Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) просит Минцифры поддержать онлайн-торговлю алкоголем с проверкой возраста через биометрию и инициировать рассмотрение идеи в правительстве.
Организация направила письмо министру цифрового развития Максуту Шадаеву, пишут «Ведомости». В АКИТ уверяют, что алкогольная продукция — единственный товар традиционной розничной торговли, который запрещено продавать через интернет. Также запрещена онлайн-реализация и табачных изделий.
АКИТ — некоммерческая организация, объединяющая крупнейших представителей розничной торговли в Рунете. В неё входят в том числе Ozon, Яндекс Маркет, Wildberries, DNS, Ситилинк, М.Видео-Эльдорадо и другие.
- Запрет в 2007 году на онлайн-торговлю алкоголем был «вполне оправдан», так как тогда не было механизмов контроля, а дистанционная торговля не была так развита, как сегодня.
- Но сейчас запрет соблюдают лишь добросовестные участники рынка: теневой бизнес в то же время легко обходит его вопреки ежедневным блокировкам сотен нелегальных ресурсов.
- В 2023 году незаконные онлайн-продажи спиртных напитков в России составили 80 млрд рублей — это на 60% больше, чем годом ранее. В 2024-м показатель может достигнуть 100 млрд рублей.
- НИФИ Минфина оценивает недополучение в российский бюджет из-за нелегальной торговли 253 млрд рублей выпадающих доходов за 2023–2027 годы. Доля фальсификата в объёме онлайн-продаж алкоголя — 53%.
Для эффективного решения проблемы в АКИТ предлагают разрешить дистанционную торговлю алкоголем, контролируя процесс при помощи государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных» (ГИС ЕБС).
Это значит, что возраст можно будет проверять при помощи биометрии. Для реализации идеи онлайн-площадки должны будут интегрировать ГИС ЕБС, при этом многие компании и так уже интегрированы с «Госуслугами».
Представитель Минцифры заявил «Ведомостям», что возможность верификации по биометрии при онлайн-продаже товаров с возрастными ограничениями, в частности тонизирующих напитков, обсуждается с заинтересованными ведомствами.
В начале сентября руководитель аппарата правительства, вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил профильным ведомствам разработать изменения в законодательстве для верификации возраста покупателей при помощи биометрии для онлайн-продажи товаров с возрастным ограничением, уточнили «Ведомости».