11 октября 2024

eur = 106.42 0.73 (0.69 %)

btc = 60 848.00$ - 234.49 (-0.38 %)

eth = 2 412.54$ 7.28 (0.30 %)

ton = 5.18$ 0.06 (1.25 %)

usd = 96.95 0.84 (0.87 %)

eur = 106.42 0.73 (0.69 %)

btc = 60 848.00$ - 234.49 (-0.38 %)

Форум

Как меняется высшее образование — и при чём тут онлайн-курсы

4 минуты на чтение
Как меняется высшее образование — и при чём тут онлайн-курсы

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»

Снижение популярности высшего образования — общемировой тренд.

По данным Национального студенческого информационного центра США, с 2011 по 2020 год количество студентов университетов упало на 10%. А согласно опросам SuperJob, в России примерно за этот же период количество выпускников, собирающихся поступать в вузы, снизилось вдвое.

Среди главных проблем высшего образования обычно выделяют неактуальность учебных программ, длину трека от поступления до трудоустройства и общую консервативность вузов.

Специалисты Яндекс Практикума рассказывают, как на самом деле обстоят дела с этими проблемами в университетах, как самые прогрессивные вузы с ними справляются — и как им с этим помогают Практикум и другие партнёры.

В программе вузов появляются актуальные курсы

Рынок в некоторых сферах, например IT или маркетинге, меняется постоянно, а программа вуза — утверждается ещё до начала набора. Следовательно, студенты могут получать неактуальные знания и навыки, которые не всегда пригождаются. У этого есть несколько причин.

  • Низкая скорость процессов в вузах. В вузах есть определённый регламент утверждения плана обучения, который нельзя обойти. Также может играть роль  сила привычки — в академической среде принято делать всё степенно и обстоятельно, не всегда полагаясь на обратную связь от студентов.
  • Невозможность привлекать практиков на долгой дистанции. Трудно договориться с экспертом в своей сфере о ведении курса на третьем году вузовской программы — вдруг он уволится или и вовсе сменит род деятельности? Поэтому вузам удобнее заменять практиков академиками, которые сфокусированы только на преподавании или исследованиях.
  • Незаинтересованность экспертов. Всё-таки преподаванием и методической работой занимаются особенные специалисты — у таких людей есть не только экспертиза, но и потребность её распространять. Но в какой-то момент и они могут терять интерес, например, из-за смены работы и новых задач.
  • Нехватка средств. Создание актуальной программы дорого стоит. Многие вузы страдают нехваткой кадров и финансирования и просто не имеют возможности делать хорошую, часто меняющуюся программу.

Чтобы решить проблему неактуальности программ, прогрессивные вузы вступают в партнёрства с современными образовательными платформами.

Например, мы в Практикуме делаем совместные программы с ИТМО, ТГУ, НИТУ МИСИС и другими университетами. Они отвечают за фундаментальные знания, а мы делимся экспертизой по актуальным навыкам. Например, от вузов студенты получают проверенные знания по эконометрике, в которую мы в Практикуме не углублялись. А мы учим тех же студентов писать код на Python. Для этого мы набираем пул экспертов, занятых в профессии, но в разных компаниях и на разных должностях, проводим исследования рынка, изучаем вакансии на платформах трудоустройства и не только.

Другой распространённый вид партнёрства — это коллаборации с компаниями, которые рассматривают студентов как кандидатов на места. Например, Уральский федеральный университет в Екатеринбурге работает с местными промышленными предприятиями. Специалисты из этих предприятий ведут специальные курсы на программе, а компании формируют «заказ» на студентов. МИФИ на программе по анализу данных готовит кадры для Росатома — компания даёт студентам решать задачи, а потом устраивает к себе. Таких примеров много.

Вузы становятся частью большой образовательной инфраструктуры

Одна из важных проблем классических вузов заключается в том, что они не очень хорошо коллаборируют между собой. Есть мало примеров, когда вузы собираются и делают какую-то одну программу. Как правило, каждый университет справляется самостоятельно и делает всё по-своему. В итоге в системе образования будто выстраивается множество одноэтажных зданий вместо одного многоэтажного — она растёт в количестве, но не всегда в качестве.

Вступая в партнёрства с платформами, вузы становятся частью большой системы. Например, так это происходит на программах магистратуры и бакалавриата в Практикуме: мы привлекаем экспертов из разных вузов-партнёров. Преподаватели и студенты дают комментарии, подмечая детали — от багов в платформе до неточностей в контенте. Эта обратная связь помогает делать контент качественнее и постоянно «подтюнивать» программы. Фидбек приходит из университетов, которые между собой никак не сообщались, поэтому Практикум выступает неким посредником — принимает один позитивный выхлоп от одного вуза, другой от другого и складывает всё это в один котёл.

Вузы начинают поощрять трудоустройство студентов по специальности до конца обучения

Если сравнивать вузы с колледжами или онлайн-платформами, то они точно проиграют в длине трека от начала обучения до трудоустройства. Длительность онлайн-курсов, рассчитанных на людей без опыта и выпускающих начинающих специалистов, может составлять год или даже меньше. Студенты вузов учатся четыре-пять лет и устраиваются на работу позже сверстников, выбравших более «скоростные» треки. Кроме того, у вузов, в отличие от коммерческих компаний, нет KPI на то, чтобы студенты или выпускники трудоустраивались (важнее, чтобы они доучились).

Исторически вузы не очень поощряют выход студентов на работу до конца обучения. Но в некоторых университетах понимают, что это неизбежно, и пересматривают форматы обучения — например, переводя часть занятий в онлайн или позволяя в качестве итоговой работы защищать не исследование, а, например, бизнес-идею или прототип, который можно будет развить после защиты.

Кроме того, лучшие вузы решают проблему трудоустройства, можно сказать, «случайно» — за них всё делает студенческое комьюнити и атмосфера в университете. Например, на втором-третьем курсе ИТМО студенты уже активно стажируются и подрабатывают по специальности, и это считается образом действий по умолчанию. Благодаря высокому качеству образования студенты-программисты из таких вузов, например, часто могут выполнять задачи на одном уровне с младшими разработчиками.

Точки над i: вуз, колледж или онлайн-курсы?

У высшего образования есть ряд минусов: оно по определению не может сравниться с лучшими онлайн-курсами в оперативности обновления программы, а учиться в вузе всегда будет дольше, чем в колледже. Зато вузы дают кое-что не менее важное, чем скорость выхода на первый оффер, — фундаментальные знания, правильные привычки и навык самообучения, который точно пригодится в будущем. А ещё — обучение в вузе может быть актуальным и практикоориентированным.

Поэтому, если у вас нет необходимости зарабатывать деньги как можно скорее и вы не обременены, если можно так сказать, какими-то уже полученными навыками, то высшее образование — неплохой вариант для старта.

Вузы остаются создателями и хранителями большого количества научного знания, и это та экспертность, которую не могут дать другие институции. По этой причине мы вряд ли когда-нибудь перестанем ходить в университеты — и это касается и студентов, и бизнеса.

Сейчас читают

Картина дня

10 октября, 2024
10 октября, 20244 минуты на чтение
Фото Макс Варламов
Макс Варламов
4 минуты на чтение
[ Новости ]
[ Статьи ]
Личный опыт работы
Блоги 275