В начале июля сайты объявлений Avito, поиска недвижимости ЦИАН, поиска специалистов PROFI.RU, сервис карт 2ГИС и онлайн-кинотеатр ivi написали письмо о том, что Яндекс ограничивает доступ к их сервисам, нарушая тем самым закон о конкуренции. Яндекс рассказывает, как устроен механизм работы «колдунщиков», из-за которого сервисы компании в поисковой выдаче считаются более приоритетными.

Фото: «Код Дурова»

Компании заявляли, что Яндекс при помощи «колдунщиков» (интерактивных ответов на поисковые запросы) отдаёт приоритет связанным с компанией сервисам, ограничивая при этом сторонние — они не могут получить доступ к интерактивным ответам. Например, на поисковый запрос «купить авто» Яндекс выводит «колдунщики» с контентом из своего сервиса auto.ru.

Яндекс уверенно заявляет, что не понижает позиции других компаний в выдаче, а «колдунщики» появляются тогда, когда могут повысить качество ответа на пользовательский запрос:

И в этом большое отличие от антимонопольного разбирательства в Европе с сервисом Google Shopping.

«Колдунщики» встроены в поиск Яндекса в качестве модуля и не зафиксированы в верхней позиции страницы поисковой выдачи, а появляются в результатах только когда необходимо повысить качество ответа на запрос пользователя. Рекламироваться в «Яндекс.Директ» компания никому не мешала:

Религия «Поиска» — пользовательские метрики, а религия «Директа» — равный доступ в контекстной рекламе. В отличие от «Яндекс.Директ» (который допускает любых конкурентов к площадке), некоторые крупнейшие рекламные площадки (включая часть авторов письма) просто запрещают размещение конкурентов у себя.
Фото: «Код Дурова»

В Яндексе подчеркнули, что обращение пяти компаний затрагивает важные проблемы, однако их необходимо обсуждать в контексте общих принципов взаимоотношений в отрасли. Компания готова к проведению дискуссий и ожидает встречных действий от Avito, ЦИАН, PROFI.RU, 2ГИС и ivi.

Мы надеемся, что ссылки на сервисы Яндекса смогут появиться, например, на выдаче «Авито» («Авто.ру» и «Яндекс.Недвижимость»), на 2ГИС («Навигатор» и «Справочник»), на ivi («Кинопоиск»), на «Кассир.ру» и т.д. Мы бы хотели поддержать авторов письма и запретить запрещать доступ к ресурсам крупных рекламных сетей.

Компания также напоминает, что открыта к партнёрствам. Например, Яндекс совершал попытку предоставить компаниям-партнёрам более сложный и структурированный формат сниппета в поиске в рамках программа «Острова», однако в 2014 году компании ещё не были готовы к интеграции с поисковым сервисом.

При этом специальный структурированный формат, аналогичный «колдунщику», существует сейчас и в «Яндекс.Директе».

Компания сейчас работает над обновлением, в котором появится специальный интерактивный формат «Директа»: он предоставит компаниям-партнёрам расширенную функциональность, при этом сохраняя важность пользовательских метрик.

Тем не менее, представитель поиска недвижимости ЦИАН считает, что политика ограничения доступа сторонних сервисов к «колдунщикам» болезненно может отражаться на компаниях — сервисы могут недополучать 15–20% трафика. Генеральный директор 2ГИС Александр Сысоев оценил сокращение трафика из поисковика для таких сервисов на мобильных устройствах «процентов на 50». В связи с этим компании предлагают Яндексу дать сторонним сервисам доступ ко всем формам поисковой выдачи на одинаковых для всех участников рынка коммерческих условиях.

Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!