Дмитрий Рогозин: США должны быть благодарны Роскосмосу, но ничего, кроме насмешек в наш адрес, мы не услышали
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»
Успешный запуск космического корабля Crew Dragon с астронавтами на борту сделал SpaceX первой частной компанией в мире, отправившей людей в космос. «Батут работает» заявил Илон Маск на пресс-коференции, припомнив шутку Дмитрия Рогозина:
Представитель американского космического агентства Стефани Ширхольц заявила Forbes, что Россия будет вынуждена использовать корабли компании Илона Маска для доставки космонавтов на Международную космическую станцию. В ответ на это Дмитрий Рогозин в российском издании журнала Forbes оставил подробный комментарий о текущем положении дел в освоении космоса и об отношениях между Россией и США в этом вопросе. Представляем вашему вниманию основные тезисы главы Роскосмоса.
NASA спонсировала SpaceX
В 2011 году была закрыта программа полётов американских пилотируемых кораблей к МКС из-за крайней дороговизны и «непростительной аварийности». В результате этого, США осталась без собственной транспортной космической системы. NASA принялась судорожно искать решение возникшей проблемы и выделила колоссальные средства на создание сразу трёх пилотируемых кораблей, а заказ был распределен между несколькими компаниями – Lockheed Martin (лунный корабль Orion), SpaceX (Crew Dragon) и Boeing (Starliner).
Таким образом, что компания Илона Маска безвозмездно получила в своё распоряжение построенный государством космодром, научно-технический задел и лучшие инженерные кадры, а также бюджетные средства на создание своего корабля. Дмитрий Рогозин утверждает, что Илон Маск строил корабли не на свои кровные, а за счёт средств американских налогоплательщиков. Таким образом, SpaceX не более частная фирма, чем Boeing, а её связи с Пентагоном — не менее тесные.
Соединённые Штаты должны быть благодарны Роскосмосу за предоставленный шанс сохранения полётов в космос
Американцы все эти 9 лет полностью зависели от надежности российского пилотируемого корабля «Союз МС» при доставке своих экипажей на МКС. Роскосмос полностью и качественно выполнил все свои обязательства перед партнёрами, как американскими, так и из других стран. Деньги, полученные таким образом, были честно заработаны. Как отмечает Дмитрий Рогозин, на российскую космонавтику легла большая ответственность перед всем миром за сохранение Международной космической станции и доставку на её борт международных экипажей:
Так же, как картины Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана не имеют цены, поскольку уникальны и являются достоянием человечества, так и предоставленный Роскосмосом американцам шанс сохранить полётную возможность для доставки астронавтов на космическую станцию бесценен
В связи с этим, заявления не только диванных экспертов, но и официальных представителей NASA, таких как госпожа Стефани Ширхольц выглядят крайне неуместно. Напомним, она сообщила, что цена кресла в Crew Dragon составляет $55 млн, в то время как на «Союзе» – более $90 млн, в связи с чем она логически сообразила, что теперь русским придётся летать к МКС только на американских кораблях.
Когда же нашим партнерам все-таки удалось провести успешное испытание своего корабля, ничего, кроме шуток и насмешек в наш адрес, мы не услышали
Но глава Роскосмоса считает, что американские коллеги, запутались в цифрах и зря злорадствуют. Во-первых, новые американские корабли тяжелее «Союза» более чем в два раза, но имеют лишь одно дополнительное кресло. Поэтому и себестоимость российских пусков значительно ниже американских. Во-вторых, в NASA перепутали себестоимость пуска и цену пусковой услуги, которая формируется рыночным образом. Таким образом, несмотря на все заявления, корабль «Союз МС» в связке с ракетой «Союз-2.1а» до сих пор остается вне конкуренции.
Дмитрий Рогозин заключил, что США — очень большая страна, которая должна быть великодушной и благородной, и посетовал, что никаких слов благодарности или профессионального благородного отклика со стороны американцев в Роскосмосе так и не получили, хотя вполне могли на это рассчитывать.
Несмотря на наличие проблем, Россия останется первой в гонке за космос
30 мая Илон Маск испортил настроение прежде всего своим соотечественникам из компании Boeing, опередив их с началом лётных испытаний.
Это их война, а не наша.
«Союз МС» заслужил репутацию самого надежного космического корабля в мире, имеющий 173 успешных полета, а ракета «Союз» в своих различных модификациях летала больше 1900 раз. Такая уникальная статистика – золотая визитная карточка российского космоса. Рогозин искренне желает удачи американским инженерам, чтобы заслужить такую же репутацию.
Он сравнил «Союз» с автоматом Калашникова, имея в виду его надёжность и безотказность. Задуманный и созданный Сергеем Павловичем Королёвым для покорения Луны, он ещё послужит мировой космонавтике даже после того, как начнёт летать новый российский корабль «Орёл».
Глава Роскосмоса признал наличие проблем в его ведомстве, а самой опасной посчитал поколенческие разрывы, ведь технологии живут ровно столько, сколько живут их создатели, а при отсутствии достойных учеников, имеющих успешный опыт в создании ракетно-космической техники — «считай, дело дрянь». Рогозин сообщил о потере времени в 90-х, когда каждый стремился урвать кусок послаще. А работа по созданию новой ракеты «Ангара» на принципе использования универсальных модулей шла вяло не только из-за того, что деньги на неё практически не выделялись, но не видно было и страстного желания двигать эту работу вперёд.
Дмитрий Рогозин подверг критике утверждение, что Роскосмос вместо ракет строит себе офис. За счёт средств, выделенных Москвой, к 2022 году будет завершено строительство комплекса зданий Национального космического центра, в котором будет современный, оборудованный «по последнему слову техники» инженерный центр российских ракетчиков, чтобы создать все необходимые условия для их работы.
Задачи, которые необходимо решить уже в ближайшее время
Глава Роскосмоса намерен кардинально изменить ситуацию в отрасли. Для победы над конкурентами и укрепления экспансии России в космосе он поставил перед собой сразу несколько задач:
- Двинуть вперёд новые разработки, такие как тяжелая экологичная «Ангара», которая выйдет на замену «Протона», двухступенчатая ракета полутяжелого класса «Союз-5», и, конечно, новый пилотируемый многоразовый корабль «Орёл», разработка которого, наконец, сдвинулась с мёртвой точки.
- Создать на российской территории универсальный космодром, откуда будут выводиться все названные выше космические средства, а также «реабилитировать» Восточный и продолжить строительство на нём новой наземной космической инфраструктуры. Рогозин намерен выполнить это в срок и качественно, без тех публичных потрясений, которые сопровождали работу военно-строительных управлений.
- Подготовить все необходимые условия для современного и соразмерного задачам производства. С советских времен осталось во многом переразмеренное хозяйство, которое нужно содержать, поэтому необходимо радикально сократить издержки и непроизводственный избыточный персонал.
- Приступить уже в самое ближайшее время к практической реализации планов по созданию профильных холдингов. Их будет четыре – по ракетостроению, по спутникостроению, по наземной космической инфраструктуре и по науке, сохраняя при этом дух конкуренции между ними в борьбе за новые работы.
Резюмируя свой комментарий, Дмитрий Рогозин признал, что такое колоссальное количество задач необходимо решить за очень короткий отрезок времени, но он абсолютно уверен в успехе, поскольку верит профессионализм своих людей и во всю команду Роскосмоса в целом.