От менеджера до лидера: какие навыки нужны для управления проектами и как их развить
Менеджер проектов — одна из самых востребованных профессий в IT, но начать карьеру без определённых навыков и опыта сложно.
К счастью, все необходимые навыки можно развить. Как это сделать, рассказали Лера Фимина и Станислав Беляев — наставники на курсе Яндекс Практикума «Менеджер проектов».
Чем занимается менеджер проектов
Проектный менеджер — связующее звено между всеми, кто задействован в проекте: разработчиками и клиентами. Обязанности менеджера проектов могут отличаться в зависимости от проекта и компании. Например, в сервисных компаниях проекты организовывают «под ключ», а в продуктовых это может быть часть большого проекта.
Тем, кто начинает карьеру менеджера проектов, я бы рекомендовала идти в сервисные компании, например в стартапы или небольшие компании разработки. Там можно научиться работать над проектом с нуля, а профессиональный рост будет быстрее, чем в продуктовой компании. Кстати, в своём блоге на vc.ru я ещё подробнее рассказываю про нюансы работы менеджером проектов.
Главная цель, которая стоит перед менеджером проекта, — сделать проект вовремя и в рамках бюджета. А также создать внутри команды атмосферу, в которой всем будет удобно работать.
Итак, чем именно занимается менеджер проектов (обязанности могут отличаться в разных компаниях):
- проводит встречи с клиентами, собирает их требования и обратную связь;
- рассчитывает и планирует бюджет проекта;
- планирует проект и график работы над ним;
- настраивает процессы внутри команды;
- собирает отчёты о промежуточных и конечных результатах;
- отвечает за решения проблем в процессе работы;
- тестирует продукт на разных стадиях разработки;
- собирает аналитику по проекту.
Для того чтобы закрывать все эти задачи, менеджер проектов должен обладать определёнными навыками и компетенциями. Какими именно — сейчас расскажем.
Топ навыков, которые пригодятся начинающему менеджеру проектов
Исходя из задач, которые выполняет менеджер проектов, можно предположить, что ему понадобятся следующие навыки:
- планирование,
- работа в команде,
- формирование требований,
- постановка вопросов стейкхолдерам и команде,
- аргументация своей точки зрения,
- решение проблем,
- системное мышление,
- работа с рисками,
- тайм-менеджмент,
- понимание технологий и продукта,
- решение конфликтов,
- понимание бизнес-процессов,
- ответственность и т. д.
Развивать все перечисленные навыки лучше всего на практике — многое приходит с опытом. Можно пойти на стажировку, на роль ассистента менеджера проектов, читать книги, статьи, смотреть обучающие ролики. Также можно пройти бесплатный курс «Наставник в IT», на котором студенты учатся укреплять лидерские навыки, решать конфликты в команде и развивать софтскилы.
Начинающим специалистам обычно дают более опытного наставника. Это очень удобно: всегда есть к кому обратиться за помощью и получить ценные рекомендации. Развить необходимые навыки можно и на курсе «Менеджер проектов» в Практикуме. Под руководством опытных наставников студенты учатся организовывать команду, планировать бюджет, составлять план проекта и так далее, – Лера Фимина, наставница на курсе «Менеджер проектов».
Неочевидные навыки, которые нужны менеджеру проектов
Кроме самых явных компетенций менеджеру проектов нужны и другие. Ниже собрали неочевидные, но очень нужные навыки — и что делать, чтобы их развить.
Эмоциональный интеллект
Включает в себя стрессоустойчивость, эмпатию, умение слышать, понимать свои и чужие эмоции, адекватно реагировать на них и корректировать.
Почему навык важен: менеджеру проектов приходится много общаться с людьми: заказчиками и командой. У каждого разработчика или стейкхолдера есть эмоции, на которые в течение дня влияет большое количество разных факторов. Например, менеджер общается с разработчиком. Сначала всё ровно, специалист во всём согласен с менеджером, но через какое-то время эмоциональный фон меняется — и фокус смещается с работы. Задача менеджера — почувствовать, что специалист не в духе, и не давить на него, а, например, дать ему время с этими эмоциями справиться.
Проджекту часто приходится сталкиваться со стрессом, а в таких ситуациях управлять своими эмоциями особенно трудно. Например, он испытывает стресс во время сложных переговоров с заказчиком и хочет поскорее эти переговоры закончить. Но тогда он рискует согласиться на менее выгодные условия. Поэтому так важно уметь себя контролировать и понимать, как именно принимается решение — под воздействием эмоций или логики.
Как развить навык: для начала стоит разобраться с тем, что вообще такое эмоциональный интеллект и из чего он состоит. Отличный способ его развить — записывать собственные эмоции. Таким образом можно научиться распознавать их в нужный момент, а также понимать причины, которыми эти эмоции были вызваны.
Мне в своё время очень помог подкаст Podlodka про осознанность. Здесь есть ответы на вопросы: что такое обида, страх, злость? И так далее. Также рекомендую книгу Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», – Станислав Беляев, наставник на курсе «Менеджер проектов».
Фасилитация
В контексте работы менеджера проектов фасилитация — это организация работы и общения в команде, а также проведение встреч таким образом, чтобы они были полезными для всех участников.
Почему навык важен: менеджер проектов постоянно проводит встречи, брейнштормы и ретроспективы с командой. Навык фасилитации помогает подготовить участников встречи к работе и направить энергию команды в нужное направление.
Как развить навык: лучше всего делать это на практике — регулярно собирать команду, вовлекать участников в дискуссию, предлагать всем высказаться и обязательно фиксировать итоги встречи. В этом поможет книга М. Вилкинсона «Секреты фасилитации. SMART-руководство по работе с группами». Автор приводит большое количество историй, кейсов и рекомендаций о том, как работать с командой. Все эти идеи можно интегрировать в работу менеджера проектов на повседневной основе.
Ораторское искусство
Это умение говорить так, чтобы вас слышали. А также — держать внимание аудитории, например представителей встречи, и делать так, чтобы слушателям не стало скучно.
Почему навык важен: менеджеру проектов крайне важно уметь доносить мысли. С помощью ораторского искусства можно мотивировать команду и убеждать клиентов. Через тон речи команда понимает, насколько менеджер уверен в себе и своих словах.
Как развить навык: самое очевидное — практиковать, не избегать возможности выступить перед аудиторией. Можно записывать свой голос на аудио и переслушивать его: как он звучит, насколько чувствуется уверенность, какой тон. Так можно понять, что нужно изменить в речи.
Чтение — также отличный способ развить ораторские способности. Так человек расширяет словарный запас, чувствует себя увереннее и начинает говорить языком эксперта, которого приятно слушать, – Станислав Беляев, наставник на курсе «Менеджер проектов».
Изучение социологии и психологии
Это скорее не навык, а область знаний, которую очень полезно изучить менеджеру проектов.
Почему навык важен: понимание поведения людей, их психологии и поступков, — ключ к успешному управлению. Менеджеру проектов часто приходится нанимать людей в команду, и если он разбирается в психологии, то будет подбирать сотрудников с похожим психотипом, с которыми будет комфортно работать. Понимание психологии также помогает вовремя выявлять конфликты внутри команды и вовремя их разрешать.
Как развить навык: например, стоит ознакомиться с моделью Такмена, которая описывает этапы развития команды и позволяет определить её психотип. Также много полезной информации можно найти в книге Р. М. Белбина «Типы ролей в командах менеджеров» — автор рассказывает, как собрать эффективную команду и грамотно распределить в ней роли.
Рекомендую применять все полученные знания на практике: пробовать применять к команде разные модели и анализировать, насколько команда эффективна. А ещё больше полезной информации об управлении проектами и командой можно найти в моей рассылке, – Станислав Беляев, наставник на курсе «Менеджер проектов».
Другие полезные материалы:
- Блог Леры Фиминой «Заметки проджекта»;
- Подкаст Podlodka про осознанность;
- Книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ»;
- Книга М. Вилкинсона «Секреты фасилитации. SMART-руководство по работе с группами»;
- Книга Р. М. Белбина «Типы ролей в командах менеджеров»;
- Статья про Модель Такмена;
- Рассылка Станислава Беляева для менеджеров проектов;
- Бесплатный курс Практикума «Наставник в IT»
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»