Яндекс опубликовал документ, в котором изложены принципы компании при работе с технологией синтеза речи.
В документе описаны нормы и правила, направленные на то, чтобы сделать использование этой технологии безопасным и комфортным для всех участников процесса. Яндекс подробно рассказал, как обрабатываются данные синтеза: они хранятся в дата-центрах компании, которые соответствуют высоким стандартам безопасности.
В документе описано, как ведётся разработка технологии, а также указаны ограничения, которые действуют при её использовании. Особое внимание уделено дикторам — людям, на чьих голосах обучаются модели синтеза речи. Яндекс получает от дикторов согласие на использование их голоса и объясняет, что их голосами могут быть озвучены любые тексты в будущем.
«Наши принципы будут полезны всем, кто имеет дело с синтезом речи: звукозаписывающим студиям, разработчикам технологии и компаниям, которые её у себя внедряют. Если наш подход разделят другие участники рынка, в будущем он сможет послужить основой для отраслевого стандарта», — говорит директор Яндекса по развитию технологий искусственного интеллекта Александр Крайнов.
«Союз дикторов приветствует инициативу Яндекса по разработке этических норм при работе с синтезом речи. Это первый, но важный шаг по защите голосов дикторов и актёров. Мы поддерживаем идею предложить им прозрачные условия работы — когда компания детально информирует их о том, как может быть использован голос. Пока законодательные меры еще не приняты, поэтому Союз дикторов рекомендует дикторам и актёрам внимательно выбирать проекты для участия. В любом случае мы рады, что поднимается тема этики — это может стимулировать развитие качественного партнерства разработчиков, студий и дикторов», — отмечает Александр Лапшин, председатель Союза дикторов России.
Яндекс с 2012 года развивает собственные речевые технологии, в том числе технологию синтеза речи. Она используется в Алисе, Браузере, Книгах, Навигаторе, Картах и других сервисах. Технология доступна внешним пользователям в составе сервиса Yandex SpeechKit на облачной платформе Yandex Cloud. Её можно применять для создания голосовых помощников, автоматизации коммуникаций в колл-центрах, озвучивания книг и не только.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»