram или кто стоит за вчерашними отписками на каналах
26 февраля часть Telegram-каналов попала под глобальный отток подписчиков — специалистами был зафиксирован суммарный показатель отписок более 1,2 миллионов аккаунтов. У некоторых каналов за день число подписчиков уменьшалось порой на десятки тысяч. Разбираемся, что общего между собой имеют масштабные отписки в ряде Telegram-каналов, в том числе известном 360tv, о «ботоводстве» которого недавно рассказывал «Футляр от виолончели», и кто за этим стоит.
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-73.png)
Предыстория
Глобальный отток аудитории у Telegram-каналов принято называть «масштабной чисткой». Такое действие является следствием окончания срока действия аккаунтов — по истечении определённого времени они просто самоуничтожаются. Мы пришли к выводу, что администраторы Telegram-каналов часто пользуются услугами одного и того же проекта.
«Масштабные чистки» подписчиков в Telegram — уже не редкость. В 2018 году, как сообщают в TGStat, отток аккаунтов был замечен в июле и августе: тогда он составлял потери порядка 500 тысяч подписчиков. Логично предположить, что люди просто так на разных каналах разной тематики не могут массово отписываться. Более того, уничтожение аккаунтов в таком количестве даёт основание предполагать, что все они делаются «одними руками».
Кто стоит за созданием миллионов ботов?
В поисках источника глобальных отписок мы наткнулись на сервис https://smmboost.ru/. Попытавшись хоть что-то подробнее узнать об этом проекте мы нашли их зарегистрированный ООО «ЮЖНЫЙ ПИК», который по официальным данным существует менее 1 года. Юридический адрес закреплён в Краснодарском крае, тёплом городе Сочи.
ДОПОЛНЕНО: Сервис является лишь частью открытого рынка ботов и, вероятнее всего, перед ними может стоять лишь малая доля Telegram-каналов, которые пострадали от чистки ботов. Они уверяют, что работают только с живыми пользователями и используют только самые эффективные методы продвижения. Справедливости ради, мы не заметили на главной странице сервиса, с которой всё начинается, хоть одного упоминания о том, что это не привлечение живых подписчиков, а конкретная накрутка живых ботов.
Для комплексной раскрутки сообщества в Telegram мы применяем проверенные и эффективные методы. Они не приведут к блокировке канала, как это часто случается при обращении к недобросовестным исполнителям. Мы работаем только с живыми пользователями, — заявляется на сайте сервиса.
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-74.png)
ДОПОЛНЕНО: Дело в том, что работа с «живыми пользователями» — всего лишь приманка для привлечения клиентов. В правилах описаны всевозможные риски, однако признание того, что будут использоваться боты, а не живые подписчики, должно быть на главной странице, а не мимо слова в личном кабинете пользователя.
В их частном канале с новостями мы начинаем наблюдать совершенно другую картинку — ребята из Сочи упоминают тему глобальных отписок и пытаются хоть как-то сгладить ситуацию перед своими клиентами после случившейся ситуации. Риск в таких неловких ситуациях большой. Но о частном канале чуть позже.
Признаемся, издание «Код Дурова» впервые решило накрутить себе подписоты... Но только на тестовый канал и потратив всего 1 рубль и 24 рубля с кешбека. Давайте взглянем на цены славного SMMBoost. Они достаточно демократические и чтобы привлечь одного подписчика себе на канал — нужно отдать за него всего 50 копеек. Это достаточно сладкая для Telegram расценка:
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-63.png)
В личном кабинете клиента косвенно идёт речь о ботах: оказывается, можно выбрать страну и пол бота!
Давайте закупим немножко подписоты. Тут же получаем чек, в котором светится тот самый вышеупомянутый ООО «ЮЖНЫЙ ПИК», — очень хорошо.
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-64.png)
Ну что, давайте дадим жарку и пригоним подписоты на пустой канал? Мы связались с человеком приближенным к SMMBoost. Он нам рассказал, что сервис накрутил ботов и по ошибке один из администраторов их удалил. Об этом зашла речь и на том самом частном канале с новостями сервиса:
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-71.png)
ОБНОВЛЕНО: после выхода материала на kod.ru данные публикации на канале были удалены. Архив со скриншотами всех удалённых публикаций имеется в наличии у «Кода Дурова».
Ребята из SMMBoost, как оказалось, совершенно не стесняются признавать то, что накручивают своим клиентам ботов. Проблему, как мы видим, они описали в полном объёме и даже начали давать рекомендации администраторам каналов о том, как сохранить нормальную статистику после «масштабной чистки»:
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-72.png)
Как мы видим, сервис старается максимально прозрачно показывать своему клиенту процесс прихода новой «целевой» аудитории. Вот только мы были крайне удивлены — интерфейс и его логика очень схожа с обычными сайтами накрутки подписчиков:
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-66.png)
Ну что, накрутка завершена. Пора глянуть, живая ли аудитория к нам пришла.
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-67.png)
Сервис не обманул как минимум в одном — заявленное количество людей пришло на наш тестовый канал строго по заказу. Более того, успешно на каждый пост были подкручены просмотры. До заказа их число не превышало десяти.
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-68.png)
Если посмотреть на этих новых подписчиков — не сказать, что это явно боты на первый взгляд, но доверия вызывать они точно не могут:
![](https://i.kod.ru/rs:fill/w:736/q:85/plain/https%3A%2F%2Fkod.ru%2Fcontent%2Fimages%2F2019%2F02%2Fimage-69.png)
Вердикт
Совершенно неясно на данный момент — знали ли администраторы пострадавших от «масштабной чистки» Telegram-каналов о том, что заказывают массу ботов, а не живую аудиторию? Вопрос этот риторический, впрочем, это уже совсем другая история.
На момент публикации данного материала Павел Дуров не стал давать комментарии.
В ближайшее время мы выпустим более подробный материал о ботах в Telegram совместо с TGStat, Crosser Bot и Telegram Info.
Материал изменен