GigaChat Max кратко объясняет суть статьи
Программирование стремительно трансформируется, предлагая три основные парадигмы разработки: традиционное программирование (Software 1.0), машинное и глубокое обучение (Software 2.0) и использование больших языковых моделей (Software 3.0). Software 1.0 подразумевает ручное написание кода, обеспечивая точность и предсказуемость в системах, где важна детерминированность, например, в финансовых операциях или авиации. Software 2.0 основан на обучении нейросетей, позволяющих решать задачи, трудные для традиционного программирования, такие как распознавание образов и обработка речи. Несмотря на эффективность, эта парадигма сталкивается с проблемами интерпретируемости и ресурсоемкости. Software 3.0 представляет собой перспективную концепцию, где программирование происходит через естественный язык, превращая процесс разработки в постановку задач, а не написание кода. Эта парадигма обещает революционизировать разработку, делая её доступной даже для пользователей без технических знаний. Будущее рынка разработки связано с интеграцией всех трёх подходов, создавая гибридные системы, где традиционные методы сочетаются с возможностями ИИ. Нейросети станут неотъемлемой частью операционной системы, способствуя динамическому распределению ресурсов и адаптации под потребности пользователя. Однако это порождает новые вызовы, включая проблемы безопасности, интерпретации и этические аспекты принятия решений искусственным интеллектом.
Современная разработка программного обеспечения переживает один из самых стремительных этапов трансформации за всю свою историю.
Всего несколько десятилетий назад программирование сводилось к написанию строгих алгоритмов, но сегодня создание цифровых решений возможно сразу тремя принципиально разными способами.
В программировании сегодня есть три парадигмы, которые выделяет Андрей Карпаты (Сооснователь компании OpenAI. — Прим. ред.). Можно писать код вручную (1.0), обучать нейросети на больших объёмах данных (2.0) просто ставить задачу LLM на естественном языке (3.0). Разработчикам важно владеть всеми этими способами и выбирать оптимальный в зависимости от задачи.
Эти подходы не конкурируют, а дополняют друг друга, открывая новые возможности в автоматизации, анализе данных и создании интеллектуальных систем. Но с такой свободой выбора приходит и новая сложность: разработчику теперь нужно не только владеть разными инструментами, но и понимать, какой из них лучше подходит для конкретной задачи.
Как меняется рынок ПО? Какие навыки останутся критически важными, а какие уйдут в прошлое? Разбираемся в ключевых трендах, которые определяют будущее программирования.
Материал для «Кода Дурова» подготовил Кирилл Меньшов, старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» Сбербанка.
Традиционное программирование
Классический подход к разработке: программист вручную пишет явные инструкции (код) для решения задачи. Примеры — приложения, операционные системы, игры и веб-сервисы, написанные на языках программирования низкого и высокого уровня, таких как C, C++, Java или Python.
В Software 1.0 разработчик полностью отвечает за логику программы: каждая функция, условие и алгоритм прописываются явно — это требует глубокого понимания предметной области и тщательного тестирования, поскольку любые ошибки в коде могут привести к некорректной работе системы.
Несмотря на то, что принципы Software 1.0 сильно не изменились с момента его появления, он остаётся фундаментальным для большинства систем, где важна точность исполнения. Например, обычные программы отлично справляются с задачами, где логика заранее известна, например, в бухгалтерском учёте или в обработке платежей. А в авионике вообще нельзя полагаться на неинтерпретируемые ИИ-модели — здесь требуется предсказуемость и полный контроль над исполняемым кодом.
Машинное и глубокое обучение
Здесь поведение программы определяется не явным кодом, а натренированными моделями машинного обучения, чаще всего нейронными сетями. Вместо того чтобы формулировать правила, программист задаёт архитектуру модели, предоставляет ей данные и позволяет алгоритму самостоятельно выявлять закономерности.
Ключевое преимущество Software 2.0 — способность решать задачи, для которых трудно или невозможно написать явные алгоритмы. Например, распознавание изображений, обработка естественного языка или автономное вождение требуют анализа огромного количества данных, и нейросети справляются с этим лучше, чем рукописный код. Однако модели часто работают как «чёрные ящики». Их сложно отлаживать, а для обучения нужны большие вычислительные ресурсы и качественные датасеты. Роль разработчика — не столько писать логику, сколько собирать данные, проектировать архитектуру модели и обучать её.
Software 2.0 активно используется в таких областях, как компьютерное зрение (системы распознавания лиц) и рекомендательные системы. Однако он не заменяет классическое программирование, а дополняет его: там, где нужны точность, предсказуемость и прозрачность логики, по-прежнему доминирует Software 1.0. В будущем сочетание этих двух парадигм может привести к появлению гибридных систем, в которых ручная разработка кода и машинное обучение будут работать в симбиозе.
Большие языковые модели (LLM)
В последние годы набирает обороты дискуссия о следующем эволюционном этапе — Software 3.0, где программирование осуществляется с помощью естественного языка. Главная идея: теперь код — это текстовая инструкция (промпт) на естественном языке.
В отличие от Software 2.0, где нейросети обучаются на фиксированных данных и требуют тонкой настройки, Software 3.0 предполагает, что любой человек, умеющий формулировать мысли, может создавать новые приложения, просто объясняя своё намерение модели, а система сама ищет путь к оптимальному результату.
У новейшей парадигмы четыре ключевые черты: автономность — система может самостоятельно ставить подзадачи и искать решения; непрерывное обучение — система адаптируется к новым данным без полного переобучения (online learning, meta-learning); генерация кода и логики — ИИ не только предсказывает, но и создаёт фрагменты Software 1.0; симбиоз с человеком — ИИ кооперируется через интерфейсы «мозг — компьютер» или естественный язык.
Что дальше ждёт рынок разработки
Сегодня нейросеть работает как умная печатная машинка для программиста, которая по требованиям на естественном языке генерирует код, тесты и SQL-запросы. Затем полученный результат нужно встроить в традиционный цикл разработки — собрать, протестировать, задеплоить. Это улучшает производительность, но не меняет саму парадигму, ведь мы используем Software 3.0 для создания Software 1.0.
Но уже завтра нейросеть может стать runtime-интерпретатором запроса на естественном языке, то есть перейдёт на новый слой исполнения. Требования будут сразу же интерпретироваться и выполняться AI-агентами. Результаты будут напрямую встраиваться в промышленный ландшафт без промежуточных артефактов, а разработка превратится из формализации инструкций в настройку поведения агентов.
Это означает фундаментальный сдвиг в парадигме вычислений: искусственный интеллект перестаёт быть отдельным приложением или сервисом и встраивается напрямую в операционную систему, становится её органичной частью. LLM управляют памятью и вычислениями, используя весь доступный набор возможностей для решения задач. Это переход от ОС как пассивного посредника между железом и софтом к активной интеллектуальной среде, которая предугадывает действия, адаптируется под нужды и самостоятельно оптимизирует работу всей системы.
Такой подход стирает границы между классическим программным обеспечением и машинным обучением. Операционная система больше не просто выполняет код — она его осмысляет, модифицирует и генерирует в реальном времени под конкретные задачи. Например, вместо статического планировщика процессов появляется динамическая нейросетевая модель, которая распределяет ресурсы не по фиксированным алгоритмам, а на основе предсказаний нагрузки и пользовательских привычек.
Ключевое отличие от обычной интеграции ИИ (вроде голосовых помощников) — глубина внедрения. Модели работают не как надстройка, а как часть системных вызовов, файловых систем, сетевых стеков. Представьте, что ваша ОС не просто индексирует файлы для поиска, а понимает их семантику; не просто выделяет оперативную память, а прогнозирует, какие данные понадобятся через минуту.
Но вместе с мощью приходят и новые вызовы. Как отлаживать систему, если её поведение каждый раз меняется? Как гарантировать безопасность, когда часть логики — чёрный ящик? И главное — где та грань, после которой ОС перестаёт быть инструментом и начинает принимать решения за пользователя? Это не технические, а философские вопросы следующей эпохи вычислений, которая скоро станет реальностью.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»