В эпоху информационных технологий перемен требуют разные ветви обыденного мира: начиная с медицины и заканчивая юриспруденцией. Последняя за последние несколько лет стала совершенно другой. Правовое поле, благодаря индустрии legal tech, стало неузнаваемым. Сегодня рассмотрим пример того, что IT и право в объединении создают доступное и справедливое поле для бизнеса во всём мире.

1_aFFd6q1Ya89kYRgs_3uv4g

В первой части нашего знакомства с legal tech мы изучали основное понятие о данной индустрии, создающее будущее юриспруденции. Во второй части мы подробно рассмотрели историю развития юридической индустрии legal tech. Но мы до сих пор не задались вопросом:

Почему в 21 веке бизнес, как малый, так и средний, сталкивается с грудой серьёзных вопросов, которые невозможно решить одним щелчком?

Право и IT творят чудеса

Любой продукт начинается с проблемы. Именно осознание того, что 80% украинского бизнеса не регистрируют торговые марки и впоследствии сталкиваются с юридическими проблемами в будущем, и привело к идее создания бота, который поможет решить эти вопросы. Какие главные причины? Их две:

  • непонимание необходимости регистрации торговой марки в принципе
  • «слишком дорого, занимает много времени и нет понимания, к кому нужно обращаться».

«История моего пути с legal tech началась в 2014 году. Тогда, будучи студентом юридического факультета, вместе с братом и лучшим другом я создал один из первых в Украине legaltech-проектов BITLEX — украинский Rocket Lawyer, предоставляющий юридические услуги онлайн. Ведь, вдохновляясь зарубежными проектами, понимал, что мир меняется, и юриспруденция прежней быть не может. Классикой мир не изменишь, поэтому путь обычного юриста никогда меня не привлекал», — говорит Валентин Пивоваров, сооснователь PatentBot.

Проект BITLEX в финале насчитывал команду из 12 человек:

photo_2018-05-18_14-36-34

Для того, чтобы подать документы на регистрацию торговой марки, необходимо найти юриста, которому можно доверять, собрать тонны ненужных, на самом деле, бумаг, потратить время на процесс согласований, который длится обычно около недели.

Убрать этот барьер решились Наталья Владимирова, Валентин Пивоваров, Артём Афян, Нестор Дубневич, Владимир Ярославский и Оксана Косткина. Именно эти люди создали PatentBot — мессенджер-бот, который однажды перевернул в мире понятие об юрисдикции. Он принимает заявки на регистрацию торговой марки в мессенджере Facebook в течении 5-7 минут без необходимости ехать к юристу и идти в банк. Всё, что нужно, — просто начать диалог, ответить на вопросы и оплатить счёт, не покидая мессенджер. Сейчас через бота можно проверить, свободна ли желаемая торговая марка, и зарегистрировать её на рынках США, ЕС и Украины.

maxresdefault-1

Тест гипотезы, запуск в Украине и первое международное признание

На украинский рынок PatentBot вышел в июле 2017 года. Этому предшествовала четырёхмесячная разработка продукта. После его запуска, по словам команды, реакция общества была разной:

«Сначала мы пытались бороться и оспаривать поток критики. Затем смирились и приняли решение, что лучший ответ — это счастливые клиенты, которые пишут «спасибо», и показатель развития проекта», — говорит СЕО PatentBot Наталия Владимирова.

С одной стороны, в первые 10 минут бот совершил продажу, а за первые сутки работы заработал 500 долларов. С другой стороны — полилась волна критики от патентных поверенных, которые упорно доказывали, что ничего не получится.

«В ноябре 2017 года PatentBot был признан одной из лучших юридических инноваций 2017 года по версии Гаагского института инноваций в праве и получил грант на развитие. Для нашей команды это стало первым шагом к признанию на международном уровне. Ведь работа команды и бота 24/7 приносит свои плоды», — дополняет Валентин Пивоваров, управляющий директор PatentBot.

Запуск в США

27629226_1997757007213896_6058563822431281093_o

Протестировав идею на украинском рынке, команда начала работу над выходом на рынок США. Ведь, если сравнивать с Украиной, он намного больше, а проблем с доступом к правосудию там не меньше.

Для сравнения: рынок регистрации торговых марок в США — 1 млн, в Украине — 30 тыс.

14 декабря 2017 года, после исследований рынка и технических разработок, PatentBot начал работу на рынке США. Команда запустила продукт на ProductHunt, крупнейшей американской платформе по запуску стартапов, которая дала возможность получить первых пользователей и обратную связь.

«В США ты можешь построить бизнес, только получив доверие и имея хорошую репутацию. Контакты играют ключевую роль. Это я осознал ещё во время поездки в Америку в сентябре 2017 года на TechCrunch Disrupt в Сан-Франциско, крупнейшую в мире выставку технологических стартапов. В этом одновременно и сложность, и большое преимущество, ведь зачастую люди более открытые и положительно предрасположены к тому, чем ты занимаешься. По этой причине первым нашим шагом стал именно ProductHunt», — говорит Валентин Пивоваров, управляющий директор PatentBot.

Disrupt-SF-Startup-Battlefield-1

Выход на ProductHunt привёл к тому, что в январе 2018 года PatentBot попал в номинацию престижной IT-премии Golden Kitty Awards от ProductHunt и был признан Ботом 2017 года.

11999577_1666206163665892_3618412963406626111_o

Второе место занял Operator by Intercom — чат-бот для обслуживания клиентов, обрабатывающий простые задачи. А третье — проект Tars, улучшающий понятие о юзабельности и удобстве чат-ботов.

Запуск в странах Европейского Союза

Параллельно с усовершенствованием технической составляющей на уже работающем американском и украинском рынках команда начала работу над запуском PatentBot в странах Европейского Союза. В апреле 2018 года был объявлен старт работы в 28 странах ЕС.

«Объём рынка регистрации ТМ в Евросоюзе составляет 135 000 регистраций в год. Главные конкуренты PatentBot в ЕС, как и в остальных уголках мира, — патентные поверенные, которые работают по классической схеме и предлагают услуги намного дороже и затратнее по времени. Также есть AlbertBot в Австрии. Но это разработка конкретной патентной компании. В отличие от нас, австрийский бот просто выполняет роль качественного customer service», — объясняет Валентин Пивоваров, со-основатель PatentBot.

31043899_563443950706919_3003690708512014336_n

«Для нас было стратегически важно выйти на рынок ЕС. Мы дали возможность любому человеку из любой точки мира подать заявку на регистрацию его бренда 24/7 в 30 странах, включая страны ЕС, США и Украины», — говорит СЕО PatentBot Наталья Владимирова.

Общение с акселераторами и привлечение инвестиций в Гонконге

Бизнес-акселератор — это социальный институт поддержки стартапов, который создаёт программы интенсивного развития компаний через менторство, обучение, финансовую и экспертную поддержку.

10 мая команда объявила о том, что PatentBot привлёк инвестиции от акселератора в Гонконге и был оценен в $750 000 до момента выхода на рынок ЕС, ведь сделку согласовали ещё в конце марта.

Китай — один из самых перспективных и быстрорастущих рынков в сфере IT и бизнеса. В августе 2015 года единороги — мифические животные — неожиданно перекочевали из сказок в реальную жизнь, но в качестве термина. Венчурный предприниматель и владелица Cowboy Ventures Эйлин Ли в своем эссе назвала «единорогами» стартап-компании, капитализация которых превысила $1 млрд за пять лет. Это понравилось специалистам из Кремниевой долины.

Удивительно, что мифы о единорогах будто бы подтверждаются, ведь с каждым годом компаний-единорогов по всему миру всё больше и больше — их несколько сотен, и в лидеры пробиваются китайские компании — те же Xiaomi или Alibaba, ну, и американские тоже — Uber или Tesla.

«С момента создания PatentBot мы вели переговоры со многими венчурными капиталистами. Так как рынок Китая и Азии, учитывая объём и темпы роста рынка, для нас стратегически важный, мы отдали предпочтение именно Гонконгу. Ведь Китай — один из флагманов технологического развития мира. К примеру, за 2017 год именно здесь появилось 15 новых компаний-единорогов. Это рекордное количество», — говорит Валентин Пивоваров, управляющий директор PatentBot.

К тому же, если говорить о рынке регистрации торговых марок, то Китай является самым быстрорастущим в мире и составляет 5 миллионов поданных ТМ в год в 2017 году (при этом в 2016 было подано 3 млн ТМ). Поэтому следующий шаг команды — разработка полноценного функционала для Китая. Чтобы участвовать в акселерационной программе, Валентин Пивоваров и Владимир Ярославский на 4 месяца переехали в Гонконг.

2018-05-10-11.42.03

«В Китае PatentBot будет разработан для мессенджера WeChat, и одна из наших главных целей на ближайшее время, помимо технических разработок, — понять менталитет и особенности местного рынка, выстроить долгосрочную стратегию работы, найти партнёров. Это то, в чём также поможет акселератор», — добавляет СТО PatentBot Владимир Ярославский.

К слову, продажи, которые состоялись благодаря WeChat в таких традиционных сферах, как e-commerce, туризм, питание, составили $54 млрд.

Сам Betatron считается крупнейшим в Гонконге акселератором, основан инвестиционными компаниями IC Studio, MindWorks Ventures, Vectr Ventures, CoCoon Ignite Ventures, Aria Group и Incu-Lab. С начала работы в 2016 году фонд проинвестировал в такие проекты, как Vmind, LogFlows, Pakpobox и многие другие.

«Следующие 4 месяца, которые мы вместе с СТО проведём в Гонконге, — для нас это возможность не только разработать здесь продукт технически, но и прочувствовать рынок. А это главное. Здесь совершенно другой ритм, другие люди и другой подход к построению бизнесу. И это без преувеличения ощущается уже при выходе с аэропорта. А тот факт, что экономика Китая за 30 лет выросла с десятого места в мире на второе, и, скорее всего, обгонит США за ближайшие 5-10 лет — также мотивирует и вдохновляет уделить особое внимание местным трендам и требованиям», — комментирует Валентин Пивоваров.

Будущее

Уже сейчас проект даёт возможность подачи документов на регистрацию торговой марки через веб-платформу: чтобы зарегистрировать торговую марку в режиме 24/7 — совсем не обязательно иметь установленный мессенджер от Facebook, ибо не все его юзают, а где-то он и вовсе заблокирован.

«Мы запускаем веб-версию для того, чтобы не было привязки только к мессенджеру Facebook. Это абсолютно отдельная платформа. Уже сейчас это позволит подать документы на регистрацию торговой марки ещё большему количеству людей. Ведь мы не стоим на месте и в первую очередь прислушиваемся к голосу наших клиентов», — говорит Валентин Пивоваров, управляющий директор PatentBot.

Также команда планирует расширять внутренний функционал продукта и добавить возможность регистрации доменов и авторских прав. А также регистрацию в странах Мадридского соглашения.

«Несмотря на то, что legal tech в мире развивается с космической скоростью, доля его влияния пока ещё не настолько высокая, как хотелось бы, и составляет до 10% от общего рынка юридических услуг как в Европе и странах СНГ, так и в США. Поэтому мы работаем ещё и над увеличением количества пользователей и над тем, чтобы донести нашу идею и миссию до максимально большого количества людей. Уверен, совсем скоро этот процент будет намного выше», — дополняет Валентин Пивоваров.

Cовместно с командой @legaltech мы продолжим наше знакомство с IT-индустрией, меняющей рамки юриспруденции и открывающей удобства для простых людей, нуждающихся в юридической помощи для решения проблем.

Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!

Подписывайтесь на «Код Дурова» в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!