Интервью с основателями «Дикий Digital»: от маленького стартапа до инди-студии и партнера Okko
Сегодня у нас в гостях необычная пара — Виктор и Виктория Кравченко. Ничего о них не слышали? Не беда! Если коротко, то это очень талантливые ребята, которые начали как стартап по производству коротких сериалов на YouTube, а сейчас стали целой инди-студией, работы которой покупает онлайн-кинотеатр Okko. О том, как они добились этого успеха, и о многом другом читайте в нашем интервью.
— Ребят, в 2018-ом году в одном из интервью вы говорили, что вы стартап. Прошло два года, вы всё ещё считаете себя стартапом или уже чем-то большим?
Вика: Так классно было по началу называть себя стартаперами! Мы уволились с постоянных работ, открыли бизнес, чтобы заниматься любимым делом и страшно кайфовали от того периода. Но очень быстро всё это сменилось осознанием, что стартап, который не перестал быть стартапом — плохой стартап. Поэтому спустя год работы мы провозгласили себя инди-студией. А теперь стараемся быть полноценной независимой студией. Короче, растём.
Витя: У нас была стартовая инвестиция от Funcubator. Были гипотезы, проверки, ошибки, подтверждения. Были кассовые ямы и взлеты. Сейчас мы набираем высоту. Трясёт, конечно, иногда. Но сейчас со всеми так. Держим штурвал! Интересно, что мой большой приятель с первого дня объяснял мне, что мы не стартап, потому что внутри нет технологии. Тогда я не знал, что ответить. Что-то в духе «нуууу Вааань, кааак же так, мы ж только появились, чё надо для стартапа-то ещё». Вань, наконец-то отвечаю! Наша технология — мозг, и мы производим истории. В далёком горизонте — это вселенные. Мы движемся туда и путь долгий. Но мы уже что-то большее, чем стартап, это точно.
— Сколько сейчас у вас в команде людей? Есть ли основной «костяк», который работает над всеми проектами? Или команда всегда меняется?
Вика: Наш «дико диджитальный» костяк — 8 человек. Это продюсеры, режиссёр монтажа, арт-директор, бухгалтер, юрист и мы — шоураннеры. С большинством ребят мы прошли через главные проекты студии, так что совместно набитые шишки реально сплочают :)
Витя: Я бы сказал, что вокруг студии сложилась некая экосистема. Ядро — штатная команда. Крепкий, молодой сплав. Вне штата много классных ребят, с которыми мы сделали много проектов и продолжаем путь. Операторы, художники, постановщики, копирайтеры — много спецов. Есть уже и актёры, с которыми нам комфортно делать разные проекты. Экосистема живая, растущая.
— Я слежу за вашими планами и, как вижу, они сбываются. Плавный переход из YouTube к онлайн-кинотеатрам, кажется, проходит очень успешно. На носу уже третий проект вместе с Okko. Довольны ли вы сами сотрудничеством?
Витя: Для нас это что-то невероятное, честно говоря. Прошлой весной мы почувствовали, что на YouTube мы не можем рассказывать те истории, которые хотели бы. Мы встречались с несколькими стримингами. К нашему удивлению, нас уже откуда-то знали. Наши истории делали встречи прям бодрыми. В отличие от остальных Okko не только загорелись идеями, но еще сказали «давайте действовать!». Для сравнения, на одной из встреч в альтернативном офисе один продюсер нам сказал что-то вроде «снимайте по нашему сценарию! Зачем вам свои? Хотите 3 года согласовывать?».
Мы с Викой вышли и сказали друг другу «нет, не хотим». И ушли дальше искать тех, кто почувствует ген нашей студии, поймёт куда мы мыслим и скажет «хей, ребят, а давайте поможем друг другу сделать классный контент!». Что-то такое. С Okko так и складывается. Тоже, конечно, не быстро. Но скорость должна быть разумной, чтобы не занесло на повороте. Великие фильмы висели на волоске по 1-2 года. Так что всё ок, двигаемся!
— Интересная черта YouTube — это открытая статистика (просмотры/лайки/дизлайки). В Okko мы лишь можем посмотреть на рейтинг. Можете поделиться с нами статистикой просмотров? Сколько людей посмотрели «Рашен Хакерс Лайв»?
Витя: В YouTube у хакеров была симпатичная статистика. Причем круто, что глубина просмотра была сильно выше именно зарубежом! А вот по Okko цифр нет. Зато есть переговорный процесс по запуску большой «Вселенной хакинга». Какие будут цифры у этого проекта? И только ли в России? Вот что нам важно.
— В этом интервью я бы не хотел концентрироваться только на одном вашем проекте. А поговорить про всё, до чего у меня добрались руки. Но начнём, пожалуй, с РХЛ (не путайте с российской хоккейной лигой). Как минимум, потому, что там есть отсылки к Павлу Дурову :)
Витя: Нет-нет-нет. Как минимум, потому что там Фёдор, Борис и Игнат. У этих парней магия. И вирус Fedya.
— В сериале с юмором подходят, как мне кажется, к достаточно серьёзным темам. Например, цифровое сопротивление. Как вы считаете, есть ли за «сопротивлением» будущее? Или всё так и закончилось картиной кубинки с Павлом?
Витя: На днях в нашем с Викой родном Ростове-на-Дону случился виртуальный митинг через Яндекс у администрации города. И, чёрт возьми, губернатор отреагировал на него! Так что я думаю, цифровое сопротивление, как некое явление, ещё только зарождается. Но Фёдор смотрит дальше. В том числе, потому что у него очки с диоптриями. А там за горизонтом цифровое равенство и братство. Хакеры в это верят. И в большом сезоне поборются и за эти ценности тоже!
Вика: На съёмках хакеров у нас были жёсткие условия: страшная жара, душный старый гараж, смены по 16 часов, неопытный режиссёр (я) и актёры, которым надо импровизировать на английском (!). Ох. Сейчас вспоминаю и кажется невозможным, что всё это было просто ради съемки пары каких-то серий. Нет. Мы точно за что-то боролись. Может, это и есть сопротивление, и оно внутри нас.
— Стоит ли ожидать второго сезона? И дальнейшее раскрытие истории Павла, кубинки и цифрового сопротивления?
Вика: Сейчас в Okko можно посмотреть демо-сезон хакеров. Мы его так называем, потому что, по факту, придумали и реализовали его где-то за месяц. Причём это вообще первое, что я режиссировала в жизни. Так что у меня самой куча вопросиков к этому контенту. То ли дело наши планы на второй сезон... А точнее, на перезапуск истории...
Витя: Мисс Кубинка — королева демо-сезона. Вика круто срежиссировала её сцену. Каждый раз смотрю и смеюсь. Второй сезон... Скорее рестарт. Это будет современной цифровой сказкой. Про трёх хакнутых друзей, влюблённых в технологии. Они сомневаются во многом. В них сомневаются многие. Но они верят в свой путь, миссию (у каждого своя + общая). Их ждут большие приключения и крутые злодеи. Большая история будет сплавом всех современных мифов, домыслов и легенд. К примеру, особое место там займет история Сатоши Накамото. Много-много отсылок к гик-культуре. И, конечно, попытка ответить на вопрос самим себе «кто мы?». Знаете... Хватит уже русских сказок про медведей и царевичей. Мы в новом тысячелетии. Пришло время новых легенд! Во всех смыслах :)
— Интересно, что при просмотре «Digital Доктора» у меня возникло сразу несколько ассоциаций. Может этот вопрос и глупый, но мне кажется, что работа похожа чем-то на труды Тарантино. Где-то я видел вселенную Marvel с Тони Старком и доктором Стренджем. Где-то мелькали ассоциации с доктором Хаусом. А где-то вообще сериал «Нюхач». Чем вы вдохновлялись, создавая сериал?
Вика: Мне кажется, Витя вложил в «Доктора» всю свою любовь к видео-играм и комиксам. Делал, что мог в рамках небольшого бюджета, который мы скрипя сердечком достали из собственного кармана.
Витя: «Нюхач» — смешной реф. Единственный мимо, но теперь, пожалуй, посмотрю :) Я думаю, это нормально и здорово опираться на уже созданное в попытке оттолкнуться и рассказать своё. Киновселенные Тарантино или Marvel — это тоже в некотором смысле сплав предшествующих фильмов/картин/музыки и многого другого.
Другое дело, я хотел и продолжаю хотеть рассказывать аутентичные истории. У нас не было ни денег, ни желания вылизывать Россию для мира в Доке. Поэтому там раздолбанная Нива, обшарпанные подъезды. Комиксный мир в суровой реальности.
К рефам в части интерактива еще добавлю RDR2 и Spider-Man (для PS4). А в части графики Ready Player One. Конечно, все эти рефы звучат смешно. Но как расти, если не смотреть на лучших. Если не пытаться поравняться с ними хотя бы в свечении пикселя, темпе сцены, диалоге, саунд-дизайну интерактивной механики. Надо тянуться к лучшим, не забывая, где ты сейчас. Хм. Сойдёт за чей-нибудь гнилой статус в вк 2012 года. О, например, мой!
— После просмотра всего сезона «Digital Доктора» у меня было странное ощущение, что я посмотрел не целый сезон. А всего лишь один фильм. C РХЛ такого нет. Так всё и задумано?
Витя: Оба проекта это демо-сезоны. Можно сказать, что Хакеры и Док — это превью к двум вселенным. Я думаю, хорошо, что у нас сразу не было возможности раскатываться на всю катушку. Мы сделали внутри демо-сезонов достаточно ошибок в драматургии, постановке, производстве. Параллельно мы сняли и много другого контента. Мы научились. И сейчас готовы приступать к большим формам. Более того, мы внутренне созрели для этих историй. Скажем, то, как сейчас продумана история хакеров в большом проекте не сравнимо с демо-сезоном. Глубина основных персонажей, сочность второстепенных. Линии, смыслы, высказывания.
Гарри Поттер писался несколько лет. Мы же сразу прыгнули в эти демки. Грубо говоря, необходимый срок для созревания историй и авторов пришёл.
Теперь Док и Хакеры просто ждут свой час.
— Стоит ли ожидать зрителям продолжение «Digital Доктора»?
Витя: Да! Док — самый успешный проект студии вне РФ. Он выиграл ряд наград в Испании, Бразилии, США. Его показывали в трендах веб-сериалов на кинорынке в Каннах. Это всё безумно вдохновляет. И если в хакерах мы не хотим углубляться в пандемию, то в Доке, конечно же, её изучим и отразим. Большой сезон будет интерактивным. Механики будут сложнее по замыслу, по фактуре. В демо-сезоне они были вспомогательными. К релизу большого сезона мы учтём всё, что сделано и вложим гораздо больше идей и знаний… Наобещаю вам тут… Короче, продолжение будет и, надеюсь, к концу года объявим о датах. Пока, в отличие от написанных «Хакеров», «Док» ещё в сценарной разработке.
— Давайте коротко расскажем нашим читателям о вашем новом сериале «Все вместе». О чём он? Кем вы вдохновлялись во время создания этого проекта?
Вика: Когда управляешь студией, которая для тебя всё, кризис уфф как вдохновляет. Был такой день... Когда нам разом написали три крупных клиента о «переносе» проектов. И стало ясно, что завтра напишут ещё... И тогда отменятся вообще все съёмки. А без них студия умрёт. Мы довольно быстро всё это визуализировали и лежали вечером на диване, глядя охреневшими глазами в потолок. Тогда мы и решили снимать сериал про «сейчас». Причём как-то так, чтоб точно ничего не перенеслось. А, значит, удалённо. Оставалось только придумать, как и что.
Витя: Первая мысль была такая: «Напишу ситком в скринлайф! Уау! Гениально! Оригинально! Так никто не… а что если сейчас все так…». Короче, идея о друзьях родилась сразу. Но я был недоволен отсутствием нашей надстройки. Взгляда студии «Дикий Digital». И... она появилась! Только завершив ряд эпизодов я вдруг осознал, откуда родилась такая сборка персонажей и этот… голос… Тут и Friends + How I Met Your Mother. Но тут и «Автостопом по галактике». И даже «Vice». А еще скринлайф... Блин, ну не знаю, насколько у нас скринлайф. Ну, для промо скринлайф. Визуально скринлайф. По факту (да и художественно) — это сериал, снятый удалённо и рассказанный кем-то из будущего. Во многом это скринлайф, но не только. Главное, это про друзей. И про время. Там много интересных мыслей и рассуждений.
— Правда ли, что сериал снимался на телефон? Расскажите на какой? Как вообще проходил процесс?
Вика: Ни один член съёмочной команды не должен покинуть свою квартиру ради съёмок — это наш продакшн-слоган. Процесс полностью построен удалённо: актеры получили боксы с техникой (в качестве камер использовались GoPro и iPhone — прим. КД), реквизитом, костюмами, а студийные специалисты консультировали каждого онлайн. Притирка была жёсткой. Бедные актёры! Обычно приходят на площадку вовремя, знают текст — и всё зашибись. А тут совсем не так. Каждому пришлось научиться снимать, писать звук, ставить базовый свет, выставлять локацию и даже работать хлопушкой. Уф. Боюсь, если бы они сразу осознавали, какой объём работы их ждёт, то просто не согласились бы!
«Ой, а я думал, мы просто снимем сериал на вебку за пару дней и всё» — слышала я в момент, когда художник постановщик просит актёра перетащить цветок в другой конец комнаты, оператор командует закрыть шторы, а наушники без конца разряжаются, подогревая наши нервишки. Короче, сериал «Все Вместе» — это очень необычный опыт! Обожаю нашу команду, которая через это всё проходит. Ну и актеры! Теперь в горы могу не идти — знаю, кто меня спасет, если что :)
Витя: Со стороны звучит легко, а по факту не так уж просто. Особенно нашему коту. Он не привык к такому количеству общения. Вообще мы с Викой оба режиссёры, но съёмочные проекты разделяем. И я впервые вижу как она руководит процессом. Это довольно интересно. И продуктивно. Она снимает то, что писалось в двух метрах от неё несколько дней назад. Конвейер на расстоянии дивана.
— Каково вам работать удалённо? Есть ли жизнь, или думаете всё заморозить?
Вика: Неа, мы работаем больше и быстрее, чем раньше. У нас идёт работа над интерактивным мультсериалом про конец света для 2х2. Премьера намечена на сентябрь, а это значит, что сейчас очень жаркий период. Плюс мы хотим сделать «Все Вместе» так, чтобы его продлили на второй сезон. И ждём/любим/верим, что время больших хакеров скоро настанет.
Витя: Хочется, чтобы закончилось всё. У меня родители врачи в Ростове. К ним это всё только прикатывается. Очень надеюсь, что здравоохранение справится с этой волной. Сложное время. Его бы не заморозить, а нажать кнопку «закрыть» или «пропустить». Сложное и лихое. Во всём этом круговороте я надеюсь дописать свою книгу. Пусть здесь она прозвучит впервые. Чтобы я не слил свой же тайминг. Это будет сказка «Зима». Я начал её писать до этого конца света. Но как же она резонирует… Надеюсь, выйдет 1 декабря. Но это ещё когда... И что будет с планетой... Узнаем в сериале «Все Вместе»! Прямо сейчас если зачем-то и замораживать время, так это для того, чтобы побольше поработать над сценариями эпизодов и иметь возможность снять больше, чем мы можем в текущих условиях. Но время летит! И мы Все Вместе с ним. Неплохая концовочка интервью? Стоит переписать. Да некогда!
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»