Если неверно выбрать способ управления проектом, это может растянуть сроки, раздуть бюджет и привести к недопониманию между заказчиком и командой.
В статье рассмотрим особенности популярных методов и объясним, как выбрать подходящий в зависимости от особенностей проекта.
Стандарт PMI
PMI (Project Management Institute) — это классический метод управления, который позволяет выполнить запрос клиента в точный срок, в рамках выделенного бюджета и с понятным запланированным продуктом. Главную роль в этом методе управления играет руководитель. Он фиксирует ограничения, создаёт план работы, распределяет обязанности и контролирует выполнение задач.
Работа над проектом в PMI — это линейный и конечный процесс. Он начинается с подготовки и заканчивается, когда продукт готов.
Преимущества:
- Все требования оговариваются и фиксируются на старте. В ходе работы изменения не вносятся.
- Ничего не надо придумывать. Стандарт PMI включает перечень готовых процессов, которые всего лишь нужно адаптировать под свой проект.
- Предсказуемость результата. Контроль промежуточных задач позволяет избежать серьёзных недочётов в финале.
Недостатки:
- Отсутствие гибкости. Если изменились условия или цели, проект придётся перезапускать с нуля. Для этого нужно будет заново пройтись по всем этапам: сформировать новый устав, определить требования и ограничения.
- Большое количество процессов. Их сложно адаптировать для маленьких проектов, они будут утяжелять и замедлять работу.
Метод подойдёт, если:
- Заинтересованные лица чётко понимают, что они должны получить в результате.
- Характеристики конечного продукта прописаны максимально подробно.
- У проекта есть жёсткие требования по дедлайну, финансам, содержанию продукта.
Scrum
Суть метода заключается в командном подходе и распределении обязанностей между исполнителями. Работа над проектом делится на спринты — отрезки времени длительностью от недели до месяца. Во время каждого спринта исполнители выполняют задачи, которые помогают протестировать гипотезы, улучшить продукт в процессе разработки и приблизить проект к удачному завершению.
Спринты устроены циклически. Если не получается что-то реализовать, их можно повторять сколько угодно раз — до достижения нужного результата.
Преимущества:
- В процессе участвует заказчик, который даёт обратную связь по результатам каждого спринта. Это позволяет команде не сбиться с правильного пути. В итоге клиент получает продукт, который полностью соответствует его ожиданиям.
- Члены кросс-функциональной команды постоянно взаимодействуют: обмениваются знаниями, дополняют идеи друг друга.
- Высокая степень гибкости. Она позволяет быстро отрабатывать гипотезы, которые возникают во время работы над проектом.
Недостатки:
- Все участники должны быть «командными игроками» — они умеют брать на себя ответственность. Развивать эти качества помогает Scrum-мастер или куратор проекта, но для этого требуется немалый срок.
- Сколько денег и времени понадобится для реализации проекта, становится понятно только в процессе работы. Заказчик должен быть готов потратить больше ресурсов, чем предполагалось на старте. Максимум, что можно оценить — это затраты и содержание работы 2-3 спринтов.
Метод подойдёт, если:
- Клиент готов постоянно давать обратную связь команде по промежуточному продукту. Без фидбэка метод не имеет смысла.
- Над проектом работает опытная команда, которая чётко понимает требования и умеет расставлять приоритеты.
- Проект краткосрочный. Для больших и долгих проектов Scrum не годится. Со временем креативные идеи у исполнителей заканчиваются, продуктивность команды падает.
Kanban
Ещё один метод гибкого управления. Основная задача Kanban — сделать все рабочие задачи наглядными для команды. Для этого используют Kanban-доски, например, виртуальные. Их можно создать в специализированных сервисах типа Trello или Notion. Метод помогает отследить, чтобы рабочие процессы выполнялись в срок, а нагрузка на сотрудников была равномерной.
Простейший пример Kanban-доски. К каждой задаче можно прикреплять дедлайны и ответственных исполнителей, чтобы ничего не упустить.
Преимущества:
- На доске видно, сколько задач находится на каждом этапе. Это позволяет избежать перегруженности сотрудников. Например, разработчик ещё не закончил одну задачу, а ему уже пришла следующая. Руководитель проекта это увидит и перенаправит задачу другому члену команды.
- Метод легко адаптировать под разные проекты. Между «Запланировано» и «Готово» может быть сколько угодно колонок. Команда сама определяет, сколько их нужно для качественного выполнения работы.
- Низкий порог входа. Чтобы работать с досками, не нужно глубоко разбираться в процессах планирования.
- Отличный вариант для команд, которые работают удалённо. С цифровыми досками у сотрудников есть доступ к плану реализации проекта в любое время из любой точки планеты.
Недостатки:
- Метод не подходит для проектов с жёстким дедлайном.
- На этапе планирования задач есть риск расставить приоритеты неправильно, что негативно скажется на всей работе.
Метод подойдёт, если:
- Компания узкопрофильная. Например, это бренд-медиа, основная задача которого — вовремя выпускать материалы.
- Вы не работаете над созданием нового продукта, а выполняете повторяющиеся процессы, отдельные задачи и поручения.
Шпаргалка: выбираем подходящий метод
Если не знаете, какой метод выбрать, воспользуйтесь нашей таблицей.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»