24 августа 2025

eur = 93.63 0.12 (0.13 %)

btc = 114 437.00$ - 502.71 (-0.44 %)

eth = 4 778.93$ 34.22 (0.72 %)

ton = 3.32$ -0.03 (-0.81 %)

usd = 80.75 0.49 (0.62 %)

eur = 93.63 0.12 (0.13 %)

btc = 114 437.00$ - 502.71 (-0.44 %)

Обзор Яндекс.Мессенджера: альтернатива или ещё одна бледная копия?

7 минут на чтение
Обзор Яндекс.Мессенджера: альтернатива или ещё одна бледная копия?

Разнообразные клиенты для обмена сообщениями так прочно вошли в наш цифровой обиход, что мы воспринимаем их как должное. Каждый уважающий себя сервис или социальная сеть считает своим долгом создать продукт для общения пользователей, который способен удержать их в собственной экосистеме приложений, сервисов и в некоторых случаях — устройств. В конце апреля на эту дорожку публично вступила компания Яндекс, объявившая о выходе на рынок собственного сервиса для общения — Яндекс.Мессенджер. В контексте этого события определённо есть о чём рассказать и что обсудить.

Обзор Яндекс.Мессенджера: альтернатива или ещё одна бледная копия?

Эволюция перевоплощений, попытка №5

Идея создать мессенджер зародилась внутри Яндекса уже давно. Вплоть до 2016 года работал Я.Онлайн, сервис по обмену сообщениями с использованием протокола Jabber, куда можно было подтянуть как учётные записи Яндекс, так и на Jabber-серверах QIP, Gmail и LiveJournal. За ним последовала попытка создания российской альтернативы Slack в лице Яндекс.Ямб: мессенджер входил в пакет сервисов для общения внутри компаний, будучи широко известным в узких кругах как «Коннект». Решение уже на том этапе являлось кроссплатформенным.

Следующий шаг в развитии будущего продукта снова коснулся бизнеса. Весной 2018 года компаниям стали доступны так называемые «Диалоги» — интегрированные в поиск Яндекса и сайты компаний чаты для поддержки пользователей бизнеса, в том числе работающие на основе настраиваемых навыков и искусственного интеллекта. Уже к концу того же года на базе «Диалогов» началось бета-тестирование чат-платформы, встраиваемой на том этапе в браузер компании. Нажатие на популярную для посещения точку на карте открывало чат для пользователей, находившихся рядом или уже посещавших это место. Также, пользователи могли автоматически объединяться в группы по учебным заведениям, хобби или роду деятельности. К слову, приложение для ПК до сих пор использует название и логотип сервиса.

Обзор Яндекс.Мессенджера: альтернатива или ещё одна бледная копия?
Приложение для ПК, групповой чат

И вот спустя два года для скачивания стал доступен фирменный клиент Яндекс.Мессенджера. За точку отсчёта будем считать именно этот официальный сигнал об окончании бета-тестирования.

Экосистемный подход

С приложения и начнём наше знакомство. Яндекс.Мессенджер доступен в крупнейших каталогах приложений — AppStore (iOS 11.0 и новее) и Google Play (требуемая версия Android зависит от устройства). Также доступны версии для ПК, Mac, веб-версия, можно чатиться из приложений Поиск, Карты, десктопной и мобильной версиях браузера. Причём все они могут работать одновременно. Увесистый такой камень в огород WhatsApp и Viber, с этим вроде бы не поспоришь, но не всё так просто.

Обзор Яндекс.Мессенджера: альтернатива или ещё одна бледная копия?

После установки клиент перед запуском выдаёт несколько экранов с основными особенностями приложения. После этого логично следует экран авторизации / регистрации в сервисе. И вот тут сразу стоит отметить первый, на мой взгляд, недостаток Яндекс.Мессенджера с позиции обычного пользователя. Для входа в сервис нужен логин и пароль учётной записи Яндекса. Само собой, это выгодно для самой компании и весьма удобно тем, кто пользуется её продуктами — почтой, поиском, подпиской, заказывает товары, попутно обсуждая цены на молоко в чате подъезда, прокладывает маршруты в картах, наконец. Но всё же, почему бы не сделать регистрацию по номеру телефона?

Репрезентативность выборки формата «а вот у меня и многих моих друзей нет такой учётки» сомнительна, но лично я бы предпочёл более нейтральный и не привязывающий к сервисам компании способ регистрации. Найдётся изрядное число имеющих ту или иную привязку к сервисам российской «корпорации добра», но есть и немаленькая группа пользователей, которым совсем ни к чему ещё одна учётная запись. Номер телефона есть у каждого, в отличие от аккаунта в Яндексе. Например, на время написания текста среди примерно из 500 контактов в телефоне буквально единицы пользуются мессенджером, некоторые отображаются как «был(а) недавно в сети», но на деле это был вход в поиск или другой сервис.

«Мы создали свой мессенджер, со Speechkit и кроссплатформенностью..»

Вернёмся к приложению. После авторизации приложение запрашивает разрешение для доступа к контактам и уведомлениям и только после этих стандартных шагов пользователь попадает на рабочий стол. Тут всё довольно просто: иконка клиента, под ней — предложение создать чат с близкими, ещё ниже — список популярных каналов, которые рекомендуются для подписки. Причем интересы пользователя не учитываются и неясны принципы подбора каналов. Благо в настройках есть опция по отключению этих пунктов, после которых приложение обретает более приемлемый вид. Странно, но такой опции нет в веб-интерфейсе Яндекс.Мессенджера. А как же бесшовность?

Обзор Яндекс.Мессенджера: альтернатива или ещё одна бледная копия?

Как можно видеть на скриншотах, сами чаты мало чем отличаются от таковых в других популярных мессенджерах. Для чатов доступен поиск по тексту, если нужно найти конкретное сообщение. Хэштеги мессенджер не поддерживает. Не сказать, что широко востребованная функциональность, но где же гибкость и универсальность? В меню чата можно просмотреть информацию о контакте, заблокировать уведомления или сообщения от него, вставить в чат файл, смайлик, стикер, а также — голосовое сообщение.  

На этом моменте стоит остановиться отдельно: наверно, самой значимой функциональной особенностью мессенджера является автоматический перевод голосовых сообщений в текст, за который отвечает знакомая по голосовому ассистенту компании технология Speechkit. В итоге в чате отобразится и голосовое сообщение, и его текстовая версия. Точность расшифровки текста зависит от дикции говорящего и уровня шума вокруг, на деле ошибок не так много, 90% слов распознаются правильно, даже корректно проставляются знаки препинания.

Выглядит довольно любопытно, особенно учитывая негативное отношение отдельных пользователей к голосовым сообщениям. Но и тут не обошлось без непонятных моментов: почему-то эти записи сохраняются во всех версиях клиента, кроме приложения для ПК.

Отметим несколько полезных возможностей, доступных при использовании мессенджера:

  • Неограниченный объём передаваемых файлов.
  • «Сохранённые сообщения» — отправка сообщений, файлов, ссылок и других важных объектов в чат с самим собой для последующего возвращения к ним.
  • Редактирование сообщений: можно исправить любые сообщения, судя по всему — без срока давности.
  • Скрытие уведомлений / блокировка контакта или канала.
  • Групповые чаты без ограничения по количеству участников.
  • Аудио- и видеозвонки: приличное качество видео, хорошая слышимость, лаконичный интерфейс.
  • Чтение и ведение информационных или развлекательных каналов. Хорошая опция, но возникает вопрос в качестве модерации контента.
  • Наборы стикеров.
  • Спасибо, что бесплатный и без рекламы.
Обзор Яндекс.Мессенджера: альтернатива или ещё одна бледная копия?

Сразу скажу, что я являюсь давним адептом Telegram, с момента моего обзора ещё тогда малоизвестного мессенджера прошло аж 7 лет и с тех пор клиент постоянно присутствовал на всех моих устройствах, со временем вытеснив Viber, на очереди WhatsApp. И само собой невольно я сравнивал эти продукты. В процессе использования Яндекс.Мессенджера я выявил для себя ряд моментов, которые, на мой взгляд, требуют доработки или же обращают на себя внимание и заставляют задуматься. Прежде всего, меня, как любителя настраивать всё под свои нужды, озадачил скудный набор настроек, которые по большей части определяют характер работы с уведомлениями. Стоит проработать следующие аспекты:

  • Персонализация внешнего вида приложения. Кроме отключения предлагаемых чатов и каналов, её фактически нет. Аватар пользователя настраивается в настройках учётной записи почты, а не в самом приложении. И где тёмная тема? Несерьёзно.
  • В учётной записи настраивается и двухфакторная аутентификация в приложении. Предлагается генерация одноразовых кодов на вход в дополнительном приложении Яндекс.Ключ: перешел, скопировал, перешёл, вставил, что крайне быстро начинает надоедать. И это при повсеместном использовании отпечатков пальцев или хотя бы пароля на вход.
  • Ещё один момент с приватностью: если нужно отойти от ПК, где запущен клиент мессенджера, то нет возможности заблокировать его, дабы скрыть свою переписку от чужих глаз. Даже если закрыть все чаты, то любой может подойти к компьютеру и зайти на адрес вида yandex.ru/chats или же просто открыть приложение. Защита на авторизацию есть, а защиты от несанкционированного локального просмотра нет.
  • Дополнительная защита соединения. Понятно, что разработчики уверяют нас в безопасности наших данных, но рейтинг Яндекса в контексте защиты приватности явно не столь высок, как того бы хотелось компании. Настройки прокси как минимум не помешают.
  • Видеосообщения не предусмотрены, они бы придали чатам интерактивности.
  • Ссылки для приглашения в тот или иной канал выглядят, прямо скажем, не слишком красиво, нужно сокращать. Тем не менее, добавляйтесь в канал «Код Дурова» в Яндекс.Мессенджере.
  • Если со временем набрать определённое количество друзей и подписок на каналы, то в чатах будет твориться хаос, было бы логично разделить личное общение и информационные каналы хотя бы на вкладки. Или нужно клонировать приложение и регистрировать ещё одну почту? Звучит не очень.
  • Полноценная бесшовность, чтобы возможности чата не отличались между версиями клиента. Не помешала бы отдельная страничка со всеми версиями приложений. Текущая отсылка на AppStore и Google Play — это хорошо, но недостаточно. За кроссплатформенность пятёрка, но нужно чуть-чуть доработать.
Обзор Яндекс.Мессенджера: альтернатива или ещё одна бледная копия?

На правильном пути, но есть нюансы

Эмоции от нового мессенджера смешанные, есть отдельные положительные моменты, но хватает и того, что можно и нужно менять. За всё время тестирования меня не покидало ощущение, что я пользуюсь не отдельно стоящим продуктом, а какой-то обрезанной по функциональности частью экосистемы, только в рамках которой мне доступны скудные настройки, а всё остальное контролируется компанией-разработчиком. Наверно, я слишком избалован Telegram, не исключаю этого момента.

Также, я пытался для себя понять примерные доводы в пользу использования Яндекс.Мессенджера со стороны пользователя, который ещё ни разу не пользовался этим сервисом. Одной из причин может стать глубокая интеграция с сервисами Яндекса, которые определённо популярны среди широких групп населения, но не поголовно у всех. Так что здесь может быть как и положительный момент, так и нейтральный с вероятным негативным уклоном, не все любят, когда их затягивают в экосистему. На мой взгляд, пока что это единственный адекватный повод начать пользоваться новым мессенджером, особенно если уже есть аккаунты в других аналогичных клиентах. Речь именно об использовании, а не «поставил, проверил, удалил».

Очевидно, что впереди у сервиса большой путь развития и доработки, хочется пожелать разработчикам быть смелее и активнее продвигать на самом деле актуальные для пользователя особенности, как функциональные, так и эстетические. А там недалеко и до системной интеграции в Яндекс.Телефон 2.0, чем Джобс не шутит.

Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»

Важные новости коротко — от GigaChat Max 
1-bg-изображение-0
img-content-1-изображение-0

GigaChat Max: коротко о главном

Как изменился Код Дурова вместе с GigaChat Max?

Узнай о всех возможностях в FAQ-статье 
У складного iPhone будет Touch ID вместо Face ID

GigaChat Max: коротко о главном

У складного iPhone будет Touch ID вместо Face ID

Полная версия 
iOS 26 разрешит iPhone 16 заряжаться быстрее от сторонних беспроводных зарядок

GigaChat Max: коротко о главном

iOS 26 разрешит iPhone 16 заряжаться быстрее от сторонних беспроводных зарядок

Полная версия 

Реализовано через GigaChat Max 

Сейчас читают
Карьера
Блоги 401
OTP Bank
X5 Tech
Газпромбанк
билайн
МТС
Сбер
Т-Банк
Яндекс Практикум
Ozon Tech
Циан

Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
и тем, что мы используем cookie-файлы