Рассказываем про анализ данных: почему это одна из самых востребованных профессий в IT, сколько зарабатывают специалисты и с чего начать карьерный путь.
А также делимся историями Олеси Сангарёвой и Насти Бульчук, которые влюбились в аналитику, прошли курсы в Практикуме и устроились на новую работу. Олеся закончила курс «Аналитик данных плюс», а Настя — «Аналитик данных».
Чем занимается и сколько зарабатывает аналитик данных
Аналитик данных, data analyst или дата-аналитик — это специалист, который собирает и обрабатывает данные, а затем — интерпретирует их и делает выводы. Этим он помогает принимать решения в разных сферах: в бизнесе, науке, менеджменте и т. д.
Например, такой специалист может:
- анализировать бизнес-процессы;
- предсказывать поведение пользователей;
- проводить тестирование продуктов;
- предлагать перспективы развития компании.
Всё это помогает бизнесу значительно снизить риски и избежать потери ресурсов.
Почему аналитики данных нужны любому бизнесу
Любая компания собирает огромное количество данных: о клиентах, продуктах, производстве и т. д. Чтобы принимать решения, о которых мы рассказывали выше, всю эту информацию необходимо обрабатывать. Этим и занимается аналитик данных, поэтому он — незаменимый сотрудник в любой компании.
Аналитики данных особенно востребованы в крупных компаниях, например финансовых или маркетинговых. В таких компаниях ошибки, которые можно допустить, если не анализировать данные, стоят особенно дорого.
Сколько зарабатывает дата-аналитик
По данным Хабр Карьеры, медианная зарплата дата-аналитика в России — 100 000 руб. Начинающие аналитики — джуниоры — зарабатывают от 60 000 руб., а специалисты среднего и высокого уровня могут рассчитывать на зарплату до 250 000 руб. и выше.
Направления в дата-аналитике и первые шаги в профессию
В профессии аналитик данных есть много специализаций, которые отличаются сферой и задачами. При этом навыки, которые требуются для этих направлений, одинаковые. Специалистам нужны: аналитический склад ума, внимательность, усидчивость, критическое мышление, рационализм, желание учиться и осваивать новые инструменты, знание математики и продукта, умение работать в команде.
Олеся Сангарёва: Изучение аналитики — увлекательный и творческий процесс, почти сразу видно результаты своего труда. Самое главное на старте — правильно сформулировать гипотезу и верно растолковать данные, для этого пригодятся знания в математике, статистике и теории вероятностей. Но нужны не только хардскилы — им можно обучиться на курсах в Практикуме. Важно, чтобы начинающий специалист был готов самостоятельно изучать тренды в аналитике и новые инструменты.
Основные специализации:
- Маркетинговый аналитик. Анализирует поведение пользователей, даёт бизнесу рекомендации о том, как улучшать рекламные кампании и маркетинговую стратегию.
- Продуктовый аналитик. Анализирует метрики, которые связаны с продуктом, — и тем самым помогает его развивать. Например, изучает реакции клиентов на продукт, их потребности и боли.
- Финансовый аналитик. Исследует рынок, оценивает инвестиционные возможности для бизнеса, разрабатывает стратегии для управления финансами.
- Бизнес-аналитик. Собирает, анализирует и хранит данные о компании. А также проверяет гипотезы, помогает бизнесу автоматизировать процессы и принимать управленческие решения.
Настя Бульчук: Для начала нужно определиться, какое направление вам нравится. Сразу стать универсальным аналитиком не получится — у каждой специализации есть свои нюансы. Поэтому сфокусируйтесь на какой-то одной сфере, в которой вам было бы интересно работать и развиваться. Впоследствии, например в процессе обучения и после него, вы сможете выбрать другое направление — когда освоите основы.
Осознанно выбрать направление в аналитике данных можно на бесплатном курсе. Эксперты расскажут о профессиях в сфере анализа данных, об особенностях работы и о необходимых навыках, а также покажут реальные кейсы из практики.
Настя Бульчук: Очень важно в процессе обучения освоить основы аналитики. Если этого не сделать, вопросы будут копиться как снежный ком. А ещё без знания базы не получится разобраться в новых инструментах.
Истории выпускниц Практикума, которые выучились на аналитиков данных
Стать аналитиком данных можно и без технического бэкграунда. Например, Олеся до перехода в IT работала менеджером по продажам. Затем она ушла в декрет, а когда пришло время возвращаться к работе, поняла, что прошлая профессия ей больше не интересна. Хотелось чего-то нового, современного и инновационного.
Олеся Сангарёва: Я просматривала различные курсы, направления, видеоотзывы и в итоге выбрала аналитику данных. Эта профессия привлекла меня тем, что даёт возможность влиять на решения бизнеса. До обучения на курсах по аналитике я работала в продажах и к сфере IT не имела никакого отношения, разве что живой интерес.
У Насти тоже не было технического бэкграунда: больше восьми лет она работала в сфере услуг и поддержки клиентов. Ей часто приходилось менять работу из-за внешних обстоятельств: например, во время пандемии компания, в которой работала Настя, сократила большую часть сотрудников. И вот в какой-то момент Настя решила кардинально поменять сферу деятельности — и начала изучать онлайн-курсы.
Настя Бульчук: У меня есть знакомые, которые учились в Практикуме, поэтому, когда я наткнулась на их курсы, стала изучать подробнее. Мне понравилась аналитика данных, поскольку я уже была косвенно знакома с этой сферой: на предыдущих работах мне приходилось заниматься внутренней аналитикой — например, кейсами клиентов. Поэтому я решила развиваться в этой сфере дальше.
Как проходило обучение
На курсе «Аналитик данных плюс» Олесе пришлось изучать с нуля много нового, например библиотеки визуализации, основы Python, Tableau и SQL. А ещё — делать исследовательские проекты. Всё это сопровождалось регулярными онлайн-встречами с наставниками и общением с ревьюерами, которые дают обратную связь по проектам студентов.
Олеся Сангарёва: Мне было трудно, но при этом безумно интересно. Большую роль играло то, что я очень хотела в аналитику и прикладывала для этого максимум усилий. Кстати, до конца обучения дошли не все одногруппники — поэтому я особенно горжусь тем, что справилась. Ещё я очень благодарна своему ревьюеру: он не только помогал мне писать дипломный проект, но и поддерживал и вдохновлял.
Настя проходила курс «Аналитик данных», и ей тоже пришлось нелегко, поскольку она кардинально меняла сферу деятельности. Но благодаря поддержке одногруппников и наставников Настя смогла справиться с трудностями и пройти курс до конца.
Настя Бульчук: Процесс обучения выстроен комфортно: всегда есть время, чтобы сделать задания и подготовиться к занятиям. Если отстаёшь — одногруппники и куратор всегда поддержат. Также можно взять небольшой академический отпуск — если понимаешь, что нужно больше времени.
Чем сейчас занимаются выпускницы
В конце курсов в Практикуме есть Карьерный трек, на котором студенты под руководством наставников составляют резюме и портфолио. Поэтому работу Олеся нашла ещё во время обучения. Сейчас она работает в компании, которая занимается продуктовой разработкой.
Олеся: Изначально я собиралась идти на позицию аналитика данных, но мне предложили место менеджера проектов в IT. Знаний, полученных в Практикуме, было достаточно для этой позиции, поэтому я согласилась и пока буду развиваться в этом направлении.
Настя работает специалистом оптимизации поисковой выдачи в компании Alperis. Кроме прямых обязанностей аналитика — оптимизации поиска, презентации выводов, сбора данных — она также исправляет баги вместе с командой разработчиков. Большой плюс этой должности — возможность развивать коммуникативные навыки.
Настя Бульчук: Тем, кто начинает свой путь в сферу аналитики данных, я бы рекомендовала не переставать учиться: всё время появляются новые технологии, которые нужно изучать. А ещё очень рекомендую развивать нетворкинг: часто коллеги могут подсказать новые методы анализа. Всё это поможет быстро достигнуть карьерных высот.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»