Сегодня стало известно, что компания «МаксимаТелеком» начала открытое тестирование закрытой сети Wi-Fi в Московском метро, которая создана специально для тех, кто опасается утечки своих данных. Технология, которую хотят применить, называется HotSpot 2.0, её главное преимущество в усиленном шифровании трафика — от устройства абонента до хот-спота.

Новинка поможет пользователям отличать реальную сеть от фальшивой — в 2015 году пассажиры метро столкнулись с фальшивой Wi-Fi сетью, при подключении к которой они видели угрозы, отправителями которых указывалась группировка «Исламское государство», которая запрещена в России и ряде стран мира. HotSpot 2.0 защищает трафик пользователей от перехвата злоумышленниками, предотвращая тем самым кражу данных.

Чтобы воспользоваться новой сетью, пользователю необходимо установить доверенный профиль на iOS-устройство и далее подключиться к сети MT (предыдущая сеть называлась MT_Free). Для пользователей Android-устройств новинка будет доступна позднее.

Скриншот: vc.ru

Интернет в Московском метро — довольно интересная инновация, которая помогает скоротать время в дороге и оставаться на связи хотя бы виртуально. В тестовом режиме она работала с 2012 года, а с конца 2014 года все линии метрополитена были покрыты бесплатным Wi-Fi. Как Москве удалось сделать такой технологический прорыв — в нашем материале (спойлер: это было непросто).

Wi-Fi в метро. Первые попытки

В сентябре 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин в эфире радио «Вести FM» говорил про свои достижения, к которым он отнёс Wi-Fi в некоторых московских автобусах. Тогда градоначальник сказал: «Не за горами появится и в метро». В то время в мэрии заявляли, что доступ будет бесплатным, но с ограничениями.

В марте 2012 года при поддержке Правительства Москвы МТС запустили пилотный проект беспроводного интернета в метро, который работал вплоть до осени того же года. Осенью проект признали успешным, поэтому было решено привлекать операторов крупнейших Wi-Fi точек в городе для покрытия всего метрополитена.

В октябре 2012 года СМИ писали, что московская мэрия планирует объявить конкурс на прокладку линий для оборудования будущих беспроводных сетей. Заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Лискутов тогда говорил, что московские власти обеспечат операторам условия для прокладки кабелей в тоннелях метро, а сами операторы должны будут поставить вышки.

В июле 2013 года «Ведомости» писали, что крупнейшие операторы за месяц конкурса так и не согласились на предложенные мэрией условия. МТС, «Вымпелком» и «Ростелеком» тогда объясняли, что участие в этом проекте им экономически невыгодно. Этот провалившийся конкурс был уже третьим по счёту. Лискутов говорил, что на создание «нормальной связи» понадобится около 2 млрд рублей (однако по другим расчётам на это требовалось около 7 млрд рублей) — вкладывать эти деньги должен был оператор. Помимо этого, заместитель мэра выразил надежду, что запуск беспроводного интернета на части линий состоится уже в этом (то есть 2013-м) году.

Wi-Fi в метро. Подготовка к запуску

В июле 2013 года после многочисленных поисков московская мэрия всё же обрела желанное — оператора, который будет строить беспроводную сеть в метро. Компания «МаксимаТелеком» подала единственную заявку на конкурс, который был признан несостоявшимся. Несмотря на это, московские власти решили заключить договор с компанией, потому что другого выбора у них попросту и не было. Стоимость проекта оценена в 1,5 млрд рублей.

Стороны договорились, что «МаксимаТелеком» обеспечит подземку интернетом до конца 2013 года и получит право развивать эту инфраструктуру в течение 10 лет. Также компании в течение 58 недель (что примерно чуть больше года) нужно было обеспечить интернетом 12 линий метро, однако он будет только в вагонах поездов, но не на станциях. Одновременно к сети, заявлялось тогда, смогут подключиться 28 человек, а скорость интернета превысит 1 МБ/с. Выгода у «МаксимаТелеком» только одна — реклама, которую необходимо посмотреть перед выходом в интернет.

В марте 2014 года гражданский журналист прибыл ночью в Метрополитен, чтобы снять репортаж о том, как устанавливается оборудование на поезда. В своём репортаже он подробно описал всяческие детали и трудности, которые возникли при подготовке к запуску. В частности, на установку оборудования требовалось много времени, а время для этого было только ночью, когда метро закрывалось, но даже его не хватало для выполнения всех работ. Часть поездов снимали с линии и отправляли в депо для дальнейшей доработки. С новыми поездами пришлось повозиться — материал был либо слишком нежный, либо плотный.

На поездах старой серии создавались «плавниковые антенны». Фото: russos / Ридус.

Wi-Fi в метро. Запуск

Несмотря на все сомнения, новый оператор стал выполнять работы в срок и уже с 1 сентября 2013 года Wi-Fi стал доступен на Каховской (самой короткой) линии Московского метро. 25 декабря 2013 года Wi-Fi от «МаксимаТелеком» запустился на Кольцевой линии метро, однако пассажиры в интернете отмечали, что подключиться удаётся не всегда. Параллельно с этим к январю 2014 года Wi-Fi был доступен на 38 станциях Петербургского метрополитена.

13 февраля 2014 года Wi-Fi появился на Калининской линии Мосметро. 19 марта — на Сокольнической, где за 2 недели интернетом воспользовались более 500 тысяч человек.

Поезд Калининской линии Мосметро. Фото: russos / Ридус.

В апреле 2014 года Максим Лискутов сообщал, что интернетом в подземке пользуются уже 250 тысяч пассажиров каждый день (на тот момент пассажиропоток оценивался примерно в 8-9 млн человек в сутки), в планах было увеличить это число до 2-3 млн человек в сутки. 1 июля интернет подключили на Люблинской линии. Лискутов сообщил, что все линии будут подключаться поэтапно и конечный запуск придётся на конец года. В течение лета были подключены Замоскворецкая и Калужско-Рижская линии.

На момент октября того же года около 19% (примерно 1,5 млн в сутки) пассажиров метро пользовались Wi-Fi на оборудованных линиях. С 2 декабря 2014 года пассажиры всех линий Московского метрополитена получили доступ к бесплатному интернету через Wi-Fi от «МаксимаТелеком». Общая протяжённость сетей составила более 300 километров, а вагонов с точками доступа — более 5 тысяч.

Фото: Экспертный центр электронного государства. 

Wi-Fi в метро. Итоги

Метро расширялось, строились новые станции и новые линии, но интернет на них не появлялся. Точнее, появлялся, но не сразу после открытия. Новые объекты оставались не подключёнными в течение долгого времени.

При всех плюсах были и минусы, главный из которых, конечно же, реклама. Чтобы подключиться к сети, нужно посмотреть рекламу. Иногда бывает, что после трёх роликов страница авторизации зависает или выдаёт ошибку, в этом случае приходится её перезапускать и смотреть три рекламных ролика заново. Кстати, иногда между роликами пробегают какие-то фразочки, например: «В Нью-Йоркском метро нет рекламы. И интернета» (на самом деле есть).

Другой минус — если вы едете долго, почти наверняка сеть отключится по пути, и вам нужно будет заново авторизовываться. Авторизация, к слову, происходит с помощью мобильного телефона, который, в свою очередь, на кого-то зарегистрирован. Так что в каком-то смысле вход в сеть осуществляется по паспорту.

Страница авторизации. Фото: mos.ru

В октябре 2015 года в США прошёл конкурс Wi-Fi Industry Awards 2015, в котором Wi-Fi Московского метро получил награду. Экспертами конкурса технология была отмечена «лучшей в сфере реализации Wi-Fi в городской среде». Кстати, в том же году машинист Московского метро отвечал на cервисе TheQuestion про расположение роутеров в вагоне — они находятся над верхними поручнями, также он добавил, что роутеры ИНОГДА ВОРУЮТ.

На 2019 год аудитория подземной сети неизвестна, однако «МаксимаТелеком» по итогам 2017 года приводила цифру в 1 млрд сессий в ответ на заявления экспертов о том, что россияне разлюбили публичные Wi-Fi. Можно предположить, что число колеблется в районе 4-5 млн человек в сутки.

Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!