Рассказываем о собственной рекомендательной системе Сбера, которую успешно применяют в офисах банка и которая помогает увеличивать продажи дополнительных услуг.
Когда применяют рекомендательную систему
Посещение банка можно разделить на 3 этапа:
- Клиент обращается в Сбер с запросом: взять кредит, оформить дебетовую карту, обменять валюту.
- Сотрудник банка выполняет запрос клиента: выдает кредит, оформляет пластиковую карту, меняет рубли на доллары.
- Сотрудник предлагает клиенту приобрести дополнительные банковские услуги.
Именно на последнем этапе используют рекомендательную систему. Она помогает отобрать те банковские услуги, которые заинтересуют клиента и которые он купит с большей вероятностью.
Зачем нужна рекомендательная система
Сложность в том, что у Сбера много продуктов, в т.ч. продукты партнеров — СберДиск, СберЗвук, СберЗдоровье и т.д. Рассказать клиенту обо всех продуктах не получится: на это уйдет слишком много времени, да и не все они нужны конкретному клиенту.
Также нужно учитывать, что после каждого нерелевантного предложения интерес у человека падает. Несколько неинтересных предложений — и клиент думает уже не о выгоде, а о том, как побыстрее попрощаться с менеджером и уйти.
Поэтому клиентам и нужно предлагать персонализированные рекомендации. Это бизнес-задача, которую должна решить рекомендательная система. Пользователю откликается продукт — он покупает — банк получает доход.
Как спрогнозировать, что именно заинтересует клиента
Чтобы обучить рекомендательную систему подбирать максимально релевантные продукты, мы пользуемся такой формулой: Вероятность покупки × Доход от продажи продукта = Ожидаемый доход от каждого продукта.
Формула решает сразу две задачи:
- Показывает, какой доход банк получит от продажи конкретного продукта.
- Помогает отсортировать продукты по потенциальному доходу и определить топ предложений для каждого клиента.
Спрогнозировать интерес к дополнительным услугам можно с помощью базовых данных о клиенте. Их мы получаем после того, как человек обратился в банк:
- Кто наш клиент?
- В какой офис он пришел?
- Какой сотрудник его обслуживал?
- Сколько времени человек провел в очереди?
Кроме того, есть 3 стадии системы, которые позволяют определить вероятность покупки.
Offline. Это стандартный подход в банковской сфере. Ретроданные получают после визита клиента в офис банка, на их основе строятся прогнозные модели.
Online. В прогнозе учитывают данные о менеджере, который продает допуслуги. Однако хранить данные по каждой паре клиент-сотрудник нецелесообразно. У Сбера 100 млн клиентов, несколько десятков тысяч сотрудников и более 30 продуктов — получается огромная матрица, хранить которую невозможно.
Real-time. Для прогноза мы учитываем сведения, полученные в момент визита клиента. Например, сколько времени человек провел в очереди, сколько клиентов отпустил сотрудник за день и т.д.
Что влияет на точность прогноза
На точность прогноза влияют две переменные: новая информация и актуальность данных. Рассмотрим следующую матрицу:
Baseline нашей модели составляет 39 п.п. Джини. Если мы актуализируем данные по клиенту до real-time, увидим прирост +3 п.п. А если добавить данные по сотруднику, прирост составит +13 п.п. Общий прирост со всеми доступными данными в real-time составляет +15 п.п. или +38% от baseline.
На матрице ниже видим, что в offline модель вошло 12 признаков клиента, а в итоговую real-time модель добавилось еще 7 признаков. Самый точный прогноз получился, когда мы учли признаки по сотруднику — его способность продавать продукт конкретного типа, а также общую эффективность менеджера в продажах. Т.е. вероятность продажи зависит от того, насколько хорошо сотрудник донесет до клиента выгоду от покупки.
Что в итоге
Рекомендательная система Сбера позволяет делать точные прогнозы относительно того, какие предложения заинтересуют конкретных клиентов. Это стало возможным благодаря комплексному подходу: система учитывает контекст визита и актуальный срез данных. На практике это означает, что растут как удовлетворенность клиента, так и прибыль банка.
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»