Ничего публичного, только бизнес: как развивать стартап внутри компании
Ничего публичного, только бизнес: как развивать стартап внутри компании

Ничего публичного, только бизнес: как развивать стартап внутри компании

28 июня, 20225 минут на чтение
Подписывайтесь на [Код // Дурова] в Telegram. У нас уже 190 000 подписчиков[Код // Дурова] в Telegram

Бытует мнение, что стартап — это что-то небольшое, развивающееся, как правило, энтузиастами обособленно и без крупного финансирования на старте.

Узнать о вакансиях в билайн

История знает массу примеров, когда из небольшого стартапа вырастал огромный бизнес (например, Amazon) или фаундеры (так называют создателей стартапов) продавали свое детище крупной корпорации. Но немногие знают, что в последнее время стало весьма популярно взращивать стартапы непосредственно внутри компании предоставлять начинающим предпринимателям возможности для роста, финансирование и поддержку.

Результатом такой стратегии топ-менеджмент, как правило, видит создание правильных с точки зрения клиента сервисов, а также возможность расширить продуктовый портфель.

В этом материале мы разберем, как работает такой подход к ведению бизнеса, насколько он оправдан, эффективен и как развиваться предпринимателям в условиях корпоративной культуры. Развеем несколько мифов о стартапах и дадим несколько советов будущим фаундерам, которые, надеемся, позволят избежать ошибок на старте.

Три мифа о стартапах

Начнем, пожалуй, с развенчивания мифов, которые зачастую сдерживают многих людей, желающих создать свой бизнес.  

1. Чтобы создать стартап, нужно быть супергероем

Некоторые начинающие предприниматели на этапе зарождения идеи для создания своего бизнеса полагают, что фаундер должен обладать нестандартным мышлением с рождения, быть выдающимся руководителем, суперпереговорщиком, уметь «кодить» со школьной скамьи, то есть сильно отличаться от толпы. Но как показывает практика, успешный стартап может организовать обычный офисный работник, строящий свою карьеру в разных корпорациях, и ничего, кроме работы «на дядю», не практиковавший.

2. Для реализации идеи нужно много денег

Второй миф, как следует из названия, гласит, что для создания стартапа нужно иметь мешок с деньгами, либо инвестора, который позволит нанять команду, снять офис, где молодые предприниматели с горящими глазами будут обсуждать идеи и тратить на эксперименты безумные средства. Нет. Чтобы стартануть свой бизнес, порой достаточно в среднем около миллиона рублей, несколько программистов, которые сделают MVP (Minimum Viable Product), и пару месяцев в запасе.

3. Создав стартап, вы будете наслаждаться и руководить процессом

Третий миф заключается в том, что фаундер, основав стартап и назначив ответственных исполнителей, которые делают всю работу, просто пожинает плоды, ходит на званые вечера, как генератор идеи, и презентует всем свое детище. Но реальность такова, что в самом начале нужно очень много делать самому, вникать во все процессы, включая налоги, бухгалтерию, юридические аспекты, маркетинг и так далее. Хорошая новость в том, что подобная работа дает огромный опыт и вектор для собственного развития и роста.

Конечно, подводных камней и мифов, с которыми придется столкнуться начинающим предпринимателям, гораздо больше, но, надеемся, что уже как минимум несколько дочитавших до этого места будущих фаундеров немного скорректировали свою «дорожную карту».

Стартап внутри компании. Плюсы и минусы.

Теперь, когда мы немного развеяли иллюзии, которые могут возникнуть у тех, кто задумал создать свой бизнес, перейдем непосредственно к основной теме материала расскажем о том, как живется стартапам внутри крупной компании.

Для того чтобы не быть голословными, мы решили обратиться к коллегам из билайна, которые в настоящее время активно работают в направлении развития и поиска интересных стартапов. Владелец продукта Sharim Дмитрий Грицев, который как раз развивается внутри билайна, поделился своим мнением о том, каково быть фаундером стартапа внутри крупной компании.

Запуск нового продукта «под крылом» корпорации – это круто, но не волшебная таблетка от всех бед стартапа.

Три ключевых плюса:

  1. Есть лид-инвестор. Если твой продукт комплементарен задачам и вектору развития материнской компании, то главный интересант и инвестор уже есть на 90%. Однако «продавать» свой продукт все равно нужно – он должен быть «вкусным» идейно и финансово.
  2. Помощь ресурсами компании для запуска MVP. Порой продукту для старта нужен не столько капитал, сколько доступ к «телу» клиентской базы, к технологиям и инфраструктуре, чтобы быстро запустить MVP, обрасти своими первыми клиентами, заказами и двигаться дальше на рынке.
  3. Большое имя – это чит-код. Работая в связке с большим трастовым брендом, можно открыть такие двери, от которых обычный стартап может только «поцеловать» замочную скважину. И это может стать конкурентным преимуществом продукта. Конечно, многое будет зависеть от ситуации на рынке и доверия аудитории к этому бренду, но для старта поддержка большой компании очень ценна.

Важный минус – это внутренние процессы. В больших компаниях из-за соблюдения регламентов некоторые процессы дольше, чем хотелось бы. С этим просто нужно научиться работать.

Крутая идея – хорошо, но мало.

Фаундеру необходимо уметь самостоятельно пройти обязательные шаги создания нового продукта:

  • Оценить выбранный рынок и его перспективы
  • Понять, кто ваш клиент, что у него «болит», и как продукт может решить эту клиентскую боль
  • Посчитать юнит-экономику, PnL продукта
  • Если и неполноценно программировать, то в ноукод формате собрать необходимые технические части продукта
  • Запустить трафик
  • Пообщаться с первыми клиентами
  • Превратить идею в первый результат и презентовать его инвестору
Здорово, если продукт – логичное продолжение ваших главных скилов. Это еще один плюс для старта.

Чего ждут от стартапов внутри компании?

Продолжая тему предпринимательства внутри компании, приведем пример пожеланий или, скорее, критериев, которые сегодня предъявляет фаундерам компания билайн. Директор по инновациям билайна Николай Евченко рассказал «Коду Дурова», что целью компании является расширение портфолио решений за пределами телекома, и билайн намерен в течение 3 лет как минимум 3 стартапа вырастить в отдельные новые бизнесы. Масштабы, по словам Николая, это миллионная клиентская аудитория или миллиардная выручка.

На заметку начинающим стартаперам билайн ищет бизнес с потенциалом, который усилит уже имеющиеся его компетенции в следующих областях:

Рынки, синергетичные текущему бизнесу билайн (рекламные и маркетинговые технологии, сервисы идентификации, облачная ИТ-инфраструктура, сервисы кибербезопасности, а также новые цифровые B2B продукты).

Аналоги наиболее востребованных продуктов, которые могут заменить уходящие с рынка западные сервисы.

B2C продукты с потенциалом к регулярному использованию и подписочной бизнес-моделью (транзакционные финансовые продукты, решения для онлайн-образования, сервисы для путешествий, ментального здоровья, e-commerce и другие).

При принятии инвестиционных решений в билайне считают хорошим продукт, который будет закрывать какую-то конкретную потребность (боль) клиента, и где именно клиент ставится во главу угла. Для получения инвестиций от билайна фаундеру необходимо защитить свой продукт перед венчурным комитетом.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивать стартап внутри компании, в целом, довольно удобно и выгодно со многих точек зрения. Конкуренция, особенно в нынешнее турбулентное время, будет весьма высокой, но для тех, кто давно вынашивает в голове идею создать стартап, сейчас самое время.

Советы начинающим предпринимателям

В самом начале мы обещали дать несколько советов начинающим предпринимателям. Записывайте.

1. Честно ответьте себе на вопрос: «Оно мне надо?» Задумались? Значит, не надо.

2. Проверьте, насколько сильно на вас влияют негативные события в жизни или на работе. Если больше 2 дней, то, скорее всего, стартапы не ваше.

3. Если по 1 и 2 пунктам проходите, то обсуждайте свою идею со многими людьми, не боясь, что ее украдут. Так вы сможете понять сильные и слабые стороны своего будущего бизнеса.

4. Проводите максимум экспериментов, не боясь ошибок. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

5. Продавайте продукт до того, как начинаете инвестировать в него.

6. Собирайте команду из людей с комплементарными компетенциями

7. Не пытайтесь создать второй Amazon, который через 2 года займет весь рынок

8. Лучшие показатели успешности стартапа довольные клиенты и растущие метрики

28 июня, 2022
Подписывайтесь на [Код // Дурова] в Telegram. У нас уже 190 000 подписчиков[Код // Дурова] в Telegram
Комментарии