Я пришел в гаджет-журналистику относительно поздно, в середине 2010-х. Естественно, в этой работе приходится регулярно делать фотографии, в большинстве своем предметные, то есть запечатлевать для читателей много различных гаджетов.
Тогда и сейчас самым простым путем для меня было бы купить недорогую полупрофессиональную камеру за 40-50 тысяч рублей, подходящий объектив для предметной съемки еще тысяч за 20, разобраться в базовых настройках и начать делать неплохие снимки. Так, например, сделал мой коллега Гайк, взяв на вооружение Canon EOS M50.
Однако я ярый фанат мобильной фотографии, ведь если немного включить голову, правильно выбрать композицию и совсем чуть-чуть заморочиться со светом, то и на смартфон можно классно снимать. А если еще и устройство топовое, как, например, мой текущий «фотоаппарат» iPhone 11 Pro Max, то результат не всегда получится отличить от полупрофессиональной камеры.
Сегодня я расскажу, как я делаю снимки на iPhone 11 Pro Max: какие камеры в нем использую, каким софтом пользуюсь и что еще мне требуется для более-менее симпатичных фотографий. Начнем!
«Телевик» — важная штука для предметной съемки
В iPhone 11 Pro Max три основных модуля — широкоугольный, сверхширокоугольный и телефото-объектив.
Для предметных фото вполне годится классический широкоугольный модуль с эквивалентным фокусным расстоянием 26 мм, однако при съемке с близкого расстояния пропорции объекта будут явно искажены. Поэтому для фотографирования гаджетов я предпочитаю использовать телефото-объектив, который не только имеет двукратный оптический зум, но эквивалентное фокусное расстояние 52 мм. С ним пропорции объекта выглядят более натурально, практически так же, как их видит человеческий глаз.
Как раз из-за телефото-объектива мне хотелось перейти с iPhone 11 на iPhone 11 Pro Max, что я и сделал. Но в целом некоторые кадры вполне уместно делать и на основную широкоугольную камеру — тут все зависит от композиции кадра, где-то искажение пропорций наоборот выглядит более художественно.
Если продолжать разговор о художественности, то необходимо упомянуть и о портретном режиме в iPhone 11 Pro Max. Дело в том, что любая мобильная камера из-за небольшого размера объектива попросту не может обеспечить классное размытие фона на уровне оптики. И здесь на помощь приходят софтверные алгоритмы.
За счет того, что iPhone 11 Pro Max для размытия фона использует данные сразу с трех своих камер, то карта глубины получается довольно подробной и многослойной, убедиться в этом можно при помощи приложения Halide, позволяющего просматривать фото размытием в AR-режиме.
Единственное, с софтверным размытием надо быть особенно внимательным, ведь алгоритмы пока еще ошибаются и иногда приводят к конфузам, когда какая-нибудь часть фона все же остается в фокусе и портит снимок. Впрочем, при должной сноровке и с пары-тройки попыток все же получается красивый результат.
Свет важен, но есть пару лайфхаков
С телефото-объективом, который наиболее подходит для съемки гаджетов, есть один важный нюанс — он менее светочувствителен, чем основной широкоугольный модуль. Поэтому в летний период я предпочитаю снимать на улице — и света достаточно, и фон можно подобрать максимально разнообразный.
Зимой же выходить на улицу лишний раз не хочется, да и гаджеты бывают разные — не будешь же фотографировать роутер или монитор на лавочке в парке. Именно поэтому я решил озаботиться дополнительным светом у себя в офисе. Текущее решение было собрано, что называется, на коленке и состоит оно из 4-х «умных» ламп Philips Hue и 4-х светильников на «прищепке» из всем известного строительного магазина с французским названием.
За счет «прищепок» у меня есть относительная свобода, где и на чем разместить светильники, а за счет «умности» ламп я могу гибко выбирать температуру света или даже цвет.
Если вы, будучи человеком, сведущим в фото-освещении, надо мной смеетесь, то смейтесь на здоровье. Я сам периодически смеюсь над собой, имея такой DIY-сетап. Но относительно неплохо он свою задачу все же выполняет, хотя в ближайшее время я все же планирую приобрести в офис пару хороших софтбоксов, дабы убрать лишние провода и перестать «бегать» от навязчивых бликов.
Софт — в основном штатный
За последний год я перепробовал все популярные альтернативы встроенной «Камере» и поймал себя на мысли, что чаще всего использую штатное приложение.
Во-первых, потому что в автоматическом режиме лучше всего справляется именно оно, и на этот «автомат» чаще всего можно положиться. Во-вторых, опытным путем было установлено, что качество снимков во встроенной «Камере» при неидеальном освещении получается лучше — сторонние решения нет-нет да грешат большим количеством «зерна» и потерей детализации.
Но все же есть пару вещей, в которых мне помогают сторонние программы. В Halide мне нравится реализация ручного фокуса, что бывает очень полезно, когда снимаешь что-то маленькое, например, наушники. В стандартном приложении фокус только по тапу, и зачастую попасть в нужную область затруднительно, а тут просто выставил ползунком фокус и сфотографировал.
ProCamera же хороша своим ночным режимом LowLight, который позволяет делать хорошие снимки при плохом освещении, когда в этом и заключается задумка фотографии. Дело в том, что стандартный ночной режим в актуальной линейке iPhone 11 Pro не работает в паре с телефото-модулем, а для LowLight в ProCamera доступны все три камеры смартфона, включая «сверхширик».
Еще в ProCamera мне нравится улучшалка под названием vividHDR, которая может заметно расширить динамический диапазон даже в сравнении с фирменным Smart HDR от Apple.
В iOS 13 купертиновцы отлично переработали встроенный фото-редактор, которые мне полностью заменил приложение VSCO, поэтому большинство фотографий я обрабатываю именно в нем — что-то прямо на iPhone, но чаще всего на iPad 10,2" (Apple Pencil — верный помощник в этом деле).
Единственное, чего в нем не хватает — это возможности быстро удалять с фотографий пыль, мусор и всевозможные артефакты. В этом мне помогает сторонняя программа TouchRetouch.
Когда есть достаточно времени и энтузиазма, я пользуюсь на iPad приложением Pixelmator Photo. Автоматические улучшалки мне в нем совершенно не нравятся, но для ручной регулировки тех или иных параметров — самое то.
Что я этим хотел сказать?
Я далеко не профессионал в области съемки и уж тем более в области обработки фотографий. Я просто беру то, что мне предлагает iPhone 11 Pro Max и разработчики приложений, применяю это на практике и в итоге получаю вполне интересный результат.
Это лишний раз доказывает, что мобильная съемка развивается семимильными шагами, и мне дико интересно, что нас ждет в этой сфере через 3-5 лет. А пока посмотрим, как улучшат камеры в iPhone 12-й серии — что-то мне подсказывает, что это будет если не революция, то определенно новый уровень.
Что творит iPhone 11 Pro Max в руках профессионалов, вы можете посмотреть в нашем большом обзоре этого смартфона:
Больше красивых фотографий на iPhone смотрите в моем Instagram — @kirillsergeew:
Читать первым в Telegram-канале «Код Дурова»