Особенности «детского» дизайна: что учитывать при разработке ресурса для школьников
Особенности «детского» дизайна: что учитывать при разработке ресурса для школьников

Особенности «детского» дизайна: что учитывать при разработке ресурса для школьников

27 сентября, 20204 минуты на чтение

Представители разных возрастов имеют свои особенности мышления, восприятия и способы взаимодействия с цифровой средой. Это необходимо учитывать при разработке продуктов, в частности, в дизайне. Марина Степанова, дизайн-директор Учи.ру рассказывает «Коду Дурова» о принципах работы над детскими интерфейсами.

Мы накопили солидный опыт в дизайне продукта для детей: с 2012 года наша команда методистов и дизайнеров разработала более 50 000 интерактивных заданий для школьников. Сегодня с нами занимается 8 млн детей, а это каждый второй ученик в стране. При создании контента мы руководствуемся рядом принципов, которые пригодятся при разработке детских образовательных (и не только) сервисов.

Вовлечение и интерактивность

Используйте нарратив. Чтобы пробудить у юных пользователей интерес и вовлечь в процесс, создавайте сюжетные линии. Так могут быть спроектированы как отдельные задания, так и целые курсы. Весь наш онлайн-курс по программированию выстроен вокруг сюжета о приключениях заврика Гриши, который отправился навестить родителей. Каждый раздел — это отдельная локация со своей тематикой, сюжетом и методической задачей. И чтобы ввести ученика в сюжет, они начинаются с вводного комикса.

Сюжет может также быть многовариантным. В курсе по планированию и постановке целей мы предлагаем выбирать разные действия за героя, от чего зависит дальнейший ход событий, при этом методика поддерживается во всех ответвлениях. Часть детей начинает курс заново сразу после завершения, чтобы узнать другие варианты развития сюжета. Таким образом они по собственному желанию закрепляют материал.

Вводный комикс, чтобы погрузить ученика в сеттинг и сюжет текущей локации

Используйте геймификацию. Помимо самих обучающих заданий в игровой форме, на платформе успешно используются геймификационные механики. Часть из них направлена на коллекционирование: ачивки, собирание персонажа или виртуальных тематических коллекций. Другая часть включает соревновательные механики. В совокупности они обеспечивают дополнительную мотивацию к освоению материала.

Ачивки, которые можно получить за выполнение нескольких заданий подряд без ошибок и другие подобные мини-квесты

Подача контента

Чередуйте активности. Исследования утверждают, что современные дети способны удерживать внимание на чем-то одном около 8 секунд. Однотипные задания вызывают скуку и отбивают желание заниматься. Предусмотрите чередование разных видов деятельности: они могут быть направлены на одну цель, но быть реализованы через разные интерфейсные решения. Так можно перемежать работу с текстом, звуком и изображениями. Помимо этого чередуйте нагрузку и отдых.

Говорите с детьми на одном языке. Не стоит усложнять коммуникацию. Обращайтесь к детям на «ты» и говорите простыми словами, которые они встречают в повседневной жизни. Например, не «назови свой возраст» или «ФИО», а «сколько тебе лет?» и «как тебя зовут».

Тестируйте с пользователем. Наша команда проводит первичную оценку идей с помощью тестирования прототипов с пользователями, в том числе с детьми. Например, при тестировании интерфейса классической задачи на переливание смотрели в первую очередь на доступность механики взаимодействия: чтобы «налить» в каждый сосуд определенное количество воды, ученик должен кликами откручивать и закручивать разные вентили. Тест показал, что дети понимают смысл задания — крутить вентили, и интерфейс интуитивно доступен. Только после этого задача перешла на следующий этап к разработчикам.

Тест интерфейса юными пользователями Учи.ру

Визуал

Создавайте понятную картинку. Исследование Учи.ру говорит о том, что современные дети дотошны и внимательны к деталям. Визуальная составляющая должна быть интересной и при этом достаточно понятной для маленьких пользователей.

При адаптации для международного рынка нужно также учитывать национальные особенности стран мира. Снеговики и санки будут не актуальны в южных странах, а компот и гречневая каша — для всех, кто живёт за пределами постсоветского пространства.

Следите за визуальными трендами. Смотрите, что популярно среди малышей, адаптируйте свои продукты под их интересы и предпочтения. Например, «Союзмультфильм» заказывал исследование детской культуры, чтобы сделать сюжеты мультфильмов интересными для современных детей, а графику — соответствующей их вкусам и понятиям о красоте.

Одна и та же иллюстрация пять лет назад и сейчас. Контуры стали чище, а цвета — сочнее

Создавайте интуитивный UI. Детские приложения должны не только содержать выразительных персонажей и яркие цвета, но быть интуитивно понятными, чтобы ребенок смог разобраться сам, без помощи взрослых. Большинство учеников младших классов — неопытные пользователи компьютера, у них отсутствуют привычные нам паттерны восприятия интерфейсов. Поэтому некоторые общепринятые элементы интерфейса требуют дополнительных акцентов или пояснений: это могут быть пульсации вокруг кнопок или всплывающие микро-подсказки.

Интерфейс важнее оформления. Детские интерфейсы обычно наполнены иллюстрациями и красочными деталями. Несмотря на это, ребенок должен фокусироваться на выполнении задания и понимать, с какими элементами ему необходимо для этого взаимодействовать. Излишняя стилизация кнопок, инпутов и других элементов под общую картинку может ввести в заблуждение и затруднить выполнение задания.

Последнее и самое важное — всегда тестируйте с пользователями. Принципы, которые лежат в основе нашей разработки, выработаны на основе регулярных исследований, интервью и тестирований с пользователями. Подвергайте фильтру реальности всё, что создаете. Воспринимайте детей всерьез, они — ваши пользователи и с ранних лет довольно самостоятельны в выборе контента.

Заглавное изображение: LightField Studios / Depositphotos

27 сентября, 2020

Сейчас читают

Редакция рекомендует

Картина дня

Свежие материалы

Свежие материалы