Бесит! Пять технологий, которых мне не хватает в России
Бесит! Пять технологий, которых мне не хватает в России

Бесит! Пять технологий, которых мне не хватает в России

28 июня, 20218 минут на чтение
Подписывайтесь на [Код // Дурова] в Telegram[Код // Дурова] в Telegram

Как человек, глубоко погруженный в IT, я с удовольствием пробую все инновации, которые появляются в моих поле зрения и зоне досягаемости. В то же время я остро чувствую нехватку технологий, которые уже где-то развиты, но по каким-то причинам пока не прижились или недостаточно развились в России. Именно о них я бы и хотел поговорить в этом материале.

К слову, идея этой статьи у меня появилась еще несколько месяцев назад, однако я решил не выдумывать что-то из головы, а собирать пункты для нее постепенно, записывая в свой виртуальный блокнот те технологические проблемы, с которыми я сталкиваюсь в повседневной жизни. И вот их наконец набрался необходимый минимум — пять штук. Спешу поделиться!

Интернет в поездах и самолетах

6:21 утра, поезд «Ласточка» из Курска в Москву начинает свой путь, и спустя буквально 10 минут следования я ухожу в оффлайн длительностью в пять с лишним часов с небольшими проблесками на коротких остановках в населенных пунктах. Большую часть пути мой смартфон вовсе не ловит сеть, а если и ловит, то в верхнем правом углу горит бесполезная литера «E», не позволяющая даже ответить на сообщения в мессенджерах.

Понятно, что мобильным операторам нет экономического смысла строить сети с уверенным приемом вдоль рельс в отсутствие рядом населенных пунктов. Да еще и поезд, по сути, является «клеткой Фарадея», которая мешает и так неуверенным радиоволнам проникать внутрь вагона. Так что рассчитывать на мощность модема в смартфоне и щедрость операторов связи вряд ли приходится.

Но выход есть и он лежит практически на поверхности, поэтому я до сих пор не понимаю, почему РЖД его не реализовали повсеместно. Технически нужна лишь установленная снаружи поезда антенна-усилитель, USB-модем с SIM-картой оператора с наилучшим покрытием по пути следования и Wi-Fi-роутер в каждый вагон, который будет раздавать интернет пассажирам.

Аналогичным образом ведь делали Wi-Fi в поездах, которые возили болельщиков на Чемпионате Мира в 2018 году. Похожие системы также применялись в частных вагонах ТКС, пока компания не прекратила регулярные пассажирские перевозки. Мы о ней, кстати, рассказывали пару лет назад. Читал, что в каких-то фирменных поездах сейчас тоже это реализовано, правда, мне они пока не попадались. В чем проблема оснастить таким доступом в Сеть все направления, не понятно.

Обзор поезда для разработчиков, IT-специалистов, дизайнеров и других «продвинутых» ребят
Сегодня у нас необычный обзор, потому что в качестве испытуемого выступают комфортабельные вагоны крупнейшего в России частного пассажирского железнодорожного перевозчика ТКС.

Конечно, уверенный прием на всем пути следования при таком подходе тоже гарантировать никто не может, но благодаря внешней антенне связь будет на несколько порядков лучше, по крайне мере в западной части России. И пусть это будет всего 1 Мбит/с на одного активного пассажира, но многим этого будет достаточно для оперативных задач: ответить на письма, обсудить что-то в мессенджерах, найти ту или иную информацию в поисковике.

И да, я совсем не против, а даже за, если это будет стоит несколько сотен рублей за поездку. Это отсечет большинство пассажиров, которым интернет нужен для развлечений, а деловой человек, которому доступ к Сети нужен для работы, с легкостью их окупит.

С самолетами, конечно, все гораздо сложнее. На некоторых рейсах Wi-Fi есть и предлагается по космическим ценам, так как коннект осуществляется по спутниковой связи. Есть надежда, что развитие таких компаний как Starlink, OneWeb и их отечественного аналога (если он когда-нибудь появится) принесет условно-доступный интернет и на борта воздушных судов.

А пока надеюсь, что хотя бы во всех поездах он появится, ведь с точки зрения технологий все есть и стоит совсем недорого, особенно в масштабах такой большой компании как РЖД. Да и окупится такой доступ в Сеть, я уверен, за считанные недели.

Токенизированные паспорта и другие документы

Очередная командировка, новый город и новый отель. Все как всегда: подходишь с чемоданом на ресепшн, подаешь паспорт, стандартный чек-ин. Милая девушка берет документ в руки, кладет на копир и делает пару копий — главную и «с пропиской». Где потом окажутся эти листы и кто получит к ним доступ, не знает никто. Никаких гарантий того, что через пару-тройку дней эти сканы не окажутся в даркнете.

Да, в каждом подобном случае можно и даже наверное нужно спорить и ставить под сомнение законность этих действий, но наверняка внятного ответа от сотрудника отеля или любой другой организации вы не получите. Ему так сказало начальство, вот он так и делает. Не хотите — идите еще куда-то, вот и весь разговор. Причем таких мест, где мы оставляем копии и сканы своего паспорта, наберется не один десяток, а то и не одна сотня. И судя по тому, сколько обо мне знают Telegram-боты для «пробива», бережно к моим данным относятся далеко не все эти организации.

Решить этот вопрос можно при помощи электронных токенизированных паспортов, которые в идеальном мире даже показывать никому будет не нужно. Технически они могут быть аналогичны бесконтактным банковских картам с NFC-чипом или даже интегрированы в смартфон по аналогии с Apple Pay и Google Pay.

Прототип электронного паспорта гражданина РФ

Все, что нам с вами нужно будет сделать для идентификации, это коснуться электронным паспортом (или смартфоном) специального считывателя, похожего на банковский терминал. В этот момент устройства обменяются данными, на компьютере сотрудника отеля условно отобразится ваше фото (чтобы он был уверен, что вы коснулись своим паспортом), а все необходимые организации данные в зашифрованном виде передадутся в ту или иную IT-систему. Никаких копий, сканов и доступа к персональным данным, предоставляемого случайным людям.

Звучит как магия, но концептуально такую же систему мы каждый день используем, когда оплачиваем покупки картой или смартфоном. Процесс ровно тот же, просто его необходимо реализовать не на частном, а на государственном уровне. И, конечно, привязать к этой системе остальные документы: водительское удостоверение, СНИЛС и так далее. В стране с одним из самых развитых финтехов в мире с этим, по идее, проблем быть не должно. В конце концов бизнес может поделиться опытом, тем более что ряд наших крупных банков имеют госучастие.

Благо разработки в эту сторону ведутся и уже в этом году в России начнут выдавать первые электронные паспорта. Дело за малым, масштабировать этот опыт на всю страну и побыстрее избавиться от бумажных документов во всех ключевых сферах жизни. Как минимум, это удобнее, а как максимум, еще и безопаснее. При соответствующем подходе, конечно же.

В Украине, к слову, электронные документы работают еще с 2019 года, мы подробно рассказывали о них в отдельном материале:

Цифровизация государства. Как это работает в Украине?
Рассказываем немного больше о том, как запускается цифровизация Украины, действительно ли это полезно и чего ожидать в России.

Инфраструктура для электромобилей

Не так давно мы с супругой решили купить в семью второй автомобиль, чтобы она могла независимо от меня передвигаться по городу. Как технологичный человек, я сразу же задумался о покупке электромобиля, ведь в качестве второго авто в семье эта идея звучит довольно заманчиво.

За пределы города ему выезжать не нужно, поэтому запаса хода в 100-150 км будет более чем достаточно, заправлять его дешево, обслуживать надо лишь раз в несколько лет. К тому же покупка того же Nissan Leaf с доставкой из США и последующей льготной растаможкой вполне бы укладывалась в наш бюджет. Идея звучала идеально до тех пор, пока я не задумался о том, как его заряжать.

Фото: Ларш Георг Фордал
Фото: Ларш Георг Фордал

Общественных зарядок в Курске всего пару штук и они вдали от тех мест, где мы бываем. Жить в квартире и легально поставить во дворе станцию подзарядки для электромобиля тоже практически нереально, да и нет гарантий, что это парковочное место никто не будет занимать. Не переноску же кидать с 7-го этажа, верно? Хотя и такие кадры попадаются.

В Москве ситуация с общественными зарядками получше, но сразу от нескольких коллег, которые брали на тесты электрические машины, я услышал, что зарядить авто в городе — это тот еще квест. В рамках московского паркинга места для «электричек» зачастую заняты бензиновыми авто, выделенных зон для зарядки мало и должно очень повезти, чтобы они были в удобной зоне досягаемости. В общем, чтобы сегодня иметь в России электрокар, для начала надо обзавестись домом — сейчас на постоянной основе их эксплуатируют в основном те, у кого нет проблем с размещением зарядки на собственной территории.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Понятно, что это замкнутый круг: инфраструктуру не строят, потому что мало электрокаров, а мало электрокаров, потому что для них нет инфраструктуры. Но и здесь какие-то подвижки могут произойти на горизонте нескольких лет. Вице-премьер Александр Новак обещает 11 000 электрозаправок в стране к 2024 году и 50 000 — к 2030-му. Но не зарядками едиными, ведь еще важно регламентировать установку таких станций во дворах жилых домов, чтобы это можно было сделать официально и прозрачно, пусть даже за средства его жителей. Надеюсь, и в эту сторону кто-то тоже задумается.

Футбол и другие спортивные трансляции в разрешении 4K

В целом Россия — это довольно технологичная страна. У нас быстрый и доступный интернет, качественная мобильная связь и куча завязанных на инновациях отечественных сервисов, которые доступны даже за пределами столиц и городов-миллионников. Но есть вещи, которые в эту парадигму никак не укладываются.

В июне стартовал один из главных футбольных турниров — Евро 2020. Но российские зрители, в отличие от других даже менее технологичных стран, посмотреть в 4K матчи не могут. Причем не только по эфирному или кабельному ТВ, но и через интернет. Фильмы и сериалы — пожалуйста, онлайн контента полно, даже какие-то каналы в кабельных сетях есть, но футбол — извините, может быть в другой раз.

Ни «Первый», ни «Россия», ни «Матч ТВ», купившие права на трансляцию Евро, до сих пор не ведут вещание в 4K, хотя изначальный поток сам по себе идет именно в таком качестве. При этом у жителей Турции (TRT 4K) и Польши (TVP 4K) такая возможность есть — мне удалось найти в Сети поток этих каналов, транслирующих Евро не только в 4K, но и в HDR.

Разница на 50-дюймовой панели между нашими каналами в 1080p и этими в 4K просто разительна. Только все на турецком и польском языках, что несколько портит впечатление от просмотра. К слову, что турецкий канал вещает еще с 2015 года! А у нас такого и в 2021 году нет.

Надеюсь, к ЧМ 2022 в Катаре наши вещатели что-нибудь придумают и дадут возможность смотреть футбол в 4K хотя бы через интернет. А там, может быть, и еврокубки с российским чемпионатом в 4K начнут транслировать… Жаль, что пока таких планов никто из них не обозначал, и это грустно.

5G

Этот и прошлый год во многих странах мира ознаменовался коммерческим стартом 5G-сетей, кроме того, большинство актуальных флагманов и ряд относительно бюджетных новинок получили поддержку сетей нового поколения.

Прилетев в феврале в Дубай, я был впечатлен количеством рекламы 5G-сетей и смартфонов с их поддержкой, а зайдя на сайт местного оператора, сильно удивился, когда увидел практически полное 5G-покрытие на улицах города.

А что в России? Буквально на днях стало известно, что продажи 5G-смартфонов составили в России 8% рынка, что довольно много. Вот только толка от поддержки 5G для россиян нет, и когда он появится, решительно неизвестно.

Телефоны с 5G заняли 8% российского рынка смартфонов
Операторы массово запускают тестовые зоны пятого поколения

Самое интересное, что российские сети уже вполне готовы к 5G, большинство крупных и не очень городов имеют базовые станции с такой инфраструктурой, которая позволит единовременно обеспечивать абонентам гигабитные скорости подключения. Вот только с частотами в России проблемы — военные неохотно расстаются с нужными спектрами, и поэтому в развитии 5G мы отстанем от остального мира лет на 5, если не больше. Но мы ждем, куда деваться…


А каких технологий и инноваций не хватает вам? Делитесь в комментариях своими вариантами.

28 июня, 2021
Подписывайтесь на [Код // Дурова] в Telegram[Код // Дурова] в Telegram

Выбор редакции